kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Что такое почва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит согласно тематическому планированию и соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Что такое почва"»

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Деревянкина Валентина Викторовна


Цели

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

  • выявить в ходе опытов состав почвы

  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • развивать умение работать с научным текстом;

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

  • делать выводы на основе проведённых опытов;

  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

  • умения доказывать выдвигаемые предположения;

  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемый результат

  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему

решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, компьютер, проектор, экран.

Ресурсы

- А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основе,

- презентация «Что такое почва»



Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  1. Организаци-

онно- мотивационный

этап.

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Прозвенел звонок для вас

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтива.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш-хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Проверка готовности

  1. Проверка домашнего задания

Выяснить усвоение пройденного материала

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

 Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

1.Назовите три состояния воды в природе.

2 При какой температуре образуется лед?

3. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

4.Почему нужно беречь воду?

(Демонстрация рисунков)


  1. Актуализа-

ция знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений.

- Ребята, отгадайте загадки:

Слайд 2

1.Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять.


2.Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? Слайд 3

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и земля в понимании страна, государство.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?


Земля – какое ёмкое слово!

Земля – кормилица,

Земля – поилица,

Земля – родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока? Слайд 5

Главное слово на уроке - ПОЧВА




-Земля








-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство




-о земле









Земля - по которой ходим.

Почва.

Ответы детей

  1. Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

- Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-Какова основная проблема урока?

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает в почве?

  1. Поиск решения проблемы






Решение учебной задачи и обсуждение её решения.






-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Поиск в словаре (подготовил ученик) Слайд 6

-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64

Слайд 7

-Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.


В словаре,

в интернете….

Почва – это ….

Чтение определения в учебнике с.64



Повторяют ПТБ



  1. Первичное закрепление

























































































  1. Самостоя-

тельная работа с проверкой











  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений





  1. Рефлексия деятельности

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы























































































Каждый делает вывод для себя о том, что умеет.














Использование нового знания вместе с изученными ранее.




Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

Работа в группах

Слайд 9

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

(плотный или рыхлый) слой земли.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы.

Слайд 10

2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ

  1. Какова цель опыта

  2. Ход проведения

  3. Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1

  1. Берём стакан с водой

  2. Бросаем комочек сухой почвы

  3. Что наблюдаем?



–Для чего нужен воздух в почве?


Опыт 2 Слайд 11

Докажем, что в почве есть вода

  1. Возьмём бумажную салфетку

  2. Положим на неё немного почвы

  3. Сильно сожмём

  4. Стряхнём почву

  5. Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?



Слайд 12

Опыт 3 (выполняет учитель)

  1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

  2. Что наблюдаем?

  3. Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.



Слайд 13

Опыт 4 (выполняет учитель)

  1. Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

  2. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5 Слайд 14

  1. Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

  2. Профильтруем раствор

  3. Что видим на фильтре?

  4. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

  5. Подержим стекло над огнём

  6. Вода быстро испарится

  7. Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.






Слайд 15

-Делаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66,


Слайд 16

Самостоятельная работа (карточки) получилась схема

На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Карточки.

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Проверка на слайде. Слайд 10

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет земли)

Подберите синоним к слову «земля» (почва, грунт)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. 

-Как  же на безжизненных голых скалах появилась почва?

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки,  кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано.

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. 

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.


Слайд 17

-Какую тему изучали?

- Какую проблему рассматривали?

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Что нового узнали?

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (опрос домашнего задания, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о происхождении почвы). Перед каждым ребенком - бабочка.

 Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.  


Учитель. Спасибо за работу. Оценки. Желаю вам успехов!


Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 № 4-5









Рассматривают почву.

Делают вывод Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли





Работа в группах

Выполняют опыт

Делают вывод:

в почве есть воздух

заполняют таблицу в тетр на печатной основе

с. 37

Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.




Выполняют опыт



Делают вывод: в почве есть вода.





Ответы детей

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

Появился запах.


Вывод: в почве есть перегной.




Вывод: в почве есть песок и глина.




Песок, глина, остатки растений



На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.


Читают вывод

С.66


Самостоятельная работа







Ответы детей



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Что такое почва"

Автор: Валентина Викторовна Деревянкина

Дата: 24.09.2019

Номер свидетельства: 520776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства