Просмотр содержимого документа
«Урок чтения"Сказки Г.Х.Андерсена"»
Тема урока:
«Сказки Г.Х.Андерсена»
Цель урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пятеро из одного стручка»,
Задачи урока:
- формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
-развивать речь учащихся, познавательную активность;
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи,
На свете добрых больше станет.
- Вы догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)
- Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки.
- Как же узнать, что перед нами ни что иное, как сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.)
- А какие человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
- Чем отличаются народные сказки от литературных?
- Выделяют ли еще какие- нибудь виды сказок? ( Волшебные, бытовые, о животных).
3. Постановка темы и целей урока.
-Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по большой теме «Сказки Г.Х.Андерсена»».
-Давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели. (Читали сказки, делали иллюстрации к сказкам, подготовили выставку книг.)
- Что бы вы хотели сегодня узнать? (ответы детей)
- А хотели бы вы узнать о жизни этого замечательного сказочника? А прочитать новую сказку Андерсена?
- Итак, сегодня у нас особенный урок. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете. А также вы получите ответы на поставленные задачи.
4. Работа по теме урока.
– Ребята, но это далеко не все сказки Г.Х.Андерсена. Кто знает, сколько сказок он создал? (Ответы детей).
А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…
В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.
- Кто же такой Г.Х. Андерсен, написавший столько замечательных сказок?
2) Биография писателя.
Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе.Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.
Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .
Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу. За свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.
- Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена.
Сегодня, 2 апреля, особенная дата: исполняется 210 лет со дня рождения сказочника Г.Х. Андерсена.
День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей. И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника.
Это очень замечательно, что мы сегодня проводим наш урок, именно в день рождения великого сказочника и в Международный день детской книги.
- Андерсен- великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом рождались сказки.
- А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину.
3) Викторина по сказкам.
- Угадайте из какой сказки отрывок (зачитывают ученики)
Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил
волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками
и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали старинную песенку. («Свинопас»).
- Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Напыщенная принцесса отбрасывает истинное – живую розу, соловья, пользуясь безделушками. Сказка учит ценить прекрасное.)
Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?- зашипела она. («Стойкий оловянный солдатик»).
- Каким нам показан солдатик в этой сказке? (Он серьезный. Даже в трудную минуту помнить о чувстве собственного достоинства, чести. Во всех испытаниях держится стойко, со смирением принимает свою судьбу, помня о своей чести и « милой плясунье»).
- Что остается от солдатика, когда он сгорает в огне? (Сердечко). И это не случайно. Сердечко символизирует любовь, которая спасает мир от разрушений.
- Что хотел автор донести в сказке до читателя ? ( Любовь может преодолеть всё. «Добро,истина, красота - побеждают»- говорил Андерсен)
Игра «Кто мы и откуда?» по рисункам к сказкам.
4) Угадай, из какой сказки предмет.
- Вы, наверное, заметили, что у меня на столе стоит шкатулка. Эта шкатулка необычная, а волшебная.
Она поможет нам приоткрыть дверь в чудесный мир сказок великого Андерсена.
- А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.
Учитель достаёт из шкатулки маленькую куколку.
- Из какой сказки Г.Х.Андерсена эта маленькая девочка?
- Что вы можете сказать о Дюймовочке, какая она? ( Настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая, несмотря, на то, что маленькая.)
Учитель достаёт из шкатулки утёнка.
- Кто это? Из какой сказки?
-Чему научила нас эта история? (Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет. За неприглядной внешностью скрывается благородное сердце.))
- Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?
Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. «Гадкий утёнок». Так Андерсена однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Все над ним соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.
Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.
- Из какой сказки этот опасный предмет? (ответы детей)
- Какие трудности и опасности преодолела ради Кая Герда?
- Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.
- Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду? (Великая сила любви и светлые человеческие чувства: доброта, милосердие, сострадание, мужество и стойкость. Сила любви движет горами, она побеждает горе и разлуку.)
Учитель достает маленький зонтик.
- Какому герою сказки Андерсена мог принадлежать вот этот предмет? (
Но я не сомневаюсь, вы ведь все очень славные, милые, послушные, не забияки, не лентяи. И потому сегодня послушайте замечательную историю. (Учитель оставляет раскрытым цветной зонтик)
- В новую сказку зовёт нас музыка. Но прежде отдохнем.
Физкультминутка
- В волшебной шкатулке находится ещё один предмет.
Учитель достаёт из шкатулки горошинку.
- Кто знает, из какой сказки этот предмет?
5) Чтение и анализ сказки «Пятеро из одного стручка».
- Вот ведь как бывает в жизни. Иногда от какой-то незначительной мелочи, может измениться настроение, состояние души, а подчас и вся жизнь. На такие размышления натолкнула меня одна сказка Г.Х. Андерсена. А называется она «Пятеро из одного стручка». (Учитель берёт книгу с выставки).
- Как вы предполагаете, о чем может быть эта сказка? (Ответы детей).
- А сейчас внимательно слушайте и следите.
Чтение сказки учителем.
- Какие чувства у вас вызвала сказка?
- Когда стало особенно грустно?
- Менялось ли ваше настроение?
- Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?
Анализ, выборочное чтение.
- Прочитаем начало сказки.
- Похоже, ли начало этого произведения на сказку? Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?
- Кто может доказать, что перед нами сказочная история?
- Как называется дом, в котором жили горошины?( стручок)
- Как менялся цветной мир стручка? (он становился то зелёный, то жёлтый.)
- Каким образом горошины оказались на воле?
-Давайте понаблюдаем за характером горошин. Все ли они одинаковые?
-Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины?
(1- Лечу,лечу, куда хочу!Лови, кто может!- хвастливая; 2- а я полечу прямо на солнце.-хвастливая,мечтательная, 3,4- куда прилетим, там и заснем.- ленивые; 5 – будь, что будет- терпеливая.
-Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые?
- Качества,которые мы назвали могуть обладать только горошины?(Люди)
- Куда попала пятая горошина? Зачитайте. ( Попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной коморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там.)
Чтение части сказки .
- Кто жил в каморке?
- Как они жили?
- Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?
- Какой мы видим девочку?( не жила и не умирала)
- Какое чудо произошло? (Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.)
- Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?
- Как вы думаете, почему девочка поправилась? (ответы детей)
-Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошинка не попала на чердак?
- Итак, пятая горошинка попала на чердак.
- А что же случилось с остальными горошинами? Прочитаем.
- Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?(Пятая горошинка получила достойную жизнь и спасла ещё одну жизнь)
- Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?
-С какой новой сказкой мы познакомились? Кто её автор?
-Как называется такая сказка? (авторская).
- Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой? (Вывод: Жизнь дана на добрые дела. Хорош тот, кто доставляет радость другим. Человек должен задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать
другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда
добрым, благородным, иметь друзей )
Вот какая замечательная сказка. Видите, дорогие друзья, даже маленькая-маленькая горошинка способна принести такую большую пользу. А что же говорить о нас с вами? Мы это можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг. Может кому-то нужна наша помощь. Вдруг нужно помочь маме или позвонить бабушке. А может быть поддержать растроенного товарища добрым словом. Каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина, пустит росточек и расцветет потом красивым цветком в сердце человека, которому мы помогли.
5. Рефлексия. Итог урока.
- Что в вашей личной жизни изменилось или может измениться после прочтения книг со сказками Г.Х. Андерсена? (Ответы детей)