Урок "Семейные ценности" для 4 класса курс ОРКСЭ модуль "Основы православной религии"
Урок "Семейные ценности" для 4 класса курс ОРКСЭ модуль "Основы православной религии"
Предмет
Основы духовно-нравственной культуры народов России
5 класс
Тема: «Семейные ценности»
Цель:
Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества
Задачи:
Помочь учащимся определить нравственные ориентиры;
Создать условия для формирования чувства ответственности, уважительного отноше¬ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит передача культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом общества, развивается вместе с ним. Таким образом, она находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости. Очень важно сохранить и передать следующему поколению основные семейные ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Семейные ценности" для 4 класса курс ОРКСЭ модуль "Основы православной религии" »
Предмет
Основы духовно-нравственной культуры народов России
5 класс
Тема: «Семейные ценности»
Цель:
Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества
Задачи:
Помочь учащимся определить нравственные ориентиры;
Создать условия для формирования чувства ответственности, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся
ХОД УРОКА:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н.Толстой
Организационный момент.
Актуализация .
Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? Т. е. представления о счастье у людей разные. Как вы понимаете, что такое счастье? Подберите существительные, которые бы раскрывали смысл этого понятия. Учащиеся предлагают свои варианта. Учитель фиксирует ответы на доске в форме кластера, если ответы повторяются то это нужно фиксировать (ставить плюсики или галочки, на усмотрение учителя). Когда выскажутся все учащиеся, нужно выделить в рамочки те ценности, которые были названы более 3 - 4 раз. Учитель должен организовать работу с классом так, что бы среди оставшихся понятий счастья названых учащимися осталась семья.
Знакомство с новой темой.
Именно в семье человек бывает по-настоящему счастлив.
Знаете ли вы, что означает слово счастье?
Ответы учащихся.
( презентация слайд 1). Слово «счастье» означает, быть частью кого-то, быть причастным чему-либо. Поэтому-то человек счастлив в семье, когда он не один, а его окружают родные близкие люди, которые его понимают и поддерживают, с которыми можно поделится горем и радостью.
В нашей стране есть праздник посвященный семье.
Кто знает, как называется это праздник, и когда его отмечают?
(презентация слайд 2) 8 июля ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ и ВЕРНОСТИ.
Вы наверно уже догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ответы учащихся.
(презентация слайд 3) Семейные ценности
В семье мы приобретаем:
представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);
хозяйственные навыки;
совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;
учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……
Продолжите список сами … ответы учащихся
Семья важна для каждого человека в отдельности и для всего общества в целом.
Как вы думаете почему?
Ответы учащихся.
Общество состоит из семей, поэтому семья это основа любого общества – его фундамент. Какова семья таково и общество. Поэтому, если семейные ценности перестанут быть значимыми для отельного человека, то все общество потеряет свою основу, свой фундамент и может разрушиться и деградировать .
Посмотрите, что может произойти, если мы изменим приоритеты в нашем кластере. Учитель выделяет другие понятия из кластера.
Что произойдет, если на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера, или деньги.
Ответы учащихся.
Давайте вместе, определим цели и задачи нашего занятия:
осознание значимости семьи – как основы общества, необходимости сохранения семейных ценностей
Задачи урока :
разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие;
Сегодня на уроке мы начнем работать над проектом «Семейные ценности». Дома вы его закончите, на работу вам будет дан 1 месяц, Свои работы вы сможете представить и защитить в классе на последнем уроке.
На листке, который лежит у вас на партах, напишите тему нашего проекта «Моя семья».(Приложение проект) Это будет титульный лист вашего проекта.
Дома на оставшемся месте, выполните рисунок и подберете нужный эпиграф. Вы видите у себя на партах шаблоны оформления проекта. Можете воспользоваться ими, а можете создать и свои.
Вернемся к теме урока.
Семья самое главное в жизни человека. (презентация слайд 4)
Покровителями семьи и брака на Руси с древних времен считаются святые Петр и Феврония. Православные люди молятся им о добром воспитании детей. Их жизнь яркое свидетельство любви и верности, терпении и мудрости в семейной жизни. Романтическая история любви святых Петра и Февронии подробно описана в древнерусской повести «О Петре и Февронии», созданной священником Ермолаем Прегрешным. Просмотр мультфильма (мультфильм откроется гиперссылкой).
После просмотра анимационного фильма. Учитель организует групповую работу.
Класс делится на три группы:
Каждая работает над своим вопросом, на обсуждение вопросы дается 3 мин..
(третий вопрос лучше отдать наиболее сильной группе):
Какая главная мысль просмотренного мультфильма?
О каких семейных ценностях вы узнали из просмотренного мультфильма
Какие же уроки может вынести современный человек, из примера благочестивого жития святых?
После обсуждения учащиеся высказывают свои мнения. Учитель подводит итог и корректирует при необходимости.
Физкультминутка
Рис1 Рис2
В семейном кругу(рис.1-2 показываем круг)
мы с вами растем (потянуться на цыпочках)
Основа основ – родительский дом.(показать дом)
В семейном кругу(рис.1-2 показываем круг)
все корни твои, (показать вниз «корни»)
И в жизнь ты входишь из семьи. (шаг на месте)
В семейном кругу (рис. 1-2 показываем круг)
мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
( показать дом)
Учитель
Как вы думаете, от чего зависит семейное счастье?
Ответы учащихся.
(презентация Слайд 5)
Учитель резюмирует ответы учащихся.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Семейное счастье зависит от каждого члена семьи. Каждый день, все должны приносить друг другу радость. Хочешь быть счастливым будь им, т.е. старайся доставлять радость другому, становиться его частью.
Послушайте притчу:
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал…
Предположите, что ответил хозяин дома.
Ответы учащихся.
Учитель выслушивает ответы учащихся и зачитывает ответ из притчи.
«Я хочу, чтобы наш семейный очаг ни когда не погасал».
«Тогда, - задумавшись, сказало СЧАСТЬЕ, - Я не смогу уйти из вашего дома!.» Счастье осталось, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Почему счастье не покинуло дом?
Ответы учащихся
Резюмируя ответы учащихся, учитель делает вывод: семейный очаг - это основа семьи, и что бы он всегда горел нужно трудиться каждому члену семьи и приносить дрова, т.е. свои добрые дела на благо всем.
А какие добрые дела для радости родителей вы можете делать?
Ответы учащихся.
Учитель выслушивает ответы учащихся при необходимости, направляет их в нужное русло.
(презентация слайд 9)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
А теперь поиграем.
Продолжите пословицу:
Пословицы на тему: «Семейные ценности»
В гостях хорошо,… …а дома лучше.
Где любовь и совет… …там и горя нет.
Жена приласкает, а мать… …пожалеет.
Чтобы узнать человека, надо с ним… …пуд соли съесть.
Не красна изба углами,… …а красна пирогами.
Рефлексия
Коллективное творческое дело:
Возьмите на парте листочек и запишите маркером на нем самую важную, на ваш взгляд, семейную ценность.(приложение листочек, лучше распечатать на зеленой тонированной бумаге). На доске нарисован ствол дерева. Учитель прикрепляет листочки с семейными ценностями.
После завершения КТД. Учитель гиперссылкой открывает видеоряд и песню Гимн семьи (приложение Гимн Семьи)
Домашние задание
Закончите начатый на уроке проект: «Семейные ценности» (Приложение задание для проекта)
Для этого нужно:
Найти в справочное литературе значение слова «семья».
Написать, какой смысл вы сами вкладываете в понятие «семья».
Найти, и записать, кто еще кроме святых Петра и Февринии, считаются покровителями семьи и брака.
написать рассказ о семьях, которые для вас являются образцами семейной жизни.
Написать, какие семейные ценности для вас самые значимые, и почему.
Написать рассказ о своей семье.
Нарисовать свою семью
Подобрать пословицы о семье.
Сделать открытки и поздравьте ваших родителей с праздником семьи, любви и верности или с любым другим праздником