kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 

1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии,  развивать устную речь, расширять и уточнять словарь,  учить отвечать на вопросы; 

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся,  развивать слуховое восприятие,   память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь  к литературе,  природе,  окружающему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.»

Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.                    

Задачи: 

1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии,  развивать устную речь, расширять и уточнять словарь,  учить отвечать на вопросы; 

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся,  развивать слуховое восприятие,   память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь  к литературе,  природе,  окружающему миру.

Тип урока: новая тема

Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».

Подготовительная работа.

1. Готовится презентация «Лиса и журавль» (Приложение 1) .

2. Готовятся таблички для составления плана урока.

3. Готовятся таблички с предложениями по содержанию сказки.

4. Готовятся комплекты картинок в конвертах для работы в парах (Приложение 2).

5. На внеклассном занятии по ИЗО учащиеся знакомятся с понятиями «кувшин» и «кувшин с узким горлышком».

Оформление, оборудование и инвентарь:

- на экране презентация «Лиса и журавль»;

- на классной доске помещаются таблички для составления плана урока;

- на столе у учителя приготовлены таблички с предложениями по содержанию сказки;

- на партах у учащихся лежат учебники, конверты с иллюстрациями к сказке.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

3. Проверка домашнего задания.

4. Вводная беседа, план урока.

5. Знакомство с текстом, определение жанра произведения.

6. Словарная работа.

7. Анализ произведения. Работа над содержанием сказки (I часть).

8. Характеристика лисы.

9. Динамическая пауза.

10. Работа над содержанием сказки (II часть).

11. Характеристика журавля.

12. Физминутка

13.Определение главной мысли сказки.

14. Составление мультфильма по картинкам.

15.Итог урока.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Ты слышишь? – Даша. - Я слышу.

- Какой сейчас урок? - Сейчас урок чтения.

2. Речевая зарядка. (Приложение 1) (Слайд 2)

- Будем слушать и говорить.

- Хорошо говори звук «С».

рас – рос – рус русская

ска – ско – ску сказка

русская сказка

рас – рос – рес интересная

Интересная сказка?

     Интересная сказка.                         (Работа над интонацией)

  Какая интересная сказка!

3.   Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

-  Посмотрите и скажите: кто это? - Алексей Николаевич Толстой.

(после ответа учащихся по щелчку мыши - ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)

- На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.

        - Кто такой Алексей Николаевич Толстой? - Алексей Николаевич Толстой –

- известный русский писатель.

(Слайд 4)  (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)

- Когда родился писатель? - Писатель родился в 1883 году.

- Что написал и пересказал  Алексей Николаевич Толстой? - Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль».

(по щелчку мыши – ответ на экране, хоровое проговаривание)   (Слайд 5)

4. Вводная беседа.

- Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?

(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока.)

- Будем отгадывать ребус.

- Будем читать.

- Будем отвечать на вопросы.

- Будем работать с картинками

- Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)

А И Л С - ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)

- Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.

5. Знакомство с текстом. Определение жанра.

- Что будем делать? - Будем читать.

(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)

- Что мы делали? - Мы читали.

Определение жанра произведения.

- «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.

- Сказка.

- Я думаю, что это сказка.

- Почему ты так думаешь? - Ответы детей.

(затем по щелчку мыши – фраза, хоровое проговаривание): Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают.

(по щелчку) - Кто автор сказки? - Алексей Николаевич Толстой.

(по щелчку - фраза): Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.

(по щелчку) - О ком говорится в сказке? - Ответы детей.

(по щелчку): В сказке говорится о лисе, о журавле.

6.Словарная работа.

- В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов – по щелчку мыши)

званый пир – праздничный обед по приглашению

потчевать – угощать

стряпать – варить, готовит пищу

не обессудь – не обижайся

несолоно хлебала – осталась голодной

врозь – не вместе, не дружат

7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

- Кем были лиса и журавль в начале сказки?

(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение: - Лиса и журавль подружились.)

а) - Что решила лиса?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

- Вздумала. Как сказать по-другому? - Захотела.

- Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

- Захотела лиса угостить журавля…

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

б) - Что приготовила Лиса?

(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

Размазала. Скажите по-другому. - Положила.

- Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.

- Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

в) – Угостился журавль?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

Ничего не попадает. Скажите иначе. - Ничего не съел.

- Замените слова и прочитайте предложение.

- Журавль ничего не съел.

(Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)

- А почему? - Ответы детей.

(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)

г) - Кто съел кашу?

(Учащиеся читают ответ в тексте.)

- Как можно сказать короче? - Лисица всё сама съела.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)

8. Характеристика лисы. (Слайд 11)

- Какая лиса?

(Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

добрая грубая - Хитрая, жадная.

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

(ответы и вопросы – по щелчку мыши)

- Как поступила лиса? - Лиса поступила некрасиво.

- Вам понравилась лиса? Почему? - Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.

9. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)

(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)

- Что это? - Кувшины.

(по щелчку мыши – на экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком.)

- Кувшин с узким горлышком. Покажите.

По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)

а) - Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

(Учащиеся находят в тексте ответ.)

- Наклал. Скажите иначе. - Положил в кувшин.

- Замените слова и прочитайте предложение.

- Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

б) – Как вела себя лиса?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

- Вертеться. Как сказать по-другому? - Ходить.

- Замените слово и прочитайте предложение.

- Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

- Угостилась лиса?

(Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».) - Лиса пошла домой голодная.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

- Остались ли лиса с журавлём друзьями? - Нет.

- С тех пор лиса и журавль не дружат.

11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)

- Какой Журавль?

(Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)

умный находчивый - Умный, находчивый.

простак добрый

хитрый доверчивый

жадный злой

- Как поступил журавль? - Журавль проучил лису.

12. Физминутка для глаз

- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .

- Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)

- Как аукнется, так и откликнется.

13. Определение главной мысли. (Слайд 17)

- Как аукнется, так и откликнется.

- Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)

- Как понимаете это предложение? - Высказывания детей.

По щелчку мыши: Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.

- Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.

14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)

- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. 

- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

- Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)

(Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)

- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)

(по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)

15.Итог урока.

- Что мы делали на уроке? - Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками.

- Вам понравилась сказка? - Мне понравилась сказка.

- Даша, спроси у Кристины, интересная сказка? (Слайд 19)

- Кристина, интересная сказка?

- Да, интересная сказка.

- Давайте скажем вместе: - Какая интересная сказка!

- Сегодня вечером прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.

- Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)

(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный,

увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)

- Сегодня все работали хорошо. Молодцы!

- Послушайте отметки. Даша, … - Пять.

- Урок окончен. Встаньте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.

Автор: Максудова Милана Нажмуттиновна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства