Урок чтения по произведению Л.Пантелеева "Честное слово"
Урок чтения по произведению Л.Пантелеева "Честное слово"
Конспект урока чтения по произведению Л.Пантелеева "Честное слово" для учащихся 3 класса коррекционной школы для детей с особыми образовательными потребностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Место урока в учебном плане: третий урок по рассказу Л.Пантелеева. «Честное слово».
Формы организации учебной деятельсти: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование:
Учебник Книга для чтения (авт. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева)
Иллюстрации, карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дефференцированной работы.
Звездочки для подведения итогов работы и рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.»
Девизом нашего урока будут слова:
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
2.Актуализация знаний.
- какой раздел мы изучаем? (что такое хорошо…)
- Какие рассказы вам запомнились?
- каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
(Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
- сегодня у нас урок пройдет в форме викторины. За каждый правильный ответ, вы получите звезду. В конце урока мы подведем итог, и выявим, кто же был самым внимательным, наблюдательным и думающим.
- Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
аторбод ьтсовичвызто ьтсовижл ьтсонтсеч
(Доброта) (Отзывчивость) (Лживость) (Честность)
- Назовите эти понятия, одним словом.
- Да, это качества человека.
- Назовите, «лишнее» слово»(лживость)
- Почему вы так решили?
- Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?
- Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы познакомились на прошлом уроке? (Честность)
- подберите родственные слова к слову «честность» ( честное, честь)
- Объясните значение слова честный. правдивый, прямой и добросовестный
- Сегодня на уроке мы будем анализировать произведение Леонида Пантелеева «Честное слово» т.е.
работать с текстом, выделять основную идею произведения, совершенствовать технику чтения
- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим на урок?
Определить…- Главную мысль произведения….
Учиться…- Выразительно и грамотно читать.
Развивать…- Речь.
4.Работа с текстом
- Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ?
Словарная работа. Задания викторины.
-Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л.Пантелеева , поработайте в парах. Задание: соотнесите слово и его лексическое значение.
Индивидуальная работа для 4 уровня – собери по первой букве слово (д\и)
Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши
- Проверим.
-Оцените свою работу. -Молодцы!
Работа по содержанию текста. Вопросы викторины.
- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения. (Это рассказ) на доске – стихотворение
Рассказ
Басня
Сказка
- Это рассказ, потому что события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.
Блиц – турнир.
- От чьего имени идет рассказ?
- Где происходили действия?
- Что узнали о мальчике?
-Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Как к этому отнесся рассказчик?(Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)
- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Какая мысль пришла в голову рассказчику? (Позвать военного, чтобы он снял мальчика с караула)
- Почему только военный мог снять мальчика с караула?(Потомучто мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный)
- Охарактеризуйте мальчика. Какой он? (карточки подсказки)
- Смелый
- стойкий
- серьёзный
- мужественный
- ответственный
- честный
- Как поступили старшие мальчики??
- Могли вы поступить также?
Физминутка
5. Чтение по ролям
Упражнение в выразительном чтении диалогов.
- Значение слов мы повторили, а теперь проверим, как вы подготовили выразительное чтение диалогов:
* автора и мальчика
* майора и мальчика - инсценировка
(Дети читают диалоги. После прочтения, обучающиеся оценивают и учитель ставит им свою оценку).
- Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.
6.Закрепление
Найдите в тексте отрывок, который соответствует данной иллюстрации. (Иллюстрация на доске)
8. Работа с пословицами.
- Восстановите пословицы. Работа в парах.
Как аукнется,
а давши-держись.
Не давши слова – крепись,
хозяин.
Не по виду суди,
так и откликнется.
Будь своему слову
а по делам гляди.
- Какие пословицы подходят к произведению Л.Пантелеева.
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
От чего это зависит?
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.
10. Тест. Выбери правильный ответ.
Определи жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»
а) сказка
б) рассказ
в) стихотворение
2. В игре мальчик был…
а) постовым
б) караульным
в) часовым
3. В какое время года происходило событие?
а) весна
б) лето
в) осень
4. Что охранял мальчик?
а) пороховой склад
б) штаб
в) казармы
5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?
а) капитан
б) майор
в) лейтенант
* Проверка.
Итог урока. Осмысление авторской идеи.
- Так, какова главная мысль этого произведения? (Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Каким качествам мы научились?
На доске – доброта, злость, отзывчивость, черствость, лживость, честность, мужество.
- Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность.
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
13. Рефлексия. Подсчет заработанных звездочек. Определение самого внимательного, наблюдательного, думающего