« Путешествие с мудрым гномом».
№ | Этап урока | Использу емые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время ( в мин.) |
I | Организа -ционный момент | Слайд 1 Слайд 2 | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. - Сегодня к нам в гости пришёл мудрый гном. Живут в подземном государстве маленькие человечки – гномы. Ходят они по узким коридорам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний. - Вы должны точно так же , как гномы помогать друг другу, быть внимательными. | Настраивают ся на успешную работу | 1 |
II. | Актуализация знаний ( повторе- ние пройден ного). | | - Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим чистоговорочку. Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать. | | 3 |
1 | Разминка – чистоговор ка | Слайд 3 | Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор Ру – ол – ро – ра – прятки лучшая игра Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору - Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [р] – согл. тв., звонкий) | Проговаривают. (развитие звукопроизношения) | |
2 3 | Повторение изученных букв по « ленте букв» Интерактивная задача «Гласные звуки и буквы» | Слайд 4 | -Ребята , давайте расскажем гному, с какими буквами уже познакомились. (а, о, у, ы, э ; н, м, л, р, б, в, д, й, и п, к, ) -Какие буквы живут в красном домике? (гласные) -Почему звуки гласные? (произносятся с голосом , без преград произносят , образуют слог, можно петь) - Что могу обозначать гласные буква у согласных? ( Мягкость и твёрдость согласных.) -Сейчас мы проверим. (Работа с интерактивной доской) | Называют изученные буквы. Характеризу ют гласные звуки. На интерактив ной доске передвигают кубики на коврике. | |
III | Постановка целей и определе- ние темы урока ( проблем- ная ситуация). | Слайд 5 Слайд 5 | -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой……? -Гном предлагает вам несколько вариантов, как можно узнать какая это буква. Давайте я прочитаю, а вы выберите один из вариантов. 1. Назвать букву, которую будем учить. 2. Открыть «Азбуку» и найти новую букву. 3. Отгадать загадку и узнать новую букву, получив отгадку. Отгадка начинается с новой буквы -Отгадываем загадку …? 1. Тает снег. Течет ручей На ветвях полно….. (грачей) 2. Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый……. ( гусь) -Посмотрите на экран (Слайд 3 ) -Что объединяет эти слова? ( Все слова начинаются с [г]) -Ребята, кто может назвать тему нашего урока? -Верно, сегодня мы познакомимся с буквой « Г». -Давайте подумаем , что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке? 1. Познакомиться с новой буквой. 2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква. 3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Выбирают наиболее интересный вид деятельности. Выбрали загадку. Отгадывают загадки. Находят, что объединяет слова. Самостоятельно пытаются сформулиро вать (формулиру ют) темы и цели урока | 2 |
IV | Работа по теме урока. | Слайд 6 | -К нашему гному в гости прилетели его друзья гуси. Они принесли в своих клювиках картинки. | | 8 |
1. | Работа в парах. | Слайд 6 | -А чтобы узнать, что изображено на картинках, надо поработать в парах. Составьте схему слова ГУСИ. (проверка схемы по слайду) | Работают в паре, договариваются и приходят к общему решению. Работают со схемами. | |
2. | Знакомство со звуками [г], [г’] | Слайд 7 | -Открываем картинки. Что вы видите ? (гриб, круги) | | |
| а) Анализ схемы слова гриб и первого звука [г] | Слайд 8 | -Произнесем слово гриб хором. -Какая из двух схем соответствует слову гриб? (2)Почему? -Давайте произнесем первый звук [г]. -Какой он: гласный или согласный? -Почему согласный? (Встречаем препятствие, произнося его ) -Что ещё можно о нём сказать? (твердый) - А что спряталось под второй схемой ? ( гром). | Исследуют схему и выделяют правильную схему слова гриб. | |
| б) Выделение второго звука[г’] и его анализ. | | -Произнесите второе слово: круги. -Сколько в слове слогов? -Какой слог ударный?(2-ой). -Произнесите этот слог хором. (ги). -Какой новый звук вы услышали в слоге ги? -Что вы можете о нём сказать? ([г’]- согласный, мягкий, звонкий.) -Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках? (Звуки [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими ) -А вы забыли ещё одно свойство звуков. Гном предлагает вам закрыть руками уши и произнести звук [г]. -Какой это звук звонкий или глухой? (звонкий) -Почему? (произносится с голосом). | Исследуют новый звук [г‘]. Делают вывод и дают характеристику новым звукам. На практике находят еще одно свойство нового звука [г] | |
| в) Упражне ние на прослушивание звуков [г], [г‘]. (Просмотр клипа) | Слайд 9 | -Ребята , мудрый гномик взял в лесной видеотеке небольшой клип о новых звуках. Дал его ему мудрый филин. Вы должны сейчас посмотреть этот клип и назвать как можно больше предметов, где встречаются новые звуки, а также определить, в какой части слова они находятся. (Демонстрация клипа). | Просматривают клип, наблюдают за словами с новыми звуками и находят место звука в слове. | |
