1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
3. Освоить первичные навыки проведения исследований.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент | Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. | Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу | Коммуникативные УУД: слушать учителя Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции |
II. Актуализация знаний | Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Закончите предложение. (на экране появляется запись) - Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются… - Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
(На интерактивной доске появляются слова) Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных: белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака. Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек: корова яйца куры молоко, сыр, масло овца мёд пчёлы шерсть |
Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно) дикие животные Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)
домашние животные
Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)
Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют. | Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация
Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль |
III. Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи. | На доске кроссворд. Отгадайте загадки: Среди двора стоит копна, Спереди вилы, сзади метла Четыре ноги, пятый хвост, Шестая грива С бородой, а не старик С рогами, а не бык Доится, а не корова Лыко дерёт, а лаптей не плетёт Собой не птица, петь не поёт, Кто к хозяину идёт, она знать даёт
Какое слово получилось в выделенной строке?
- Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном. (Звучит запись песни «Пропала собака»). О ком говорится в песне? Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.
Правильно. А зачем нам нужно изучать эту тему? - Значит цель нашего урока …
| Учащиеся отвечают:
- корова
- лошадь
- коза
- собака
- кошка
- Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках
- В песне говорится о собаке.
- Про кошек и собак.
- Чтобы больше знать об этих животных. - Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак. | Познавательные УУД: принятие учебной задачи, анализ.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели |
IV. Мотивация. | Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования. (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») - Вспомните, что это такое? - А в толковом словаре Ожегова говориться так: «Исследование – научный труд. Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового. - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме. (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) - Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме? - Каким образом мы можем еще добыть информацию? - В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные имеют краткие, доступные тексты. - Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (открывается последние строчки схемы) - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили? Алгоритм, план, программу исследования. ИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТЕМА ЦЕЛИ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ РЕЗУЛЬТАТЫ |
(варианты ответов детей)
(варианты детей)
( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети) - Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
| Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: интерес
Познавательные УУД: поиск информации
Познавательные УУД: знаково-символические действия.
Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы
|
V. Физкультминутка |
- Вот идёт черный кот,
Притаился – мышку ждёт. Мышка норку обойдет И к коту не подойдет | Дети выполняют движения Шаги с высоким подниманием ног Приседания, руки к коленам Встать, повернуться возле себя Руки в сторону | |
VI. Постановка проблемы | - Подумаем! Что мы знаем о собаках?
- А все ли собаки имеют свой дом?
- Подумаем! Что мы знаем о кошках?
- А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками? Что мы можем предположить?
Что ж докажем это. | Ответы детей: - Это домашние животные, значит они имеют свой дом. - Нет, есть бездомные собаки. - Собаки бывают разного размера - Собаки имеют разный окрас шерсти. - Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти. - Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными. (Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.) (Дети задумываются. - Нет, не знаем. - Кошки и собаки могут быть разных пород | Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания
Познавательные УУД: выдвижение гипотезы.
|
VII. Исследования в малых группах, открытие новых знаний. | Здесь мы и воспользуемся сбором информации: - из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.
- обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.
- обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»
- прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?» | Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи. Рассматривание картинок в группе.
Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками. Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения. | Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера. Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.
Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации
|
VIII. Итог урока. Обмен информацией. | - Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить. Для этого разложим на столе листочки с собранными данными. - Что мы можем рассказать о кошках и собаках? - Что нового и интересного узнали об этих животных? - Каким способом воспользовались выступающие? - Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак? - Каким способом мы получили новую информацию? - У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д. Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой. | От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.
- рассказ детей о породах собак и кошек; - рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.
-Получение информации из книги, из Интернета. - Да, можем.
С помощью исследования. | Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. |
IX. Домашнее задание. | Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику): Порода. Кличка. Возраст. Внешний вид. Особенности характера. Твое отношение к животному. | | Познавательные УУД: принятие задачи. Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя. Регулятивные УУД: планировать свой ответ. |
X. Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке фишками. Продолжите фразу: Сегодня на уроке - я узнал - я знал, но узнал лучше - я запомнил. | Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке. | Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения. |