kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование по литературному чтению "Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип"озвучивается проблемная ситуация. В ходе исследования обучающиеся должны доказать или опровергнуть высказывание "Автор рассказа поступил жестоко по отношению к Скрипу, оставив его сиротой".

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по литературному чтению "Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип"»

Урок литературного чтения

Тема: Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Тип урока

Урок-исследование

Цель

 Научить детей выделять главную идею литературного произведения, формировать нравственные ценности.

Необходимое оборудование

Учебник Л.Ф. Климановой Литературное чтение с текстом рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Дидактическое обеспечение

Памятка: слова-подсказки, рабочие листы, проверочные листы, карточки с cюжетно-композиционным треугольником, оценочный лист работы на уроке.

Предметные результаты по теме

Уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, анализировать поступки героев, давать характеристику, научатся на основе полученных сведений составлять синквейны, анализировать литературное произведение.

Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами. Прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, учиться вести внутренний и внешний диалог,

договариваться друг с другом; учиться задавать вопросы, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою

точку зрения, предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные
результаты

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению предмета, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению, развивать творческие способности.

Технологии, применяемые на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ.

Методы

Проектный, театрализация, проблемный, частично-поисковый, метод моделирования, метод группового взаимодействия

Форма работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Форма контроля

Самоконтроль, формирующее оценивание работы каждого члена в команде и его личный вклад, наблюдение и взаимоконтроль.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организационный

Цель: проверка готовности обучающихся, мотивирование к учебной деятельности.



Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.

Сегодня на необычном уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, творческих проектов. А справиться с заданиями вам помогут ваши друзья.

Звучит пение стрижей.



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку








Введение в тему










II.Актуализация знаний.







  

 Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за лесами, а рядом с нами! И сегодня мы продолжаем путешествовать по этой стране и узнавать много нового.


Ребята, как называется эта удивительная страна, которую мы изучаем в данном разделе каждый урок? Предлагаю заглянуть в гости к одному из жителей страны.

(учитель показывает творческий проект ученицы «Я родился!» по мотивам рассказа «Стрижонок Скрип»)

О каком произведении пойдёт речь сегодня на уроке?

-Почему автор назвал так рассказ?

Ребята, какие вопросы у вас возникли, читая произведение «Стрижонок Скрип»? Над чем хотели бы работать на этом уроке?


Сегодня на уроке нам придется дать ответы на множество вопросов. Вы составили свои вопросы по содержанию художественного текста.














( Природа и мы)






- О рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

- Потому что в произведении рассказывается о жизни стрижонка Скрипа.



 - Над делением данного текста на смысловые части;

Я испытываю небольшие трудности над составлением плана к данному произведению, хотел бы на уроке справиться с данной задачей;

- я бы хотел понять смысл произведения, понять - что хотел донести до нас, читателей, автор…)


Проверка домашнего задания

Поработайте в парах. Задайте свои вопросы своему соседу и оцените его работу.

Работают в парах. Оценивают друг друга. Вносят данные в оценочный лист.

Ш. Операционно – исполнительский этап


Как вы думаете, зачем нам эти слова сегодня на уроке? «Мы не просим уроков жизни, но она сама нам их преподаёт»

-Как вы понимаете это высказывание?

С какой проблемой мы столкнулись?



Определите тему нашего урока.


- Какая цель урока?

Я считаю, что автор рассказа поступил жестоко по отношению к Скрипу, оставив его сиротой.

К концу урока вы должны мне доказать или опровергнуть эту точку зрения.

Ребята, давайте составим план нашего исследования.



Высказывают своё мнение о том, что жизнь постоянно нас чему-то учит.

Жизнь преподносит нам свои уроки независимо от того готовы мы к ним или нет.

Проблема заключается в том, что человек зачастую не готов к жизненным трудностям. Но как только он их пройдёт, то получает бесценный опыт.


Тема нашего урока: «Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цель урока: узнать, какие уроки жизни получил стрижонок Скрип в рассказе В.П. Астафьева.

Составляют план исследования по опорным словам.

1.Восстановим последовательность событий в рассказе.

2. Охарактеризуем героев рассказа.

3. Составим синквейн.

4. Выведем уроки жизни Скрипа.



Организует работу по теме урока.

1.Последовательность событий в рассказе.

Перед вами части одного стихотворения, написанного по рассказу «Стрижонок Скрип»

Сформулируйте задание для групп.









Работа в группах. Повторяют правила работы в группе.

- Нужно восстановить стихотворение, соблюдая последовательность событий рассказа.

Результат работы групп:

Как-то раз у мамы-птички

В норке тёплой и приличной,

Появилися на свете

Маленькие птички-дети.

Так росли стрижата, ели,

Песни вместе с мамой пели,

Мама капли добывала,

И комариков искала.

Папы не было у Скрипа,

Папу в воду сбили с липы.

И течением его

По речушке понесло...

А стрижиху-маму вскоре

Коршун снёс. А деткам горе!

И стрижата не поели,

Натощак легли в постели...

Ночью к ним нырнул вожак,

Ласково обнял стрижат,

Ночь стрижата скоротали,

Потому как крепко спали...


Выразительно читают восстановленное стихотворение

Оценивают работу в оценочных листах.


Утром в норку к ним летели,

И стрижата много ели,

Им комариков носили,

И из клювика поили...

Так и выросли стрижата,

Научил летать вожак их,

Сами капли добывали,

Мошек-комаров искали...

Беспокойно вдруг им стало...

В норках находились мало,

Всё кружились и галдели,

На природу всё глядели...

Улетать пора стрижам...

Всем деревьям и кустам

Крылышком они махали,

И по-птичьему кричали...

Улетают все стрижата,

Нужно лето провожать нам...

Жалко с летом расставаться...

Но куда уж тут деваться...


Физминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.




















2. Анализ поступков героев, их характеристика.

С кем встречался Скрип в рассказе? Какое значение эти герои имели в жизни стрижонка? Приведите примеры из текста (выборочное чтение).


- Какие чувства испытывали между собой Скрип и данные персонажи?


Чёрная стрелка – отрицательные отношения, зелёная стрелка - уважительные отношения, жёлтая стрелка – дружеские отношения,

красная стрелка - добрые отношения






Стрижонок Скрип первой встретил свою маму – стрижиху, Белое брюшко, стрижей и мальчишек.

Выборочное чтение эпизодов (работа с учебником).


Обмен мнениями и моделирование стрелок в схеме в группах.


Белое Брюшко


стрижиха




Скрип





мальчики

стрижи




Делают вывод: у Скрипа складывались дружеские отношения со стрижами. Уважительно стрижонок относился к своей маме, к вожаку. Они же по-доброму относились к нему. Сложные отношения у Скрипа с мальчишками.


Предлагаю выполнить «Синквейн» главных героев произведения: Белое Брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха мать, стрижи.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.




Предлагается поработать в группах и выполнить упражнение «Уроки жизни»

Проследить по тексту, какие уроки жизни усвоил стрижонок.

Проверяют ответ. Называют уроки жизни полезные для человека.



Выполняют работу в группах по составлению синквейна.

Выводят жизненные уроки, которые получил Скрип от своих учителей.

1.Стрижиха.

2. Строгая, заботливая.

3.Заботится, кормит, оберегает.

4..С ней очень хорошо.

5. Мать.

Уроки жизни от мамы:

-отбила охоту отбирать еду у других;

-опасно вылезать из норки, риск разбиться;

-у маленьких птиц есть враги;

- без мамы холодно

1.Стрижи

2.Дружные, стремительные.

3. Учат, помогают, защищают.

4.Помогают выжить

5.Народ

Уроки жизни от стрижей:

-опасность должна сплачивать стаю

1.Белое брюшко

2. Заботливый, храбрый.

3.Помогает, учит, правит.

4. Заботился о стрижах.

5.Вожак

Уроки жизни от вожака:

хорошо, когда умеешь летать

1.Мальчишки

2.Любопытные, добрые.

3. Рыбачат, шалят.

4. Вторгаются в жизнь стрижей.

5. Шалуны. Хулиганы.

Уроки жизни от врагов:

у стрижей есть враги, необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.


III. Оценочно – рефлексивный этап


-Итак, мы возвращаемся к началу урока, где было высказано мнение о том, что автор рассказа поступил жестоко по отношению к Скрипу, оставив его сиротой. Докажите или опровергните эту точку зрения.


Составьте монолог Скрипа о своих учителях, начиная со слова «Спасибо»






Высказывают свое мнение.

-Когда Скрип остался один, к нему на помощь пришли стрижи и научили его летать. Когда он встретился с мальчишками, он научился рыть глубокие норки. Поэтому те, кто встретился ему на пути, научили его быть сильным, способным позаботиться о себе.


Обыгрывают сценку «Монолог Скрипа»

Спасибо, мама, за любовь, заботу, за то, что нас кормила, согревала своим теплом.

Спасибо вам, народ – стрижи, что к нам на помощь вы пришли, научили летать и пропитанье добывать. Я понял, что с вами нужно дружить, на помощь другу приходить.

И вам, мальчишки, спасибо. Вы научили меня трудиться.

Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

“При солнышке тепло, при матери добро”

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают” Оцените свою работу на уроке по шкале "Гора успеха»

Вершина - Урок полезен, все понятно, могу объяснить другому

Середина - Всё понял, но затрудняюсь объяснить другому

Основание – урок неинтересный, мне было трудно выполнять задания.

Оценивается работа обучающихся.

Работа в группах.

Выбирают пословицы:

“При солнышке тепло, при матери добро”

“Один за всех, все за одного”.

“Мир не без добрых людей”.

Учись смолоду – пригодится в старости”.















Оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют своего стрижонка к горе успеха.

IV.Домашнее

задание

Подготовить творческий пересказ от лица Скрипа, по желанию составить синквейн со словом «Скрип» Скрипе

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Оценочный лист


 Этап урока

Да
«5»

Больше да,
 чем нет
 «4»

Больше нет,
чем да
 «3»

Нет
«2»

Умею  составлять план рассказа.

 

 

 

 

Умею определять сюжетно-композиционный треугольник.

 

 

 

 

Умею использовать  поисковое чтение и чтение молча.

 

 

 

 

Умею работать в группе: высказывать своё мнение и  активно слушать других.

 

 

 

 

Умею определять идею произведения.

 

 

 

 

Итоговая оценка  работы за урок:

 

 

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чурилина Светлана Владимировна

Дата: 28.03.2021

Номер свидетельства: 576919

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства