Урок гражданственности Донбасса для 2 класса. Зелёная аптека Донбасса.
Урок гражданственности Донбасса для 2 класса. Зелёная аптека Донбасса.
Урок гражданственности Донбасса знакомит обучающихся 2 класса с лекарственными растениями Донбасса и их значением для человека. Воспитывает любовь к родному краю, экологическую культуру. Урок будет интересен для учителей начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности Донбасса для 2 класса. Зелёная аптека Донбасса.»
Василенко Наталья Николаевна
1 категория,
учитель начальных классов,
Харцызской ОШ № 2 ДНР
КЛАСС: 2 класс
МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: третий урок в Макросфере 1 «Донбасс – мой родной край», Микросфера «Природа Донбасса».
ТЕМА УРОКА:Зелёная аптека Донбасса.
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с лекарственными растениями своей местности и их значением для человека.
ЗАДАЧИ УРОКА: - дать понятие о лекарственных растениях и их целебных
свойствах;
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать любовь к родному краю, экологическую
культуру.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске плакат «Природа – наш друг», презентация (фотографии) лекарственных растений Донбасса, кроссворд.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
II. Вступительное слово учителя
Чтение стихотворения А.Кардакова
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм. С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь! Она нам не жалеет ничего Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.
- О каком Храме Природы говорит поэт? (ответы детей)
- Да, мы живем на планете Земля. Это наш общий дом. И мы о нем должны заботиться. За миллионы лет разнообразные виды животных и растений приспособились к друг другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Нужно очень бережно относиться к окружающему: и к лесу, куда мы ходим на прогулку, и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к берёзке, которая шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь всё это! И природа нам ответит заботой о нас.
III. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня мы узнаем о значении растений для человека. Выясним, какие растения используют как лекарственные, как правильно их заготавливать. Познакомимся с лекарственными растениями Донбасса.
- А поможет нам раскрыть тему урока - кроссворд.
IV. Разгадывание кроссворда. Определение темы урока.
1
2
3
4
5
6
1. Ягоды этого растения помогают восстановить зрение (черника).
2. Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповник).
3. Это растение обладает способностью очищать кожу (чистотел).
4. Ягоды этого растения оранжевого цвета, густо облепляют ветки, сок применяют при внутренних болезнях (облепиха).
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).
6.Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях (липа).
(По мере отгадывания – выставляются фотографии лекарственных растений – отгадок)
- Какое слово зашифровано в кроссворде? (из букв складывается слово «аптека»).
- А причем здесь название растений и слово «аптека»? Что такое «аптека»? (ответы детей) - Вот как объяснено это слово в словаре Ожегова:
АПТЕКА – учреждение, в котором приготовляются и продаются лекарства.
- Как можно назвать все растения из кроссворда? (лекарственные)
- Какой основной цвет присутствует во всех этих растениях? (зелёный) - Можем ли мы объединить все эти растения в такое название – «Зелёная аптека»? Как вы понимаете это словосочетание?
- Зелёный мир растений – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу – я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный странный рецепт. - Если ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА – значит растения не простые, а лекарственные.
Вот мы и определили тему сегодняшнего урока: ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА.
V. Работа над темой урока.
Доктор ПИЛЮЛЬКИН (ученик в костюме доктора):
А вы, ребята, правы:
У нас аптека тут!
Лекарственные травы
Повсюду здесь растут.
В лесу, в траве несмятой
Найдем цветок любой:
Ромашка здесь, и мята,
И травка зверобой.
Малину и чернику
Больной охотно пьет,
Везде шиповник дикий
В лесу у нас растет.
А ландыш сердце лечит,
Он здесь цветет весной…
Мы весь набор аптечный
Найдем в траве лесной!
А станут кашлять дети –
Смотри и примечай, -
Из липового цвета
Заварит мама чай.
(Добавляются фотографии ромашки, мяты, зверобоя, малины)
- Какое из этих лекарственных растений не растет у нас на Донбассе? (черника)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
VI. Сообщения обучающихся о лекарственных растениях Донбасса.
(У детей было предварительное задание, подготовить сообщения) 1. Ромашка
2. Одуванчик
3.Колючий татарник
4. Зверобой
5. Душица обыкновенная
6. Донник
7. Клевер луговой
VII. Беседа о правилах сбора лекарственных растений.
Какую часть используют?
Нужно точно знать, какие части растений имеют лечебное значение: у одних будут только цветки, у других – листья, у третьих – стебли, корни.
(Дети читают запись на доске)
Одуванчик – лист, корень.
Ромашка аптечная – цветы.
Чистотел – надземную часть.
Подорожник – листья.
Лопух – корни, листья.
Когда собирать?
- Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.
Валериану, например, рекомендуют собирать в апреле и в сентябре.
Одуванчик - в мае и сентябре.
Мать-и-мачеху – только в мае.
Шиповник – в сентябре.
Собирать травы необходимо только в сухую погоду!
Где собирать?
- Нельзя собирать у шоссейных дорог, в цветах и листьях накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей.
4. Собирая, сохранять.
- Нельзя рвать одиночные растения!
- Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения – сушите в тени, на воздухе.
5. Незнакомые растения нельзя: Рвать! Нюхать! Брать в рот!
VIII. Подведение итога урока.
- Из поколения в поколение передавались сведения о растениях, целителях и мифах об излечении болезней волшебными травами. Колдуны, маги и знахари часто использовали свойства травы.
Известно предание, о том, что, когда древнеиндийского врача Чараки, учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений – он 3 дня ходил по лесу и не нашел.
И, действительно, любое растение создано природой для какой-то цели. Даже сорняк – это растение, достоинство которого еще не раскрыли.