Просмотр содержимого документа
«Урок чтения на тему "З.Александрова "Белая Акация"»
Урок литературного чтения в 1-м классе "Белая акация"
Цель:
Через стратегии развития критического мышления познакомить учащихся с произведениями о красоте и пользе русской природы.
Задачи:
учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;
учить умению рассматривать определённое понятие с разных позиций;
работать над выразительностью речи детей, интонацией;
развивать внимание, память воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения;
воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом.
Ход урока
Организационный момент.
Круг радости;
Чтение стихотворения 3. Александровой, подготовка учащихся к восприятию темы. Пригласить учащихся встать в круг, декламировать стихотворение, а ученики хором повторяют каждую строчку.
3. Александрова
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
- С добрым утром!
С ясным днем!
- Вот как славно мы живем!
Как хорошо жить на свете, где есть солнышко. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил уверенности в своих знаниях.
Речевая разминка.
1. Сегодня на уроке мы ещё раз убедимся в том, что в природе существует тесные взаимосвязи между её объектами. Но так как у нас урок литературного чтения, а не окружающего мира, мы будем узнавать об этом, используя художественный текст.
- Но, чтобы правильно читать, надо правильно дышать, красиво и правильно произносить звуки. Начнём урок с речевой разминки. Давайте вдохнём аромат цветущих растений. На какие группы вы разбили бы эти растения. (Деревья. кустарники, травы).
2.А знаете ли вы названия этих растений? Прочитайте слова по слогам, с ударением. Назовите слова из двух слогов, из трёх слогов.
О какой птице говорится в скороговорке? (О синице.)К какой группе животных относится? Главный отличительный признак птиц?
Какие звуки чаще повторяются в скороговорке? (Звуки [с'],
[с]. [ц]) .Дайте характеристику этим звукам.
Кто автор скороговорки? (М. Бородицкая.)
-Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово и каждый слог.
-В парах расскажите друг другу.
- Прочитайте шёпотом, громко.
- Прочитайте сердито, весело.
- Прочитайте скороговорку быстро.
5.Проговаривание чистоговорки.
Ла-ла-ла- прилетела к нам пчела.
Лу-лу-лу- не боимся мы пчелу.
Ле-ле-ле- очень рады мы пчеле.
-О ком скороговорка? К какой группе животных относится пчела? Какой главный признак группы насекомых?
Актуализация знаний.
- Зажмурьте сильно глаза, откройте широко, как будто чему-то удивляетесь, ещё раз. (на экране картинки акации и пчелы). Что видите? Поставьте вопрос к слову акация. Определите, это слово-признак, предмет, действие. Аналогично слово синица, пчела. Подберите подходящее по смыслу слово признак, слово – действие.
- Опираясь на свой жизненный опыт, скажите, есть ли какая-то связь между акацией и пчёлами.
-А как вы думаете, почему мы начали урок чтения с разговора об акации, синице и о пчеле?
Определение темы урока.
- Прочитайте название рассказа.
- На доске: БЕЛАЯ АКАЦИЯ
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Тема нашего урока: Белая акация)
- Как вы думаете, можно ли по иллюстрациям и названию определить содержание рассказа? Почему?
- Что мы с вами должны будем сегодня узнать?
На доске:
Сегодня на уроке будем читать рассказ «Белая акация». Узнаем, как связаны растения с животными и с человеком.
Если мы говорим об отношении человека к родной природе, значит, мы говорим об экологии (это слово выносится на доску), охране природы.
Постановка цели урока.
- А как вы должны научиться читать этот рассказ?
- Этот художественный текст мы с вами должны будем научиться читать красиво, плавно, выразительно.
Словарная работа.
Прежде, чем начать работу с текстом, мы должны подготовиться к чтению (читают по слогам с доски слова ).
- В этом тексте встретятся слова, значение которых, возможно, вам будет незнакомо. Попробуйте объяснить их значение. Где вы можете найти и узнать точное значение этих слов? (В толковом словаре).
Пыльца - вещество, находящееся в цветках растений.
Сорванцы-
Подготовленные дети читают значение слова, дети находят его и показывают пальчиком.
Продолжение работы с текстом.
-Я сейчас буду читать рассказ, а вы постарайтесь ответить на вопрос: Какое чудо произошло у старого колодца?
Чтение текста учителем. Отвечают на вопрос.
- Какие предложения по цели высказывания и по интонации вам встретились? Прочитайте их.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
- Сейчас мы будем читать этот рассказ по абзацам. Ваша задача определить:
1) о чём хотел сказать нам автор;
2) почему пернатые певцы устроили концерт на белой акации;
3) благодаря кому и чему дедушка угостил своих гостей мёдом?
- А теперь мы будем подробно читать о тех событиях, которые произошли в рассказе. Будем читать по цепочке. Постарайтесь заметить каждую деталь.
(Чтение текста детьми. Ответы детей на поставленные вопросы)
Разминка
Для того чтобы набраться сил перед выполнением следующего задания, учитель предлагает учащимся разминку. Он называет животное или явление природы, а ученики выполняют действия, которые характерны для этого животного или явления природы. Разминка направлена на создание положительного настроя до конца урока, а также на укрепление межличностного общения в классе. Например:
- солнышко (ученики улыбаются друг другу);
- ветер (ученики с силой дуют);
- птицы (ученики машут крыльями);
-пчела
- кошка (ученики потягиваются) и т.д.
Обобщение изученного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Выборочное чтение
по рассказу "Белая акация".
- Кто разбудил автора?
- Куда выбежала девочка?
- Где росла белая акация?
- Как назвал автор акацию?
- Кто уселся на дерево?
- Что устроили пернатые певцы?
- Кто слушал птиц?
- Как вели себя пчёлы-труженицы?
- Что манило пчёл?
- Что ели дети зимой у дедушки?
- Что рассказал дедушка про мёд?
Сообщение дополнительного материала. Информационная справка.
Рубрика "Это интересно".
- Растёт ли акация в нашем селе? Я попросила Стёпу подготовить об этом сообщение.
- Кто из вас видел пчел в нашей местности? В нашем селе разведением пчел занимаются семьи Грековых, Белоусовых, Берко. - Как называют человека, который ухаживает за пчелиными семьями.(пчеловод) - А место, где живут пчелы своими семьями.?(пасека).
- Прочитайте последнее предложение. Почему мёд называют полезным и нужным продуктом?
Послушайте, что об этом расскажет…
- А вы знаете, что в одном из парков Москвы в2000году даже был поставлен памятник пчеле-труженице.
Итог урока. Рефлексия.
- Так что же мы узнали сегодня на уроке?
(Мы узнали о жизни и пользе белой акации)
- Что такое белая акация, и какую пользу она приносит? Поможет нам ответить на этот вопрос пятистишье.
На доске:
1 строка: 1слово понятие;
2 строка: 2 слова-признака;
3 строка: 3 слова действия;
4 строка: фраза из 3-4 слов, поясняющая данное понятие;
5 строка: слово - синоним.
- Что наиболее интересно вам было на уроке?
- Что составило трудность?
- А сейчас осталось выяснить, какое настроение у вас осталось от работы на уроке?
Задание: У вас на столах лежат пчёлки, дорисуйте на них подходящую для вас улыбку.