Цель: воспитание чувства патриотизма; развитие целостного восприятия при общении в двойках; развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории «ЧЕСТЬ».
Девиз урока: «Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади». Г. Уэллс
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-импровизация. Тема "Честь".»
Урок-импровизация. Истоки. 3 класс.
Тема: «Честь».
Девиз урока: «Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади».
Г. Уэллс
Цели: воспитание чувства патриотизма; развитие целостного восприятия при общении в двойках; развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории «ЧЕСТЬ».
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по истоковской дороге знаний.
- Послушайте, пожалуйста, песню «Офицеры» и посмотрите отрывок из фильма с таким же названием.
-Сегодня мы будем говорить о таком качестве человека, благодаря которому им можно гордиться, испытывать к нему уважение.
- Давайте обратимся к строкам стихотворения Александра Яшина.
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество. Родина. Братство.
А есть ещё совесть, честь!
- Как вы думаете, о каком качестве мы будем говорить? ( честь, совесть – входит в понятие честь)
Активное занятие. Работа в паре.
- Честь. Человек чести. Человек с большой буквы.
Попробуйте понять глубокий смысл этих слов. А чтобы вам было легче, мы с вами выполним работу на вот таких листах.
Из перечня слов, написанных на этих листах, выберите те слова, которые соответствуют понятию «честь».
Работа будет проходить таким образом: сначала работать будет каждый самостоятельно, на это задание отводится 1 минута. А по моему сигналу приступите к работе в паре. На обсуждение – 2 минуты.
- Давайте повторим правила работы в паре. (Слайд.)
Постарайтесь прийти к единому мнению.
Приступайте к работе.
- Кто из вас желает поделиться своим мнением?
- Спасибо. Ваша точка зрения нам понятна.
- У кого другое мнение?
- Мы вас выслушали, спасибо!
- А ещё есть другие мнения? Нет.
- Тогда, давайте обратимся к экспертной оценке. (Слайд)
- Вот правильный вариант ответов.
Экспертная оценка.
доброе имясовесть
уважениесвет
высокомерие гордыня
почётдостоинство
признание самолюбие
Слова «ВЫСОКОМЕРИЕ», «ГОРДЫНЯ», «САМОЛЮБИЕ» не входят в понятие «честь», потому что
«ВЫСОКОМЕРИЕ» - это
«САМОЛЮБИЕ» - это
«ГОРДЫНЯ» - это
- Я бы хотела, чтобы эти качества не стали вашими спутниками жизни.
Беседа.
- Ребята, скажите, можно ли честь купить? Получить в подарок?
- Нет! Её нужно заслужить! Как заслужить честь, с чего начать? Об этом мы с вами сейчас порассуждаем.
Поможет нам в этом народная мудрость, которая говорит: «Береги честь смолоду». Как понимать это выражение?
5. Ресурсный круг.
- На этот вопрос мы ответим в ресурсном круге. А поможет нам в этом лента – символ воинской славы.
- Встаньте, пожалуйста, и образуйте ресурсный круг.
( Надо делать такие дела, чтобы родителям не было за нас стыдно, добрые дела с детства, уважение к родителям, быть дисциплинированным, честно выполнять все поручения, помогать старшим, не лгать, не обманывать, не воровать, не совершать плохих поступков)
Вывод: Вы по единой цепочке передали то, что вложено в эту фразу.
Честь – это достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, совесть.
Если человек чести, долга, то жизненный путь такого человека называют дорогой чести. И примеров таких дорог много.
Садитесь, пожалуйста.
6.Беседа об А. Суворове.
- Посмотрите на доску. Кто изображён на портрете. Что вы знаете об этом человеке?
- Как много вы о нём знаете! Вы меня порадовали. У Суворова была очень высокая работоспособность. Его ум не знал отдыха. Каждый день он двигался вперёд, к своей цели и достиг её. Чем заслужил уважение, почёт и славу.
- Здесь на доске высказывания А.Суворова. Какое их этих высказываний более полно отражает его жизненный путь?
Искать славу через истину и добродетель.
Люби истинную славу, отличай честолюбие благородное от надменности и гордости.
Победи себя, и будешь непобедим. – Обоснуйте свой выбор.
Научись заранее прощать ошибки других и никогда не прощай себе – своих.
- Поэтому жизненный путь Суворова можно назвать дорогой чести.
Игра «Пять шляп».
- А как сделать, чтобы жизненный путь каждого человека стал дорогой чести?
- В песне «Дорогою добра» есть такие слова:
«Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра»
- Дорога добра – трудная дорога. В такой сложной ситуации оказался герой рассказа Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».
- Послушайте этот рассказ.
Ребята называли его тюфяком. И никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой внешностью.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В мечтах он видел себя смелым рыцарем на белом коне. В мечтах из толстого он превращался в стройного, а в движениях появлялась ловкость.
Вася мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно.
В один день Вася шёл по берегу реки. Вдруг он увидел Димку Ковалёва, который кричал:
- Тонет! Тонет!
- Кто тонет? – не спеша спросил Вася.
- Не видишь, что ли? Мальчишка тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?
Другой бы тут же спросил Димку: «Что же ты не поможешь ему. Но Вася не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и увидел в воде маленького мальчика.
Вася был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
Димка снова стал кричать:
- Осторожно!... А то утонешь.
Он кричал, а Вася шёл по льду. Лёд стал ломаться. Наконец, Васе удалось вытащить малыша. Когда они вышли на берег, Димка сказал Васе:
- У тебя ноги мокрые, беги домой, я его сам отведу.
На другой день, когда он вошёл в класс, там никого не было. Все ушли в зал. Вася вошёл в зал и встал в заднем ряду. Заговорил директор. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, который провалился под лёд. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт – никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.
В конце концов он сам поверил, что Димка – герой: ведь он первый заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
- Оценить поступки героев этого рассказа, нам поможет игра «Пять шляп».
-Сначала, я напомню правила игры:
- Те ребята, у кого синяя шляпа, должны поразмышлять и оценить поступки героев.
(*Синяя шляпа – позиция «размышления»: в чём сущность события, свидетелями которого они стали;)
- У вас красная шляпа. Вы нам выскажите своё отношение к прочитанному. Расскажите, какие струнки души задел этот рассказ.
( *Красная – позиция «отношения», эмоций: высказывается своё отношение к прочитанному, происходит эмоциональное объяснение события;)
- Те ребята, у кого на столе будет стоять чёрная шляпа, должны высказать своё несогласие с тем, что изложено в тексте. И доказать, с чем вы не согласны.
(* Чёрный – позиция «против»: учащиеся говорят об ошибках и противоречиях ( о своём несогласии с тем, что изложено в тексте);)
- А у вас жёлтая шляпа. Вы должны рассказать о том, что положительного вы для себя вынесли из этой ситуации.
(* Жёлтый – позиция «за»: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из текста ( события);)
- Последняя – зелёная шляпа. Вам надо подумать, как можно продолжить рассказ, что можно в нём изменить.
(* Зелёный – позиция «творческая»: как можно развить идею, как можно использовать то, о чём написано, что можно изменить, улучшить.)
- На это задание отводится 1-2 минуты. Работу закончите по моему сигналу. Если справитесь раньше, поднимайте руки.
- Задание у вас очень интересное – приступайте.
Выступления ребят.
- Время вышло. Начнём с «синей шляпы». Вы должны были…
- Я внимательно выслушала каждое ваше мнение, мне очень понравились ваши рассуждения, все ответы были очень интересные.
- Как вы уже поняли дорога чести не прямая. На пути встречается много камней, преград. Давайте мы их назовём. Посмотрите на плакат.
- Уберите эти камни, заменяя эти слова антонимами.
Вывод: - Вы у меня умницы всё знаете и понимаете. Но вы всегда должны помнить о том, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Поэтому человек чести всегда смотрит вперёд, он никогда не останется позади.
Заключение.
- Я желаю вам идти только вперёд. И дарю вам песню.