V | Музыкаль ная физминутка. | Слайд 10 | -Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье. -Давайте сделаем физминутку. | Выполняют физминутку.. | 1 |
VI | Продолжение работы по теме урока. | | - А теперь мудрый гном хочет, чтобы вы ему прочитали слова с новой буквой. Прочтете? (нет) - Почему? (не знаем, как выглядит буква Г) | | 6 |
1. | Знакомство с буквами Г, г | Слайд 11 | -А может, кто то из вас покажет букву г? -Мудрый гном знакомит вас с буквой Г (гэ) -Подобно кочерге Горбит спину буква Г. -Гном интересуется, а на что ещё похожа буква Г? | Ученик показывает новую букву в « Алфавите» Знакомятся с новой буквой и сравнивают её с похожими предметами. | |
2. | Чтение слогов слияний. | Слайд 11 | -Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами . Г протянула руку букве А Получилось ГА. А потом и букве О, получилось ГО. И конечно букве У, получилось ГУ. Подружилась с буквой И, получилось ГИ И с буквой Е, получилось ГЕ ( Слайд 11) -Буквы подружились и получились слоги. | Читают слоги слияния | |
3. | Работа по учебнику с. 58. а) чтение слов в книге. | | А теперь давайте откроем книгу и покажем гному, как мы умеем читать. гол гора рога грибной (..) пол нора роса главный (..) пой нога коса Григорий -Почему слово Григорий написано с большой буквы ? (Имя человека) | Читают слова с изученной буквой Г по учебнику. Повторяют правило правописания большой буквы в именах людей | |
| б) беседа о грибах. | Слайд 12 | Читаете вы, неплохо говорит гном, а вот собирали ли вы грибы этой осенью? -Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) .-Какие надо собирать? -Какие съедобные грибы вы знаете? Почему подберёзовики, подосиновики, опёнок, рыжики так назвали грибы? -А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем) | Отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатления- ми и высказывают своё мнение | |
VII | Физминутка | | -Давайте все вместе покажем гному как собирать грибы. Гриша шёл, шёл, шёл. Белый гриб нашёл. Раз грибок, два грибок Положил их в кузовок. | Выполняют физминутку, проговаривая каждое слово. | 1 |
VIII | Продолжение работы по учебнику | | - Мы с вами набрали грибов и посмотрите, куда привёл нас гном? ( В город грибов) | | 11 |
1. | Работа по иллюстрации | Слайд 13 | -Рассмотрите иллюстрацию . Что необычное в этом городе? -Чем занимаются жители городка? - В форме чего построены дома? - Как вы думаете, как живётся жителям? - Составьте предложения о жителях грибного городка. ( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.) | Рассматрива- ют иллюстрацию, отвечают на вопросы. Рассуждают. Составляют предложения по иллюстрации. | |
2. | Работа с текстом с. 118 а) дифференцированная работа | | -Вы составили гному предложения о грибном городке, а теперь давайте ему прочитаем, что написал автор в « Букваре» -Гном предлагает вам выбрать задание по силам и выполнить его. 1 задание- прочитать текст. 2 задание- прочитать текст и подчеркнуть слова с букой г. | Выбирают и выполняют задания по силам. | |
| б) чтение текста «цепочкой» | | - А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух. -О ком говорится в тексте? ( О Галине и Григории ). - Что вы о них узнали? ( Собирали грибы) | Читают текст «цепочкой» Отвечают на вопросы учителя | |
| в) выборочное чтение | Слайд 14 Слайд 15 | -Найдите и прочитайте, какие грибы собрали Галина и Григорий. ( боровики). - Прочитайте, как автор описывает гриб-боровик. ( Боровик – самый главный гриб). -Прочитайте, какой гриб опасный. ( мухомор). - Чем опасен мухомор? (губит, отравляет) Как вы думаете, что сделают с грибами Галина и Григорий ? Воспитательный момент. Находясь в лесу, аккуратно собирайте грибы, не сбивайте и не топчите мухоморы. Они нужны лесу и некоторым животным в качестве лекарства ( например, лосям). Не собирайте незнакомые грибы! - А сколько слов нашли с буквой Г? (7) Какие? | Находят ответы на вопросы в тексте в результате поиска. Делятся своими предположениями. Дают советы. Предлагают версии использования грибов | |
IX | Подведение итогов урока. | | - Гном хотел бы уточнить: -С какой буквой познакомились? -Какие задания выполняли? - Какие из них понравились больше всего? - Какие вызвали затруднения? | | 1 |
| Рефлексия | Слайд 16 | Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке ? А кто из вас считает, что гному не понравилась его работа на уроке? Почему? - Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гном. -А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому грибочек, который вы раскрасите дома | Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение | 1 |