kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится с целью показать, что человек становится, по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

К. Паустовский «Корзина  с еловыми шишками»

Тип урока: Урок знакомства с новым произведением.
Жанр: рассказ (новелла)
Художественная задача автора: показать, что человек становится, по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Тема урока: «Чудо в маленькой жизни…»
Цель урока: показать, что человек становится, по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

I. Организация класса. Сообщение темы и цели урока

Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.

У вас хорошее настроение?

Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок.

Учитель наизусть:

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей...


Торопитесь все отдать при жизни

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле.

II. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте фамилию автора.

-С чьим произведением будем знакомиться?

- Кто такой К. Паустовский?

- О чём он писал?

- В каком жанре работал?

Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий замечательных людей, описать некоторые случаи их жизни.

Вот об одном из таких случаев хочет нам поведать К. Паустовский.

-Как называется рассказ?

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы увидели на ней?
 (Рояль, музыкант (пианист, композитор), ноты, за окном корабли, порт…).
- Как вы думаете, что будет главным в этом рассказе?
(Должна быть музыка, композитор, они на переднем плане).

-Да, в рассказе речь пойдёт о норвежском композиторе Э. Григе. Но прежде, мне бы хотелось познакомить вас со страной, где родился и жил музыкант.

(выступления детей)
Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Люди, населяющие страну, сильные, мужественные, гордые и непокорные, не склоняющиеся перед насилием и привыкшие подчинять себе непокорные стихии.
Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборство с которыми приходится вступать человеку.
Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы украдены смельчаками у нечистой силы, а действие их таково, что не только людей, но и лес и горы, могут они заставить плясать. Самобытное искусство, быт, нравы маленькой страны стали известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии- драматургу и поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле Булю, вдохновенному певцу Норвегии Эдварду Григу.

Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.

Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген « холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли его.

III. Чтение рассказа.

-Об этом периоде жизни композитора К. Паустовский написал поэтичный рассказ.

- Почему же рассказ так называется?

Давайте узнаем, так ли это?

Чтение 1 части по ролям. (заранее подготовленные дети)

-Каким нарисован  лес?

-Какие краски, звуки, запахи?

-Какие сравнения находит автор?
(Грибной воздух и шелест листьев (учитель просит детей представить грибной запах и попытаться услышать шелест осенних листьев,.. леса были действительно около моря, слышен шум прибоя. «…С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох.»)
- Что значит буйно разрастается мох? ( очень быстро рос, т.к. было много влаги.) -На что  похож мох? (Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли)
Леса были горные и в них было весёлое эхо…
- С кем сравнивает Паустовский эхо и почему?
( «…в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.»)
- Обратите внимание, как  писатель описывает осень?

-Какими красками?

-Что в этом описании главное и почему?
(перечитывают «…Если бы можно было собрать всё золото и медь…  К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими. Особенно с листьями осины…», здесь говорится, что в сравнении с настоящим, живым все сделанное, подделка под настоящее, все равно будет грубым…  Настоящая красота только в живой природе! 
- Кого встретил композитор?

- Как произошла эта встреча?
(в лесу Эдвард Григ встретил девочку Дагни, она собирала в корзину еловые шишки….)
-Как описывает Паустовский девочку? Зачитайте эти слова.
(«маленькая девочка с двумя косичками – дочь лесника»,  «говорила вполголоса не от испуга, а от смущения, потому что глаза у Грига смеялись»…)
-  Как вы понимаете выражение « глаза смеялись»?
- В портрете девочки, есть ли её связь с лесом, осенью?

- Что именно на это указывает? Найдите в тексте подтверждение в тексте.
(«…зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками листва»… )
- Какой эпизод показался вам веселым?

- Вызвал улыбку?

- Почему? (дети зачитывают все, что вызвало у них улыбку при чтении стр.150-151).
- Обратите  внимание на такое выражение: «…насупившись смотрела ему вслед…». - Что оно означает?
(Дагни была недовольна, что Григ не зашел к ним в гости…)

IV. Физминутка

Учитель под музыку Э.Грига «Утро. Пер Гюнт». Сюита, перечитывает первую часть.
- Чем объяснить желание композитора сделать девочке подарок?

- Давайте заглянем в дом Дагни и узнаем, что особенно дорого девочке в ее доме?

(Стеклянная лодка, вышитая скатерть, рыжий кот).

-Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем? ( Ей присущи естественность, открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота). Эти качества и разглядел в девочке великий композитор.

- О каком подарке думала Дагни?

- Почему Григ не смог подарить то, что он задумал, сразу? (Это был сложный духовный подарок.)

- Что такое духовный подарок?(духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными).

- Что же за человек был Григ? Какими качествами он обладал?

Чтение 2 части про себя

Мысленно перенесёмся в дом Грига в Берне.

Выборочное чтение.

-Что он собой представлял? (не было ничего лишнего)

-Почему?

- Как вы поняли, о чем писал музыку Григ?

- Почему?
- Как вы считаете, почему многие писатели и композиторы стараются увидеть красоту в окружающем мире, в людях и помочь нам её увидеть тоже?
- Для чего нужна человеку красота? Что она может?
Учитель под музыку Грига «Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 16», читает вторую часть со слов: «Началась зима»
Похоже ли это описание на стихи? Чем? (поэтичностью).

Какие приёмы помогают выразить поэтичность?

Работа по вариантам

- Найдите эти приёмы во 2 части.

1 вариант- олицетворение. (Рояль мог петь, клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели, смолкли, туман закутал; пароходы дремали, посапывая; пошел снег).

2 вариант - эпитеты. (Маленькая струна, обиженная сёстрами, нежный ветер).

-Для чего К. Паустовский использовал в тексте эпитеты и олицетворение?

(оживить образы, передать чувства).

Выборочное чтение.

-Найдите в тексте 2 части ответы на вопросы ребят.

- О чем думал, мечтал Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?

- Какие картины виделись ему?
Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет.
Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку.
Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной.
- Что помогло Э. Григу написать музыку для Дагни?
(Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли все вокруг.

- С чем сравнивает композитор девочку?
( С солнцем, с нежным ветром и ранним утром).
- Как писатель в своём рассказе показал волшебную силу музыки Грига?
(отрывок со слов: «Каждый слушал по- своему…» и до конца).
-Почему музыка Грига понятна и близка этим простым людям?
(композитор берёт мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувства, о любви, о красоте, о добре).

V. Итог урока
- Что общего между К. Паустовским и Э. Григом?( любовь к природе, понимание красоты, естественность).
- Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К. Паустовского?
- Сила музыки необыкновенна; она может сделать человека добрее или вызвать в нем ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.
- Вы хотите узнать, как это случилось?

VI. Домашнее задание
Прочитайте рассказ до конца.
По желанию подготовьте подробный пересказ понравившегося отрывка из 1 или 2 части рассказа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Автор: Шаганова Любовь Леонидовна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства