Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по произведению В.В.Бианки "Первая охота"»
Тема урока: В.В.Бианки «Первая охота»
Цель урока: Познакомить с биографией В.В.Бианки и его произведением «Первая охота».
Задачи: Формировать ценностное отношение к природе; совершенствовать навык правильного выразительного чтения; учить наблюдать за животными, их повадками ;воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся правильному, осознанному чтению текста, работе над его содержанием, составлению характеристик героев.
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку, понимать прочитанное, определять главную мысль произведения, находить в тексте информацию, формулировать выводы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, работать в группе, в паре, выражать свои мысли.
Личностные: проявлять интерес к творчеству В.В.Бианки, к лесным обитателям природы и бережного к ней отношения.
Тип урока: урок новых знаний.
1.Орг.момент
2.Актуализация полученных знаний
- С творчеством многих писателей мы с вами знакомились на прошлых уроках
- На доске их портреты. Давайте вспомним Ф.И.О.
(На доске портреты известных для детей писателей и поэтов )
ПУШКИН ТОЛСТОЙ УШИНСКИЙ БИАНКИ ЧУКОВСКИЙ
-Вспомните названия произведений, которые они написали :
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Л.Н.Толстой «Был у Пети и Миши конь...»
К.Д.Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Вместе тесно, а врозь скучно»
К.И. Чуковский «Путаница»
«Телефон»
- А портрет этого детского писателя для вас незнаком, как его фамилия вы узнаете , расшифровав слово. Каждая цифра соответствует месту буквы в алфавите ( работа в парах)
2
10
1
15
12
10
Б
И
А
Н
К
И
- Правильно, Бианки, а И.и О. этого великого детского писателя Виталий Валентинович. - С творчеством какого писателя мы с вами сегодня познакомимся?
- О чём он писал, вы узнаете из стихотворения.( на партах у детей стих)
- Прочитайте стихотворение про себя.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
- Кто догадался, о чём и о ком писал В.В. Бианки?(О растениях и животных)
Подготовительная работа
Знакомство с биографией писателя
-Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: откуда у Виталия Валентиновича Бианки любовь к природе?
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.
-Откуда у Виталия Валентиновича Бианки любовь к природе?
- Правильно, с детства он любил наблюдать за животными , а когда стал писателем написал много рассказов про птиц, про зверей и рыб. Они стали героями его книг.
-Осталось узнать, какой рассказ В.В. Бианки мы сегодня прочитаем?(Слайд)
-Прочитайте названия животных на слайде (чтение вслух по 1 ученику). Если вы прочитаете первую букву в названии каждого животного, то узнаете название рассказа.(Первая охота)
-О ком может быть рассказ?( Дети высказывают свои предположения)
-Так это или нет вы узнаете, если отгадаете загадки.
По пригорочку бежит, Хвостиком - рулём рулит. Схватишь хвостик, только - ах!- Убежала!...Хвост в руках. (Ящерица). Слайд
- Кто из вас видел ящериц? Что вам известно про них?
2. Словарная работа.(Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, покрытое чешуёй, длинный хвост).
-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица больше размером)
- Отгадайте еще одну загадку.
Этот маленький комок В дом несётся со всех ног. Нос наморщил и чихнул, Папе руку он лизнул. Я люблю тебя, дружок, Рыжий, маленький...
(Щенок)Слайд
5.Определение темы ( Слайд)
1. Познакомимся с творчеством… и его произведением…
2. Будем учиться правильно, выразительно…
3. Отвечать на…
6.Физминутка
Только в лес мы вошли (шагаем)
появились комары, (хлопки руками, перед собой, над головой)
дальше по лесу шагаем
и зайчишку мы встречаем,
будем прыгать высоко,
прыгать на ногах легко. ( Прыжки)
7. Первичное восприятие
- Первый раз для вас прочитает этот рассказ автор.
(Просмотр видеоролика)
Проверка первичного восприятия
- Вам понравился этот рассказ?
- Что понравилось особенно?
- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Обсудите в парах. (Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.))
8.Вторичное восприятие
Чтение произведения детьми в полголоса
Чтение по частям вслух
Беседа:
- Назовите главных героев этого рассказа.
- Скажите, что делала ящерица в начале рассказа?(Грелась на солнышке)
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост оторвался и остался в зубах у щенка).
- Почему автор назвал произведение «Первая охота»?
- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
9. Работа в группах. (учитель выдает конверты со словами)
1 группа
Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия ящерки.
Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия щенка.
( подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)
3 группа
Составить пословицы, прочитать и объяснить их значение.
(Опыт не покупается, а приобретается.
Старая собака зря не лает.)
(Проверка работы сопровождается показом слайдов)
- Кто из людей самые опытные, мудрые?
(Тот кто старше, имеет большой жизненный опыт.)
10.Притча о бабочке и мудреце.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то один или два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно .Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- Все в твоих руках.
-Что важное сказал мудрец ученику?
-Можно его слова отнести к нам с вами ?
-Сохранение природы, её разнообразие зависит от нас?
(Природа разнообразна. От нас зависит её сохранение.)
11. РЕФЛЕКСИЯ
-Оцените свою работу на уроке с помощью бабочки
-У каждого из вас на столе бабочка.
-Раскрасьте её в яркий цвет, если сегодня на уроке вам всё было интересно, и вы многое для себя узнали полезного.
-Если вам было непонятно, и неинтересно, то в темный цвет.
-Прикрепите их на ромашку.( на доске 3 ромашки)
12.Итог урока
Сегодня на уроке я познакомился. …
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Я узнал…… (Слайд)
13. Дом.задание: Пересказ В.В. Бианки «Первая охота» с . 98