Просмотр содержимого документа
«Урок чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Жанр: рассказ (новелла) Художественная задача автора: показать, что человек становится, по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. Тема урока:«Чудо в маленькой жизни…» Цель урока: показать, что человек становится, по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
I. Организация класса. Сообщение темы и цели урока
Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.
У вас хорошее настроение?
Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок.
Учитель наизусть:
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле.
II. Работа с текстом до чтения.
Прочитайте фамилию автора.
-С чьим произведением будем знакомиться?
- Кто такой К. Паустовский?
- О чём он писал?
- В каком жанре работал?
Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий замечательных людей, описать некоторые случаи их жизни.
Вот об одном из таких случаев хочет нам поведать К. Паустовский.
-Как называется рассказ?
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы увидели на ней? (Рояль, музыкант (пианист, композитор), ноты, за окном корабли, порт…). - Как вы думаете, что будет главным в этом рассказе? (Должна быть музыка, композитор, они на переднем плане).
-Да, в рассказе речь пойдёт о норвежском композиторе Э. Григе. Но прежде, мне бы хотелось познакомить вас со страной, где родился и жил музыкант.
(выступления детей) Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Люди, населяющие страну, сильные, мужественные, гордые и непокорные, не склоняющиеся перед насилием и привыкшие подчинять себе непокорные стихии. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборство с которыми приходится вступать человеку. Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы украдены смельчаками у нечистой силы, а действие их таково, что не только людей, но и лес и горы, могут они заставить плясать. Самобытное искусство, быт, нравы маленькой страны стали известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии- драматургу и поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле Булю, вдохновенному певцу Норвегии Эдварду Григу.
Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.
Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген « холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли его.
III. Чтение рассказа.
-Об этом периоде жизни композитора К. Паустовский написал поэтичный рассказ.
- Почему же рассказ так называется?
Давайте узнаем, так ли это?
Чтение 1 части по ролям. (заранее подготовленные дети)
-Каким нарисован лес?
-Какие краски, звуки, запахи?
-Какие сравнения находит автор? (Грибной воздух и шелест листьев (учитель просит детей представить грибной запах и попытаться услышать шелест осенних листьев,.. леса были действительно около моря, слышен шум прибоя. «…С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох.») - Что значит буйно разрастается мох? ( очень быстро рос, т.к. было много влаги.) -На что похож мох? (Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли) Леса были горные и в них было весёлое эхо… - С кем сравнивает Паустовский эхо и почему? ( «…в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.») - Обратите внимание, как писатель описывает осень?
-Какими красками?
-Что в этом описании главное и почему? (перечитывают «…Если бы можно было собрать всё золото и медь… К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими. Особенно с листьями осины…», здесь говорится, что в сравнении с настоящим, живым все сделанное, подделка под настоящее, все равно будет грубым… Настоящая красота только в живой природе! - Кого встретил композитор?
- Как произошла эта встреча? (в лесу Эдвард Григ встретил девочку Дагни, она собирала в корзину еловые шишки….) -Как описывает Паустовский девочку? Зачитайте эти слова. («маленькая девочка с двумя косичками – дочь лесника», «говорила вполголоса не от испуга, а от смущения, потому что глаза у Грига смеялись»…) - Как вы понимаете выражение « глаза смеялись»? - В портрете девочки, есть ли её связь с лесом, осенью?
- Что именно на это указывает? Найдите в тексте подтверждение в тексте. («…зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками листва»… ) - Какой эпизод показался вам веселым?
- Вызвал улыбку?
- Почему? (дети зачитывают все, что вызвало у них улыбку при чтении стр.150-151). - Обратите внимание на такое выражение: «…насупившись смотрела ему вслед…». - Что оно означает? (Дагни была недовольна, что Григ не зашел к ним в гости…)
IV. Физминутка
Учитель под музыку Э.Грига «Утро. Пер Гюнт». Сюита, перечитывает первую часть. - Чем объяснить желание композитора сделать девочке подарок?
- Давайте заглянем в дом Дагни и узнаем, что особенно дорого девочке в ее доме?
(Стеклянная лодка, вышитая скатерть, рыжий кот).
-Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем? ( Ей присущи естественность, открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота). Эти качества и разглядел в девочке великий композитор.
- О каком подарке думала Дагни?
- Почему Григ не смог подарить то, что он задумал, сразу? (Это был сложный духовный подарок.)
- Что такое духовный подарок?(духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными).
- Что же за человек был Григ? Какими качествами он обладал?
Чтение 2 части про себя
Мысленно перенесёмся в дом Грига в Берне.
Выборочное чтение.
-Что он собой представлял? (не было ничего лишнего)
-Почему?
- Как вы поняли, о чем писал музыку Григ?
- Почему? - Как вы считаете, почему многие писатели и композиторы стараются увидеть красоту в окружающем мире, в людях и помочь нам её увидеть тоже? - Для чего нужна человеку красота? Что она может? Учитель под музыку Грига «Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 16», читает вторую часть со слов: «Началась зима» Похоже ли это описание на стихи? Чем? (поэтичностью).
2 вариант - эпитеты. (Маленькая струна, обиженная сёстрами, нежный ветер).
-Для чего К. Паустовский использовал в тексте эпитеты и олицетворение?
(оживить образы, передать чувства).
Выборочное чтение.
-Найдите в тексте 2 части ответы на вопросы ребят.
-О чем думал, мечтал Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?
- Какие картины виделись ему? Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку. Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной. - Что помогло Э. Григу написать музыку для Дагни? (Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли все вокруг.
- С чем сравнивает композитор девочку? ( С солнцем, с нежным ветром и ранним утром). - Как писатель в своём рассказе показал волшебную силу музыки Грига? (отрывок со слов: «Каждый слушал по- своему…» и до конца). -Почему музыка Грига понятна и близка этим простым людям? (композитор берёт мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувства, о любви, о красоте, о добре).
V. Итог урока - Что общего между К. Паустовским и Э. Григом?( любовь к природе, понимание красоты, естественность). - Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К. Паустовского? - Сила музыки необыкновенна; она может сделать человека добрее или вызвать в нем ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни. - Вы хотите узнать, как это случилось?
VI. Домашнее задание Прочитайте рассказ до конца. По желанию подготовьте подробный пересказ понравившегося отрывка из 1 или 2 части рассказа.