kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: Что такое погода.Народные приметы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировано понятие пгода.Рассмотрены основные народные приметы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Что такое погода.Народные приметы.»

Тема урока: «Что такое погода. Народные приметы погоды»

Задачи урока:

1. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, почему погода непостоянна; дать представление о том, как вести элементарные наблюдения за погодой.

2. Создать условия для развития УУД :

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

  • Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Предметные

  • знать что такое погода;

  • знать, из чего складывается погода;

  • знать, как предсказывают погоду;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

  • обогащение словарного запаса

Метапредметные:

  • уметь получать информацию из практической деятельности.

  • быть толерантным к мнению одноклассников.

  • уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Отгадайте загадки.

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

 

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет –

Надевает валенки. (Снег)

 

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

 

Страшно выйти на крылечко –

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос –

Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

 

Летний гость все раскалил,

Стал асфальт, как печка.

"Ох, скорей бы дождь полил!" –

Просит наша речка.

"Сохнуть я уже устала,

Из-за гостя мельче стала!" (Зной)



-О чём мы сегодня будем с вами говорить?

- Правильно о погоде. Послушайте песню «У природы нет плохой погоды» (Приложение1)

 – Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра – солнце, днем – облачность, вечером – осадки.)

– Дежурные «синоптики», сообщите прогноз погоды на сегодня.

Октябрьский гром – зима бесснежная.

Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Отлет журавлей сигналит, что кончилось лето, наступила осень.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Сентябрь – новосел осени, желтый месяц, златоцвет.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

II. Мотивация учебной деятельности.

В календаре погоды вы ежедневно отмечали, как в нашей местности изменяется температура воздуха, облачность, осадки, направление ветра. Давайте откроем календари наблюдений и ответим, какие изменения происходили.

Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок.

Наша задача – научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет.

III. Повторение изученного.

«М е т е о р о л о г и ч е с к и й к р о с с в о р д» (атмосферные явления) – работа в группах.

П о г о р и з о н т а л и:

2. Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки.

3. Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути –

В них ни въехать ни войти!

5. У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

7. Когда он отдыхает,

На время все стихает,

И листья не колышутся,

И шороха не слышится.

П о в е р т и к а л и:

1. Воздушные вихри, возникающие в том случае, когда быстро поднимающаяся масса теплого воздуха закручивается сильным ветром.

4. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

И сады, и огороды

Всей округе полила.

5. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела –

Стала улица бела.

6. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.


– Посмотрите сценку «Ветер, солнце и мороз» по мотивам украинской народной сказки.

Автор. Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел дальше. Каждый из троих доказывал, что путник приветствовал только его одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого путника. Догнали его и спросили:

– Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?

Путник. А вы кто такие будете?

Солнце. Я – Солнце.

Мороз. Я – Мороз.

Автор. Третий назвался Ветром.

Путник. Ветру я поклонился.

Солнце (разозлившись). Ах, так! Сожгу твою ниву, с голоду помрешь!

Мороз. Я превращу тебя в ледяную сосульку!

Ветер. Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу теплом дохну, отогрею!

– Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду.)

– Что такое погода? Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями.

– Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.)

– Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.)

– Что вам известно об этой науке?

О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды». (Приложение2)

Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды – один раз днем, второй раз ночью – и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.

IV. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на странице 13–14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.)

– На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)

– Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь.

Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:

џ если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;

џ вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;

џ после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;

џ дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.

– Прочитайте приметы ненастья:

џ если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;

џ вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;

џ дым из труб и от костра стелется низко над землей;

џ цветки мальвы, ноготков закрываются;

џ не стрекочут кузнечики;

џ ласточки летают низко над землей;

џ бурундуки издают булькающие звуки.

– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».

Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.

Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются».

– Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий – мартом, седьмой – июлем, а десятый – октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте!

Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году – двенадцать! – сохранились до наших дней.

– Дежурные рубрики «Это интересно» представят вашему вниманию народный календарь на осень.

Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые и багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц «жовтень», или «желтый». Сейчас его называют сентябрем. Десятый месяц был назван октябрем, от латинского слова «октобер» – восьмой.

Октябрь – «листопад» или «грязник».

Ноябрь – «грудень». Почему «грудень»? Потому что уже ударили морозы, но снегу еще мало и на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли – «грудки».

Одиннадцатый месяц назван ноябрем, от латинского «новембер» – девятый.

V. Проверка домашнего задания.

– Давайте проведем аукцион «Осенние приметы».

Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.

Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.

VI. Изучение нового материала.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.

Лягушки квакают – к дождю.

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть легкой зиме.

Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?

– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)

– Правильно. Но есть приметы очень сложные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

Динамическая пауза

Звучит композиция «Времена года». Под музыку выполняем движения.

( Как кружатся листики, ловим снежинки, шлёпаем по лужам)

– Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока.

Ваша задача – внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции.

Т е м а л е к ц и и «Живые барометры».

1-й ученик. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Известен, например, такой исторический факт. Осенью 1974 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины, поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Основанием для такого приказа было полученное командующим сообщение о том, что неожиданно пауки начали энергично плести паутину. А так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже ничто не могло остановить французские полки.

2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, – это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали – значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию.

3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума – жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3–4 случаях из 100!

4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра.

5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа – вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).

К о н к у р с 1. Впишите в пословицы названия осенних месяцев и докажите свою правоту.

Холоден ... (сентябрь), да сыт.

... (Ноябрь) – ворота зимы.

В ... (сентябре) и лист на дереве не держится.

... (Октябрь) – ложка воды, ведро грязи.

В ... (ноябре) мужик с телегой прощается, в сани забирается.

За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

К о н к у р с 2. Учитель спрашивает, дети отвечают, ответы учитель фиксирует на доске.

Плохая погода (ненастье).

Пора сбора урожая (осень).

Осадки (дождь).

Июнь, июль, август (лето).

Листья пожелтевшие по ветру летят (листопад).

– А теперь проявите смекалку. Вставьте эти слова в русские приметы и поговорки, посвященные осени.

Поздний (листопад) к суровой и продолжительной зиме.

В сентябре лето кончается, (осень) начинается.

Сырое (лето) и теплая осень – к теплой зиме.

В осеннее (ненастье) семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Весной (дождь) парит, осенью мочит.

За каждую правильно составленную примету – 2 очка.

К о н к у р с 3.

– Какие вы знаете народные приметы, дающие ориентиры? (Необходимо осмотреться.)

– С какой стороны холма появляются первые проталины? А с какой стороны холмов, деревьев, камней задерживается последний снег?

– С какой стороны холма трава растет гуще и выше в обычноелето, а с какой – в засушливое?

– У отдельно стоящих деревьев ветки бывают гуще с какой стороны? Почему? Кора светлее с какой стороны? (С южной, выгорает.)

– Больше смолы на коре с какой стороны? (С южной стороны.)

– Где растут мох и лишайники? (Мох и лишайники больше растут на северной стороне деревьев и пней.)

– Куда «смотрят» цветы? (Многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно.)

– Где чаще всего растут грибы? (Грибы чаще растут в тени – с северной стороны.)

(За правильный ответ – 3 очка.)

К о н к у р с 4.

– Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?
(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.)

– Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую – ненастья.)

К о н к у р с 5. В и к т о р и н а «Народные приметы». (Приложение2)

– Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать:

1. Названия животных.

… купается к ненастью. (Ворона.)

… выходят из-под земли – хорошей погоды не жди. (Кроты.)

… кричат к дождю. (Журавли.)

… работают – погода меняется. (Пауки.)

Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. (Летучие мыши.)

… много и долго поют – сохранится хорошая погода. (Жаворонки.)

… летают высоко – на сухую погоду. (Ласточки.)

… перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. (Воробьи.)

... стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. (Грачи.)

… проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.
(Мухи.)

2. Названия растений.

Отцветают … – падают холодные росы. (Розы.)

… перед дождем поднимает ветви. (Ель.)

… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. (Клевер.)

Закрыт цветок … – жди дождя. (Фиалки.)

Если рано утром … развернут венчики – жди ясной погоды. (Ноготки.)

Листья … закручиваются книзу – к сухой погоде. (Папоротник.)

Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.)

С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. (Ива.)

Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.)

Если на … много шишек – год будет добрый. (Сосна.)

VII. Рефлексия деятельности.

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческиелеты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразовранних хлад, опасных винограду.

А. С. Пушкин

– Как вы понимаете эти слова?

Учитель демонстрирует плакат «Цветочные часы».

– Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)

– Тайну цветочных часов человеку удалось разгадать: различные цветы в разное время суток открывают и закрывают свои лепестки.

Асколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом – и она обязательно поделится с вами своими секретами.

П о д в е д е н и е и т о г о в к о н к у р с о в.

Тестирование по теме «Погода» (использование системы голосования) (Приложение 3)

– На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде.

Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок: Что такое погода.Народные приметы.

Автор: Черкашина Тамара Николаевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства