Тема : «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», закрепление вычислительных навыков»
Цель:
- Закрепить приёмы вычислений, опираясь на изученные свойства действий ( перестановка слагаемых), правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих скобки; уметь использовать скобки в записи выражений вида «Из числа 10 вычесть сумму чисел 3 и 2», закрепить знания геометрических фигур.
- Знакомство с одной из самых весёлых, жизнерадостных сказок, сочинённых А.С.Пушкиным.
- Развивать умение решать задачи, навыки логического мышления, развивать выразительное, правильное чтение текста; развитие культуры речи (инсценировка).
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
- Воспитание добра и справедливости, воображения.
Оборудование:
- 4 карты с примерами и буквами к скороговорке.
- Геометрический материал (4 конверта).
- Карточки с числами на обороте буквы (4 экземпляра).
- Корзинка с орешками ( в орешках примеры).
- Листы с текстом 24 шт. по 4 листа.
- Книги, раскраски по 24 шт.
ХОД УРОКА.
Учитель: - Поздоровались с гостями, повернулись ко мне и сели.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»
- Урок математики у нас сегодня будет необычным: мы побываем в гостях у сказки великого русского поэта. Сказка большая, читать мы её будем частично, но познакомимся со всеми её героями.
Ну а сейчас внимание! Музыка.
(Инсценировка 1 главы сказки). Слайд.
- Как обратился царевич к волне, прочтём на листе №2.
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу
Выплесни ты нас на сушу!»
- Давайте, поможем волне выплеснуть бочку на сушу. Для этого надо выполнить
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Слайд.
- Запишите в столбик шесть цифр.
1. Найдите сумму чисел 38 и 5.
2. Уменьшите на 7 число 90.
3. Какое число надо вычесть из 21, чтобы получить 14?
4. Дополни 8 до 17.
5. На сколько 45 больше, чем 5?
6. Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 6, разность 15.
Найдите уменьшаемое.
Проверка.
- Читаем дальше. Берём лист №2.
И послушалась волна: Слайд.
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог,неужто их покинет?
ФИЗМИНУТКА. Слайд.
- Царевич и царица очень долго сидели в бочке. Они устали. Я думаю, вы тоже. Встали
- потянулись,
- наклоны влево, вправо,
- наклоны вперёд, назад,
- вращение головой,
- приседание,
- ходьба,
- глубокий вдох(носом), выдох (ртом).
- сели. Всем спасибо!
- Мы продолжаем! Слайд.
-Скажите мне, - спросила ручка,-
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала цифру «два».
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет –
Прямо лебедем плывёт.
- Кого же увидел царевич на берегу моря?
Лебедя. Слайд.
- Но что-то происходило с нашим лебедем!
Посмотрите на экран, перед вами ряд чисел. Слайд.
- Найдите «лишнее» число. Почему?
25, 72, 32, 40, 12, 23, 52.
(Оно круглое).
- Расположите числа в порядке убывания. Карточки у вас на столах.
- Готовы? Если вы уверены, что сделали верно, проверьте, для этого переверните карточки по порядку и прочтите от кого спас царевич лебедя?
КОРШУН. Слайд.
- Что же сказала спасенная птица царевичу? Давайте об этом прочтём на листе №3. Слайд.
"Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись". Музыка.
- И мы отдохнём. Прилегли на парту. Закрыли глазки.
- Вот открыл царевич очи; Слайд.
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
- А теперь вы попытаётесь из геометрических фигур. Которые у вас на столах. Создать дворец, который могли бы увидеть царевич и царица.
Музыка.
Работы на доске.
- Молодцы! Какие фигуры вы использовали?
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
- Сказка продолжается. Слайд.
- Коли на острове появился город, значит должны быть и гости. А вот о каких чудесах рассказывали корабельщика царю Салтану, узнаем, выполнив задания.
- Вот корзинка в ней орешки, а в орешках выражения, которые вы должны прочитать и решить.
82 – 4 = 78 + (66 – 6) =
35 + 8 = 60 – (58 – 40) =
68 + 9 = (43 + 7) – 17 =
100 – 26 = (54 + 6) – 36 =
- Молодцы! Какой зверёк очень любит орешки?
- Вот оно чудо! Взяли лист №4. Слайд.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут. Слайд.
- Затейница белка решила с вами поиграть. Она кинула орешек, а глазами должны проследить за его движением.
Слайд. Музыка.
- А вот еще одно чудо! но надо решить задачу.
Вначале вышло из вод морских 11 богатырей, потом на 12 богатырей больше. Сколько всего богатырей вышло из вод морских?
11 + (11 + 12) = 34
- Что же за диво было в нашей задаче?
- Возьмите лист №4. Читаем. Слайд.
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить.
- Ну и ещё одно чудо. Отгадайте загадку!
- Ну и в заключении, за хорошую работу на уроке вас ждёт подарок, загляните в парту. Спасибо вам, вы молодцы!