kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование,цель которого узнать происхождение некоторых фразеологических оборотов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"»

Урок-исследование по русскому языку в 3 классе

Разработала учитель начальных классов МБОУ школа № 19 имени 212 полка г.о. Кинешма Андреева Марина Юрьевна


Тема урока: «История фразеологизмов»

Цель исследования: узнать историю появления в речи некоторых фразеологических оборотов


Задачи:

-продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;

-развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;

-развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.

-формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;

-продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: Карточки с текстом об истории появления фразеологических оборотов, карточки с заданиями в парах и группах, рабочие листы для исследования, презентация для интерактивной доски, «Краткий фразеологический словарь» под редакцией Е.А. Быстровой - 6 шт., цветные карандаши



Этап урока

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебный процесс

Читаю настрой на работу. Зарубите себе на носу, вам сейчас придется работать, засучив рукава. Если будет трудно, не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, все будет замечательно.

Вам все понятно в моем пожелании? Тогда ни пуха, ни пера в нашей работе!


Слушают, размышляют, делают выводы.

Л: Мотивация к познанию.

Р: Включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Повторение. Выявление причины затруднения.

-Ребята, а что мы уже знаем о фразеологизмах,?

(на интерактивной доске заполняют таблицу)

Фразеологизм - это

Особенности фразеологизмов -

Функции фразеологизмов -

-Проверим, знаете ли вы фразеологические обороты (на интерактивной доске: соедини фразеологизм с его значением)

-Значение какого фразеологизма мы не можем пока объяснить?


Обобщают, анализируют, делают выводы. (на интерактивной доске заполняют таблицу)






Соединяют фразеологические обороты с его значениями

П: Ориентировка в системе знаний.

Р: Определять и формулировать цель деятельности.

Р: Суметь увидеть проблему.

К: Выражение своих мыслей полно и четко.

К: Учет разных мнений.

Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока.

Всё ли мы знаем о фразеологизмах?

-А что бы ещё хотелось узнать?

(слова-помощники: история, происхождение, можно ли)


Сами определяют тему урока, формулируют задачи урока.

-Какова история появления в речи фразеологизмов?

-Как родился тот или иной фразеологизм?

-Какие ещё есть фразеологизмы в нашей речи и что они обозначают?

-Можно ли узнать происхождение фразеологизмов?

Цель исследования: Найти информацию, которая поможет ответить на эти вопросы.



Р: Определять и формулировать цель деятельности.

Р: Суметь увидеть проблему.

К: Выражение своих мыслей полно и четко.

К: Учет разных мнений.

Открытие детьми нового знания.

Работа в малых группах.

Итоги работы в группах.

Каждая группа получает для работы :

-текст об истории одного из фразеологических оборотов


-рабочий лист

-карандаши или фломастеры


Ребята изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, выполняют иллюстрации, готовят устное сообщение для учеников из других групп


П: Добывают новые знания, извлекая информацию

П:Перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую

К: Договариваются с членами группы.

Р: Реализовывают план действия, сверяя свои действия с целью

Р: Волевая саморегуляция в ситуациях затруднения.

К: Разрешение конфликтов.

Л: Осознание ответственности за общее дело.

Физкультминутка

Снятие эмоционального напряжения.

Фразеологический зверинец.

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).


Называют животных, повторяют движения отдыхают.

Л: Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Первичное закрепление нового материала.

Работа в парах на карточках
























Выявление причин затруднения. Работа с фразеологическим словарем.



-Прочитайте словосочетания и найдите среди них фразеологизмы.

Повесить картину, повесить портьеры, повесить нос.

-Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо

Сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу.

-Сесть в калошу – это оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу.

Точить ножницы, точить лясы, точить топор.

-Что обозначает фразеологизм « точить лясы»

-А где можно узнать о его значении?

-А как правильно пользоваться словарём?

-Списать обычные словосочетания, обозначить орфограммы.


Устойчивое словосочетание повесить нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя.


Фразеологизм сесть в калошу, т.к. в неё нельзя сесть. На землю и на стул можно сесть, а в калошу нельзя. Сесть в калошу это значит что-то сделать не так.)










Во фразеологическом словаре)


-Фразеологические обороты даны в алфавитном порядке




Списывают в тетрадь словосочетания, обозначают орфограммы

П: Поиск и выделение необходимой информации.

К: Высказывание своих мыслей точно и полно.

П: Применение полученных знаний на практике.

П:Умение пользоваться словарем

Л: Осознание ответственности за общее дело.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Самопроверка со слайда.

-Прочитайте предложения. Замените подчёркнутые слова фразеологизмами, напишите полученные предложения.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Слова для справок: Повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.


Списывают в тетрадь предложения, заменяя словосочетания фразеологизмами, проверяют свою работу со слайда

П: Применение полученных значений на практике.

Р: Контроль.

Р: Самооценка.

Р: Коррекция.

Рефлексия

Самооценка


Итак, что нового мы сегодня узнали о фразеологических оборотах?


На доске написаны столбиком фразеологизмы:

Оцените, пожалуйста свою работу на уроке:

-сложа руки

- засучив рукава

- держа ушки на макушке

- бил баклуши

- работал до седьмого пота

- мотал на ус

- считал ворон


-У каждого фразеологического оборота своя история появления.


Делают выводы, оценивают работу на уроке

Подходят к доске, прикрепляют бумажного человечка рядом с нужным фразеологизмом

П: Основное и произвольное построение речевого высказывания.

К: Выражение своих мыслей.

П: Рефлексия способов и условий действий.

Л: Самооценка на основе критерия успешности.


Итог урока.


Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Думаю и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать две книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это "Краткий фразеологический словарь русского языка” Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и "Почему мы так говорим” В. Волиной.


Подводят игоги урока

П: Оценка процесса в результате деятельности.

К: Выражение своих мыслей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"

Автор: Андреева Марина Юрьевна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 362000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства