Актуализа- ция знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений. | - Ребята, отгадайте загадку: Слайд 2 Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Знают все: и мал, и стар Что она большущий шар. - А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? Слайд 3 -Это и название планеты, на которой мы живём. -это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству. -это и земля в понимании страна, государство. Сказала лопата: Слайд 4 -Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: -Земля – чтоб ходить. А люди сказали: -Земля – чтобы жить. А. Тетивкин - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Земля – какое ёмкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Земля – родная мать. Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ. - Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке? - Какое научное название? -Какова тема нашего урока? Слайд 5 Главное слово на уроке - ПОЧВА | -Земля -Планета Земля, Часть суши, Страна, государство -о земле Земля - по которой ходим. Почва. Ответы детей | -умение слушать и понимать речь других. -умение ориентироваться в своей системе знаний. -умение строить речевое высказывание в устной форме. - принимать и сохранять учебную задачу. |
Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | - Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске) 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? -Какова основная проблема урока? | 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? | -умение определять цель деятельности. -умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - умение выявлять сущность, особенность объекта. - самоопределение к деятельности. |
Первичное закрепление Самостоя- тельная работа с проверкой Включение нового знания в систему знаний и повторений Рефлексия деятельности | Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы Каждый делает вывод для себя о том, что умеет. Использование нового знания вместе с изученными ранее. Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса. | Работа в группах Слайд 9 Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный0 (плотный или рыхлый) слой земли. - Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64 Слайд 10 2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ Цель опыта Ход проведения Вывод -Докажем, что в почве есть воздух Опыт 1 Берём стакан с водой Бросаем комочек сухой почвы Что наблюдаем? –Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2 Слайд 11 Докажем, что в почве есть вода Возьмём бумажную салфетку Положим на неё немного почвы Сильно сожмём Стряхнём почву Что осталось на салфетке? -Для чего нужна вода в почве? Слайд 12 Опыт 3 (выполняет учитель) Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Что наблюдаем? Продолжаем нагревать почву. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Слайд 13 Опыт 4 (выполняет учитель) Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина). Опыт 5 Слайд 14 Размешаем почву с водой стеклянной палочкой Профильтруем раствор Что видим на фильтре? Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло Подержим стекло над огнём Вода быстро испарится Что осталось на стекле? Это минеральные соли. Слайд 15 -Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 38 №4 Слайд 16 Объяснить смысл пословицы: 1 группа Глубже пахать – больше хлеба жевать. 2 группа Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь. 3 группа Добрая земля больше поднимет. Слайд 17 -Какую тему изучали? - Какую проблему рассматривали? -Можем ли мы ответить на основные вопросы урока: -Что такое почва? -Что входит в состав почвы? -Что нового узнали? -Что понравилось на уроке? Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 №5 | Рассматривают почву. Делают вывод на карточке ( Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы. Заполняют карточку Работа в группах Выполняют опыт Делают вывод: в почве есть воздух заполняют таблицу в тетр на печатной основе с. 37 Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве. Выполняют опыт Делают вывод: в почве есть вода. Делают рисунок. Ответы детей Стенки пробирки запотели. Вывод: это испаряется вода. Появился запах. Вывод: в почве есть перегной. Вывод: в почве есть песок и глина. Песок, глина, остатки растений На стекле остались небольшие белые пятна. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде. Читают вывод С.66 Самостоятельная работа Обсуждение в группах. От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы. Ответы детей | -умение выражать свои мысли -умение работать в группах, -формирование умения объяснять свой выбор, -строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника. -умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, -умение обобщать и классифицировать по признакам. -умение осуществлять поиск необходимой информации -учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. -сохранение учебной задачи, -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. -умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра. - использовать схемы, -Учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу -умение правильно оценивать действия. -договариваться и приходит к общему решению, -умение слушать товарища. - строить рассуждения. - умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку. -умение контролировать свои действия, оценивать результат работы. -умение слушать собеседника. -строить речевое высказывание в устной форме. -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. -умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |