Просмотр содержимого документа
«Урок чтения во 2 классе. Г. Скребицкий "Жаворонок"»
8
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Тема: Произведения о родной природе. Г. А. Скребицкий «Жаворонок»
Цель урока: Формирование умения работать с текстом произведения.
Задачи урока:
Анализировать произведение;
Учить применять полученные знания;
Обогащать речь выразительными средствами языка;
Воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Над какой темой мы работаем? (Весна, весна красная…)
- Что происходит с природой весной? (просыпается)
2.Мотивация.
- Считается, что вестниками весны являются птицы.
Задание в парах (Прочитать загадки и соединить с названиями птиц).
1.Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …(грач)
2.Между веток новый дом,
Нет двери в доме том.
Только круглое окошко —
Не пролезет даже кошка. (скворец)
3.Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит —
Клювом хватает. (чайка)
Проверка с доской.
- Что общего у этих птиц? (перелётные, прилетают с появлением корма)
3. Подготовка к восприятию произведения.
Отгадайте загадку об ещё одной перелётной птице. Напишите отгадку в оценочном листе.
Я над полем, над болотом
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолётом
В синем воздухе висеть. (жаворонок)
- Что вы знаете об этой птице?
Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинок. Гнездо у жаворонка на земле. Пищу птицы также находят на земле. Птенцов десять дней выкармливают в гнезде и столько же вне гнезда. Когда птенцы подрастут, жаворонки приступают ко второй кладке.
- Как вы думаете, кому будет посвящено новое произведение?
(стр. учебника 116). Георгий Алексеевич Скребицкий «Жаворонок».
- Что вы знаете об авторе? Какие произведения этого автора мы уже читали?
- Как называется новое произведение? Совпали наши предположения?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 117 - Что мы узнаем о жаворонке? Что ещё можем узнать, поработав с этим произведением?
Узнаем новое о жаворонке;
Жанр и тему произведения;
Как автор относится к этой птице;
Основная мысль произведения;
- Что для этого нужно сделать? (прочитать текст)
4. Первичное восприятие учащимися нового материала.
(чтение текста учителем, используя приём изучающего чтения)
1 абзац объясняю слово пригорок – небольшая возвышенность.
2 абзац - Почему не умчалась вдаль? Проверим?
3 абзац затрепетала - замахала быстро – быстро.
! - Что значит полилась? Послушаем? (фонограмма песни полевого жаворонка)
4 абзац чтение под звучание песни.
5 абзац трущобам – непроходимые места
6 абзац лютого – значит очень холодного
! - Как вы думаете, а кто полез из своих норок, щёлок и трещинок?
- Зачем они выбрались наружу? (погреться)
7 абзац – Почему медведь, услышав жаворонка, не вылез наружу?
8 абзац – О чём думали животные? (уже не страшен холод)
9 абзац
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Первичная проверка понимания.
- Совпали наши предположения, о ком будет это произведение?
- Что нового узнали об этой птице?
- Напишите в оценочном листе;
- Какой жанр этого произведения? (рассказ)
- На какую тему это произведение? (природа) Проверим.
6. Анализ при повторном чтении. (отношение автора к природе и к жаворонку)
1 абзац (читают дети)
- Что автор описывает в этом абзаце? (Весну).
- Какой месяц? (март)
- Найдите, какими словами автор описывает март. (леса, поля – покрытые снегом, ветер сдул белый наряд зимы).
- Белый наряд зимы - это что? (снег)
2 абзац, 3,4 и 5 абзац
- Как появился жаворонок? (вдруг, неожиданно).
- А почему неожиданно? (серая птичка, невзрачная, небольшая).
- Как она взлетала (медленно, затрепетала крылышками, значит маленькая птичка).
- Откуда полилась песня жаворонка? Как автор, используя литературные приёмы, описывает небо?
- Какая песня у жаворонка? (радостная, потому - что стало тепло, звенящая - звонкая, далеко её слышно).
- Что слышалось в этой песне? (журчание хлопотливого ручейка, тихий звон капели, светлое, радостное, что не передать словами).
9 абзац Прочитайте последний абзац (сам – но)
- С чем автор сравнивает птицу? (с золотой дрожащей звёздочкой)
- Почему звёздочкой? Почему золотая и дрожащая?
-Как автор относится к этой птичке? Напишите в оценочном листе.
7. Первичное закрепление.
- Какие задачи урока мы ещё не выполнили?
1) Не узнали основную мысль произведения.
1) Составляем кластер. (дети в группах отвечают на вопросы по тексту и записывают их на лучиках)
1. Опишите внешний вид жаворонка (цвет и размер)
Жаворонок – это …небольшая серая птичка.
2. Как летает?
Она…взлетела, но не умчалась вдаль. Она …затрепетала крылышками и стала медленно подниматься ввысь.
3. Какая песня у жаворонка?
Песня у жаворонка… радостная, звенящая.
4. Что слышалось в песне жаворонка?
В этой песне слышался и …(тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка и светлое, радостное)
5. С чем автор сравнивает жаворонка?
И теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой ,а…(золотой звёздочкой, дрожащей в небе).
2) Составляем модель обложки. (6 группа)
7. Рефлексия.
Считаем плюсики в диагностическом листе.
- Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,
«На уроке мне было…»
8. Домашнее задание.
Задания на выбор– 1. выучи наизусть 1 абзац.
2. нарисуй жаворонка или иллюстрацию к произведению.
1.Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А
чайка
зовётся птица … .
2.Между веток новый дом,
Нет двери в доме том.
Только круглое окошко —
грач
Не пролезет даже кошка.
3.Белокрылая птица над морем летает,
Рыбу увидит — клювом хватает.
Соедини стрелками загадку и отгадку.
1
скворец
. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … .
2
чайка
.Между веток новый дом,
Нет двери в доме том.
Только круглое окошко —
грач
Не пролезет даже кошка.
3.Белокрылая птица над морем летает,
Рыбу увидит — клювом хватает.
Материал для работы в группах.
В этой песне слышался и __________________________________________________________________________________________________________________
Она _________________________________________________________________________________________________________________
Она _____________________________________________________________________________________________________________________
Песня у жаворонка_________________________________________________________________________________________________________