I. Организация детей на занятие. 2.Формулировка темы и цели урока. Работа в парах. Словарная работа. Знаком– ство с новым словом. Письмо с ком – ментированием. Обогащение словарного запаса. 3.Формирование умения видеть сочетания ча и ща в словах. Самостоятельная работа. Выборочное письмо. Физкультминутка. Самостоятельная работа. Тест. 4. Рефлексия. Самооценка. Итог урока. | Приветствие учащихся. Организация рабочего места. Дети: Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя, Потому что был звонок! Начинается урок! Учитель: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книги, ручки и тетрадки? – Над какой темой мы с вами работали на предыдущем уроке? /Правописание сочетаний жи, ши./ – Вспомните, правописание каких ещё сочетаний мы изучали в букварный период? /ча – ща, чу – щу/ – В русском языке для вас припрятано очень много хитростей. Но вы их постепенно узнаете и сможете грамотно написать любое письмо. Сегодня мы с вами закрепим наши знания о правописании сочетаний. Каких? Это вы мне сами скажете после выполнения некоторых заданий. – Но сначала послушайте и ответьте, из какой сказки эти строки? «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем». (Эти строки из сказки «Колобок»). – Ой, ребята, кто это там? /Колобок./ (На экране появляется колобок). Это же сам колобок в гости к нам пришёл. Но он пришёл не просто в гости, а с просьбой. Его встретили заяц, волк, медведь, лиса и сказали: «Если ты не ответишь на наши вопросы, не выполнишь наши задания, мы тебя съедим». Вот он и просит нас с вами помочь ему. Ведь мы не оставим колобка в беде? /Нет!/ - Молодцы, ребята, вы настоящие друзья! Но чтобы отправиться на помощь колобку, нам необходимо открыть тетради, записать число и «классная работа». А ещё выполнить несколько тренировочных упражнений. Это поможет нам стать более грамотными и справиться с теми заданиями, которые приготовили для колобка заяц, волк, лиса и медведь. 1. Минутка чистописания. ча ща 2. «Соберите» из отдельных слов предложение. На экране появляется предложение. /Нач…тое дело доводи до конца./ – Ребята, посмотрите на экран и встаньте те, у кого получилось такое же предложение. Молодцы! – Ребята, что за высказывание вы написали? – Как вы понимаете значение этой пословицы? 3. На экране появляется загадка. По чаще идёт Таёжный хозяин – Валежник ломает, Пчёл разоряет. Что за зверь. Кто отгадает? –Медведь. –Сколько слогов в этом слове? /2/ – Какой слог ударный? /Второй/ –Ребята, правописание безударной гласной в первом слоге нужно запомнить. – А какая ещё орфограмма есть в слове медведь?/Правописание парных согласных на конце слова./ – Какие бывают медведи? /Бурые, белые./ На экране появляются изображения медведей. – А где они живут? Дайте полный ответ. Запишите предложение. Белый медведь живёт на севере. – Подчеркните главные члены. –Ребята, вы хорошо справились с тренировочными упражнениями, и теперь мы можем отправиться на помощь колобку. А по дороге поработаем над новой темой. Какой? На этот вопрос, я уверена, вы ответите сами. –Слушайте внимательно и запоминайте слова. 1 ученик: Ча и ща, ча и ща – роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча – с буквой а и ща и ча. 2 ученик: Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан и туча, дача, гуща и свеча – все слова на ча и ща. 3 ученик: Сочетанья ща и ча в словах пища и свеча, куча, гуща, каланча, туча, роща, саранча, чаща, дача и печать – нужно с буквой а писать. – Каланча – высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства, перелетающее большими массами, с жадностью, опустошая все. А знаете ли вы, ребята, что такое каланча и что такое саранча? – Ну что, ребята, догадались, над какой темой мы с вами работаем? /Да! Сочетания ча и ща/. На экране появляется название темы урока. Правописание сочетаний ча, ща. А колобок тем временем катится по дороге. Вдруг навстречу ему – заяц. /Колобок и заяц появляются на экране./ Заяц и говорит: «Если ты не выполнишь моё задание, я тебя съем. Тебе нужно выбрать слова, в которых после шипящих пишется буква а». – Ча и ща, ча и ща – роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча – Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан и туча, дача, гуща и свеча – все слова на ча и ща. Сочетанья ща и ча в словах пища и свеча, куча, гуща, каланча, туча, роща, саранча, чаща, дача и печать – нужно с буквой а писать. Ребята, поможем колобку? Выберите и запишите слова с ча и ща. . . Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разжимать. Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. Он предложил колобку найти букву, которая «сбежала» из следующих слов /на экране появляются слова/: – Восстановите и запишите эти слова. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Медведь и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». / На экране появляются колобок и медведь/ Задание «Буква заблудилась». Ученик: Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём! Но едва туда вошла Буква - озорница, Очень странные дела Начали твориться. – Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву-путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Отгадки записываем в тетрадь, разделяя слова для переноса, и обозначаем ударение. На экране появляется запись. Зве –ри, кры – ша, грач, чай – ки. – Ребята, У кого получилась такая же запись, поднимите сигнальные карточки. Молодцы! Физкультминутка. Катится колобок дальше, а навстречу лиса. Лиса и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». – Ребята, к каким животным относится лиса? /Диким./ – А какая она в сказках? /Хитрая./ Вот и приготовила она вам задание по- труднее. /Тест на тему: «Сочетания ча, ща»./ I. Правописание каких сочетаний надо ..запомнить? а) чи, щи б) ча, ща в) жу, шу II. Какая буква пропущена в пословице: «Сам пропадай, а товарищ… выруч…й»? а) а б) я в) и III. Какое слово написано с ошибкой? а) часы б) чясто в) стучать IV.Какая буква пропущена в скороговорке: «Волки рыщ…т – пищ… ищ…т»? а) ю б) ы в) у Работа с учебником. Упражнение 168, страница 128 /устно/. А теперь возьмите карточки. В каждой карточке 3 вида задания. Вы выбираете то, которое больше нравится. 1 уровень. Какая буква пропущена в словах? Алыч…, ч…совщик, возвращ…ю, пощ…да, выруч…й, стуч…ть, ч…сто, пищ…л, площ…дка. 2 уровень. Вставь вместо точек слоги ча, ща, чтобы получились слова. Зада…, уда…, …вель, зай…та, обы…й, осве…ет, обе…ет, запре…ет. 3 уровень. Поставь в конце каждого предложения знаки. Подчеркни сочетание букв, написание которых надо запомнить. Лес вздохнул и затих птицы больше не кричат белка укачала своих бельчат всё живое спит. - Ребята! Поднимите руку, кто выбрал и выполнил все 3 задания. Молодцы! – Как вы думаете, мы добились поставленной в начале урока цели? – Обведите в кружок то количество баллов, насколько вы поняли, как надо писать слова с сочетаниями ча, ща. Домашнее задание. Упражнение 169. Мне было очень интересно с вами работать. А вам? Что мы узнали с вами нового? Чему научились на этом уроке? А что же герой нашего урока – колобок? /На экране колобок/. Ему очень понравилось, что вы такие дружные, отзывчивые, трудолюбивые, старательные и сообразительные. Он благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята! Очень хорошо работали. Молодцы!» | Создание благоприятной психологической обстановки. Актуализация знаний. Развитие речи учащихся, уме– ние правильно использовать слова в речи. Развитие речи. Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму. Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму. Осознание каждым учащимся своих творческих способностей. Осознание каждым учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал. |