kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок грамоты в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок грамоты в первом классе проведен на семинаре учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок грамоты в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"»


Урок: грамота 1 класс

Учитель: Червиченко Светлана Эдуардовна

Тема: Правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Тип урока: закрепление

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи :

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные задачи.

Регулятивные принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.


Оборудование:

Карточки с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, письмо от Лунтика в конверте, изображение букета с карточками -игрушками букв ш, щ, ж, ч, а, я, у, ю, ы, и; модели звуков для звуковой схемы, модели звука, слова, предложения; для работы детей карточки , видеопроектор, компьютер.




1.Организационный момент.


Играть сейчас нам некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим!

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Интересные заданья,
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!

Позитивный ролик «Лунтик в школе»

  • Понравился вам мультфильм?

  • Чему он нас учит?

Сообщение темы и целей урока

– Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали  тему: «Правописание сочетаний ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим всё, о чём говорили и закрепим наши знания.


Итак, скажите, что мы будем делать на уроке? (Ответы детей: учиться, закреплять, воспитывать, узнавать, развивать, отдыхать

1.Учимся грамотно говорить

2.Учимся грамотно читать

3. Учимся грамотно писать

Учитель: «Сегодня утром к нам в класс пришло письмо от Лунтика. Он прислал нам необычный лунный букет и сказку в подарок.

Давайте внимательно рассмотрим его .


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)


2.

Актуализация знаний.


  • Какие буквы вы видите на цветах Лунтика? (Буквы Ч(че), Щ(ща), Ж(жэ), Ш(ша), А, Я, Ы, И, У, Ю).

  • - Можем ли мы поделить эти буквы на две группы? ( гласные – согласные)

- Чем буквы отличаются от звуков?

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Что вы знаете о звуках Ч и Щ? (согласные, непарные глухие, всегда мягкие, шипящие)

  • Что вы знаете о звуках Ж и Ш? (согласные, парные по звонкости и глухости, всегда твердые, шипящие)

Чтение сказки-подарка от Лунтика

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

-Понравилась вам сказка от Лунтика?

Итак, вспомним первое правило.

В сочетаниях ЖИ-ШИ
только И всегда пиши!

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.

– Отлично, а теперь правило второе.

В сочетаниях ЧА-ЩА
пишем только букву А!

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА – 
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча – 
С буквой А и ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать – 
Нужно с буквой А писать!

– Хорошо, и, наконец, третье правило.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ
пишем только букву У!

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Пишем только с буквой У!

– Молодцы! Надеюсь, эти правила вы никогда не забудете, и не будете допускать ошибки в подобных словах.



Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.





3.Речевая гимнастика.


Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).






Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.


4. Работа по теме урока.


Работа в тетради


Пальчиковая гимнастика










































Звуковой анализ слова.


Выполним пальчиковую гимнастику.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!




Запись числа , классная работа

Минутка чистописания

Прописать сочетания ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ


Словарная работа

Картинный диктант

Машина, шишка, свеча, жираф, часы, щука, щавель

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями, кислыми на вкус

- Звуковой анализ в парах, один ученик у доски

- Поставить ударение, разделить для переноса

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.





Работа с предложением


Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Ученик. Мне последнее.

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.





Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера


5.Ассоциативные цепочки

Работа в группах

Учитель : я называю слова, а вы назовите мне слова - ассоциации с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, которые относятся к этому слову.

КУХНЯ - ножи, чашка, чайник, чай, жир, пища, угощать

ЛЕС - животные, шишки, ужи, ежи, тишина, мыши, чаща, роща

ШКОЛА – карандаши, малыши, пиши, часы, учу, задача

Презентация работ по группам

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.






6.Физминутка.



Мы старались, мы учились, и немножко утомились.

Сделать мы теперь должны упражненья для спины.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда, головой покрутим: ДА!

Поработаем руками: мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх: Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели: раз - присели; два - присели.

Приседаем глубоко, поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг. Подает учитель знак.

Это значит, что пора нам за парты сесть УРА!






Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.





7.Дифферинцированная работа на закрепления правил.


1 уровень низкий Первая группа детей подчеркивают слоги, на которые нужно обращать внимания при написании гласных после шипящих.





чашка задача щука ножи

угощает роща чугун ерши

чулки ищу живот шило


ча-ща

чу-щу

жи-ши









Выполненная работа

чашка задача щука ножи

угощает роща чугун ерши

чулки ищу живот шило


ча-ща

чу-щу

жи-ши










2 уровень средний Вторая группа вставляет в слова пропущенные буквы.

ж...лет

ж...вопись

ш...повник

туч...

тащу

ж...вотное

карандаш…

пищ...

ж...раф

ж...знь

ч...дак

маш...ны

щ...вель

камыш...

свеч...

ч...деса

дач...

рощ...

саранч...

ч...до

ж...вот

ш...ны

ч...щ...

ж...р

ч...лки

щ...ка

ищ...

ч...сто

ч...гун

ворч...н

ч…шка

ч...лан


3 уровень высокий – Третья группа детей исправляет ошибки в письме Лунтика.

Дорогие ребята!

Я хочю рассказать о своих летних каникулах.

Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной в лесу цветут шыповник и ландышы.

Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные грибы - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку.

Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.

Лунтик

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.







Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.



8.Проверка выполненных работ

Ребята проверяют выполнение заданий.

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.





9. Игра «Хвостоглав»














10.Рефлексия

Подведение итогов













- Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Над какой темой мы сегодня работали?

  • Давайте вернемся к нашему букету.

  • Мы делили буквы на две группы

  • - А можно ли эти буквы разделить на три группы?

Ж, ш, и ч, щ, а, у, ю,я, ы


Как вы себя сегодня чувствовали на уроке?

Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке?



Вы читали, вы писали,

Думали и рассуждали.

Учились грамотно писать.

Друзей и старших уважать.

За работу ВСЕХ хвалю

А………………………… ( имена самых активных детей)

За активное участие благодарю.




Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок грамоты в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"

Автор: Червиченко Светлана Эдуардовна

Дата: 01.12.2017

Номер свидетельства: 441690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства