Основное содержание темы, термины и понятия: | Освоение способа сборки модели автомобиля из геометрических тел выполнение изделия «Фургон». Автомобиль, автослесарь, двигатель, инженер–конструктор, конструкция, куб, модель, развёртка, экипаж. |
Познавательные умения: | - раскрывать значение новых понятий «автомобиль», «двигатель», «экипаж», «упряжка», «автослесарь», «модель», «развёртка», «инженер - конструктор» и использовать их в активном словаре; - определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение; - определять вид деятельности человека по его профессии; - определять необходимые детали для сборки модели автомобиля и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки машины. |
2. Актуализация знаний Цели: • Стимулировать интерес к истории появления автомобиля. • Актуализировать знания о развёртке модели. • Ввести понятие «двигатель», «экипаж», «упряжка», «автомобиль», «конструкция», «автослесарь», «модель», • Научить: - рассказывать о профессиях людей, создающих автомобили; - рассказывать об основных частях автомобиля и их назначении; - определять вид деятельности человека по его профессии. | Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит... - Что такое автомобиль? Использование Словарика юного технолога Словарик юного технолога. Автомобиль – это транспортное средство на колёсах с собственным двигателем. Двигатель – устройство, приводящее что-то в движение. Геометрическое тело – это объёмные фигуры. Грань – плоская часть поверхности геометрического тела. Композиция — составление целого из частей. Конструкция – состав и взаимное расположение частей какого-нибудь построения, сооружения, механизма. Развёртка – это чертёж плоской заготовки, из которой складывают объёмную форму конструкции, геометрическое тело. Упряжка – несколько животных, запряжённых вместе. Чертёж – это условное изображение изделий на листе бумаги, с указанием размеров. Экипаж – лёгкая негрузовая повозка. Эскиз – рисунок замысла работы, предварительное изображение предмета, выполненное от руки. |
Автомобиль – это наземное транспортное средство на колёсах с собственным двигателем. Первые модели автомобилей были созданы в 1885-86 годах немецкими изобретателями. Первый автомобиль был похож на экипаж с конной упряжкой и поэтому часто назывался безлошадным экипажем. | |
Г. Даймлер в 1885 году создал и запатентовал трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Позднее подобную машину создал Карл Бенц. | | Спустя 8 лет Бенц изготовил четырехколесный автомобиль, в котором колеса поворачивались поодиночке, а не целиком на одной оси, как раньше. Грандиозный прорыв в автомобилестроении получил гордое имя «Виктория». | | Согласитесь господа, Нам без транспорта – беда, Ведь Машина – мощный друг Без него мы как без рук! Создание автомобиля очень сложное дело. Автомобиль, как и здание, сначала проектируют, затем выполняют чертежи, выбирают необходимый материал, изготавливают детали, привозят их на завод в автомастерские и только потом собирают машину. Любой автомобиль состоит из частей. Каждая часть автомобиля носит своё название и имеет собственную функцию. Например, кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров или груза. Капот – откидная часть автомобиля, предназначенная для защиты двигателя от грязи, пыли и воды. Багажник – отделение в кузове или пассажирском салоне автомобиля, предназначенное для размещения и перевозки багажа. Бампер – энергопоглощающее устройство (на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного спереди и сзади автомобиля. Рессора – пружинящая гнутая полоса между осью и кузовом, смягчающая толчки при езде. Радиатор – аппарат для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Двигатель – машина, приводящая автомобиль в движение. Видите, как сложно устроен автомобиль! В создании автомобиля участвуют люди разных профессий. Работа в парах. Соотнесите название профессии человека и вид его деятельности по производству автомобиля, и соедините их стрелочкой. Профессия | Деятельность | Инженер-конструктор | Строит чертёж автомобиля | Дизайнер | Собирает и ремонтирует автомобили. | Автослесарь | Придумывает эскиз автомобиля в цвете | Электрик | Подключает электропровода | Чертёжник | Разрабатывает новые конструкции и механизмы, проводит расчёты и проектирует детали автомобиля. |
|
4. Анализ изделия. Работа с планом. Цель: - организовать работу по составлению и обсуждению плана работы | Из каких частей состоит наш автомобиль? «Посмотрите на образец изделия „Фургон". Это объёмная модель из двухосновных частей — геометрических тел. - Что такое геометрическое тело? - Какие геометрические тела изображены? - Чем куб, пирамида и призма отличаются друг от друга? - Что такое грани? У каждой из этих тел грани разной формы. У куба это квадрат. Сколько граней у куба? 1. На развёртке должно быть соответствующее число граней. На развёртке обязательно должны быть не только все грани тела, но и клапаны для соединения развёртки в объёмную форму конструкции. Что означают линии на чертеже? 2. Сколько граней у кабины? 3. Колеса. |
5. Практическая работа. Изготовление изделия. Цель: - организовать работу выполнение изделие «Фургон»; - выполнять учебное задание, используя план;
Физминутка. Правила Т.Б. | Работа в группе. Составить план работы. Если я правильно называю правила по ТБ при работе с инструментами вы, хлопаете, если неправильно – вы топаете.
Прежде чем приступить к работе поиграем в игру “Да - нет”. Не держи ножницы концами вверх (хлопают). Оставляй ножницы в раскрытом виде (топают). Не подходи к товарищу во время резания (хлопают). Режь ножницами на ходу (топают). Не клади ножницы на край стола (хлопают). Передавай ножницы в открытом виде, держи их за рабочую часть (топают). Не направляй пальцы к лезвию ножниц во время резания (хлопают). Выполните сборку фургона используя план. «Берись дружно, не будет трудно». Раскрой. Развёртки и крепления надо аккуратно вырезать, помня о правилах работы ножницами. Сборка. Сначала склеить с помощью клапанов развёртки. Затем склеить два геометрических тела между собой. Учитель должен показать, как это сделать. В креплениях для колёс надо сделать шилом отверстия с помощью учителя. Затем детали надеваются на палочки и крепления приклеиваются к дну фургона. Важно показать учащимся, как отрегулировать расстояние, на котором должны находиться друг от друга крепления для колёс. Завершением этапа сборки является крепление колёс к осям. Отделка. Учащиеся самостоятельно придумывают, как оформить изделие. Можно посоветовать им сделать аппликацию из цветной бумаги, например написать на фургоне:«Мороженое». Работа в группе. Правила работы в группе. 1. Сборка кабины. 2. Сборка кузова. 3 - 4. Сборка колёс 5 – 6. Дизайн: оформление машины. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.- - адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога. | Проводят презентацию своей работы по вопросам и оценивают работу по предложенным в тетради критериям. Представьте свою работу. .Проведите презентацию изделия с помощью вопросов. Какие трудности при выполнении работы над изделием у вас возникли? Как вы их преодолели? Какие элементы вы использовали для украшения изделия? Как можно использовать изделие? Оцените свою работу по 5-балльной системе, используя критерии на карточках.
|