-продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
-развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
-развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.
-формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
-продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Этап урока | Шаг | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебный процесс | Читаю настрой на работу. Зарубите себе на носу, вам сейчас придется работать, засучив рукава. Если будет трудно, не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, все будет замечательно. Вам все понятно в моем пожелании? Тогда ни пуха, ни пера в нашей работе! | Слушают, размышляют, делают выводы. | Л: Мотивация к познанию. Р: Включение в учебную деятельность. |
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. | Повторение. Выявление причины затруднения. | -Ребята, а что мы уже знаем о фразеологизмах,? (на интерактивной доске заполняют таблицу) Фразеологизм - это Особенности фразеологизмов - Функции фразеологизмов - -Проверим, знаете ли вы фразеологические обороты (на интерактивной доске: соедини фразеологизм с его значением) -Значение какого фразеологизма мы не можем пока объяснить? | Обобщают, анализируют, делают выводы. (на интерактивной доске заполняют таблицу) Соединяют фразеологические обороты с его значениями | П: Ориентировка в системе знаний. Р: Определять и формулировать цель деятельности. Р: Суметь увидеть проблему. К: Выражение своих мыслей полно и четко. К: Учет разных мнений. |
Постановка учебной задачи | Определение темы и целей урока. | Всё ли мы знаем о фразеологизмах? -А что бы ещё хотелось узнать? (слова-помощники: история, происхождение, можно ли) | Сами определяют тему урока, формулируют задачи урока. -Какова история появления в речи фразеологизмов? -Как родился тот или иной фразеологизм? -Какие ещё есть фразеологизмы в нашей речи и что они обозначают? -Можно ли узнать происхождение фразеологизмов? Цель исследования: Найти информацию, которая поможет ответить на эти вопросы. | Р: Определять и формулировать цель деятельности. Р: Суметь увидеть проблему. К: Выражение своих мыслей полно и четко. К: Учет разных мнений. |
Открытие детьми нового знания. | Работа в малых группах. Итоги работы в группах. | Каждая группа получает для работы : -текст об истории одного из фразеологических оборотов -рабочий лист -карандаши или фломастеры | Ребята изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, выполняют иллюстрации, готовят устное сообщение для учеников из других групп | П: Добывают новые знания, извлекая информацию П:Перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую К: Договариваются с членами группы. Р: Реализовывают план действия, сверяя свои действия с целью Р: Волевая саморегуляция в ситуациях затруднения. К: Разрешение конфликтов. Л: Осознание ответственности за общее дело. |
Физкультминутка | Снятие эмоционального напряжения. | Фразеологический зверинец. - Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их. Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … ( бык). Колюч, как … (ёж). | Называют животных, повторяют движения отдыхают. | Л: Следование в поведении моральным и этическим требованиям. |
Первичное закрепление нового материала. | Работа в парах на карточках Выявление причин затруднения. Работа с фразеологическим словарем. | -Прочитайте словосочетания и найдите среди них фразеологизмы. Повесить картину, повесить портьеры, повесить нос. -Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо Сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу. -Сесть в калошу – это оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу. Точить ножницы, точить лясы, точить топор. -Что обозначает фразеологизм « точить лясы» -А где можно узнать о его значении? -А как правильно пользоваться словарём? -Списать обычные словосочетания, обозначить орфограммы. | Устойчивое словосочетание повесить нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя. Фразеологизм сесть в калошу, т.к. в неё нельзя сесть. На землю и на стул можно сесть, а в калошу нельзя. Сесть в калошу это значит что-то сделать не так.) Во фразеологическом словаре) -Фразеологические обороты даны в алфавитном порядке Списывают в тетрадь словосочетания, обозначают орфограммы | П: Поиск и выделение необходимой информации. К: Высказывание своих мыслей точно и полно. П: Применение полученных знаний на практике. П:Умение пользоваться словарем Л: Осознание ответственности за общее дело. |
Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. Самопроверка со слайда. | -Прочитайте предложения. Замените подчёркнутые слова фразеологизмами, напишите полученные предложения. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Слова для справок: Повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей. | Списывают в тетрадь предложения, заменяя словосочетания фразеологизмами, проверяют свою работу со слайда | П: Применение полученных значений на практике. Р: Контроль. Р: Самооценка. Р: Коррекция. |
Рефлексия | Самооценка | Итак, что нового мы сегодня узнали о фразеологических оборотах? На доске написаны столбиком фразеологизмы: Оцените, пожалуйста свою работу на уроке: -сложа руки - засучив рукава - держа ушки на макушке - бил баклуши - работал до седьмого пота - мотал на ус - считал ворон | -У каждого фразеологического оборота своя история появления. Делают выводы, оценивают работу на уроке Подходят к доске, прикрепляют бумажного человечка рядом с нужным фразеологизмом | П: Основное и произвольное построение речевого высказывания. К: Выражение своих мыслей. П: Рефлексия способов и условий действий. Л: Самооценка на основе критерия успешности. |
Итог урока. | | Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Думаю и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать две книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это "Краткий фразеологический словарь русского языка” Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и "Почему мы так говорим” В. Волиной. | Подводят игоги урока | П: Оценка процесса в результате деятельности. К: Выражение своих мыслей. |