1. Сформировать представление о работе гласных букв;
2. Обучить умению обоснованно выбирать букву для обозначения гласных звуков после Ч и Щ;
3. Давать характеристику звукам речи;
4. Развивать умение строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;
5. Развивать фонематический слух;
6. Формировать умение работать в парах, в группе;
7. Развивать навыки самооценки, самоконтроля;
8. Формировать умение вести диалог, слушать и слышать собеседника;
9. Ставить и формулировать проблему.
1. Анализировать «работу гласных букв»;
2. Знать, какие звуки обозначают буквы Ч и Щ;
3. Аргументировать, что нужно учитывать при обозначении гласных звуков после Ч и Щ;
4. Уметь обозначать звуки [а] , [у] после Ч и Щ;
5. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения;
6. Уметь работать в парах, в группе;
7. Ставить и формулировать проблему;
8. Видеть и исправлять ошибки в записи;
9. Понимать необходимость применения полученных знаний.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация (3мин) | -Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Чтобы наша речь была четкой и красивой начнем наш урок с артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика. -Какие звуки чаще всего встречаются в последней скороговорке? Анализ. -Дайте характеристику этим звукам. Как вы думаете, работу каких букв мы будем изучать на уроке? | Работа со скороговорками на выбор в парах. Чтение с ускорением и быстрым проговариванием. 1. Наварила щука щей, угощала двух лещей (Г.Сапгир) 2.Ученик учил уроки у него в чернилах щеки. 3. Слишком много ножек у сороконожек. 4. Горячи кирпичи! Соскочи-ка с печи Испеки-ка в печи из муки калачи! 5.Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке. 6. Хорош пирожок, внутри - творожок 7. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. | Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения. Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка. Интересоваться звуковым составом русской речи. Владеть четкой артикуляцией. |
2 | Актуализация знаний (5мин) | -Приготовьте светофоры. Посмотрите на доску. Подберите звуковую модель к каждой буквенной записи. Соедините их. (Один человек - у доски. Три человека работают по карточкам) Ручка Щепка -Сколько гласных в слове ручка? -Сколько согласных? -Сколько слогов? _На какой слог падает ударение? -Молодцы! -Ребята! У вас на столах лежат модели звуков. Давайте составим звуковые модели слов. Каждая группа получает своё слово. -Дайте характеристику звукам [ч'] и [щ']. -Оцените, насколько уверенно вы знаете работу согласных букв Ч и Щ. Работа в оценочных листах. | У доски работают 1 человека. Три человека – по карточкам. Дети сигналами светофоров говорят о согласии или несогласии. Работа в группах (4 группы) Составление звуковых моделей слов. 1)Вечер, помощь, щетка, почта. 2)Шины, карандаши, мальчик, щенок. Характеристика звуков [Ч'] и [Щ'] Работа с оценочными листами. | Подбирать определенную звуковую модель к буквенной записи. Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух. Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Давать характеристику звукам речи. Определять работу букв. Давать оценку своей работы в группе. |
3 | Проблемная ситуация (7 мин) | - Попробуем составить звуковые схемы слов в тетради. Составим схемы слов: ( 4человека у доски, остальные – в тетради) чаща, роща, чулки, щука.(Иллюстрации) Покажите светофорами, согласны вы с данной записью? Обозначьте звуки буквами. Сравните с Букварем. (с. 28) Где ошибка? В Букваре или в тетрадях и на доске? Может, проверим в словаре? Выясняется, что в классе некоторые слова записаны неправильно. Что же не учли ребята, обозначая буквами гласный звук после шипящего? | 4 человека у доски, остальные – в тетради составляют сначала звуковую, затем буквенную модель слов: чаща, роща, чулки, щука. У некоторых детей могут появиться ошибки в буквенной записи. Возникает проблема. Что же не учли ребята, обозначая буквами гласный звук после шипящего? | Анализировать обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ.Постановка и формулирование проблемы. Владеть способами обозначения звуков на письме. Аргументировать свое согласие( несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять то, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель. |
4 | Решение проблемной ситуации (7 мин) | Подумаем. Почему не годится буква Я? Сколько работ должна выполнять буква, обозначающая гласный звук после шипящего? ( У гласной буквы, стоящей после Ч может быть только одна работа – обозначать гласный звук. Обращаемся к таблице «Работа гласных букв» Для данной работы буква Я не подходит. Она всегда выполняет две работы. Какая же гласная подходит (только А). Аналогичная работа проводится со словами чулки и щука. -Как бы вы сформулировали тему нашего урока. - Молодцы! Физкультминутка. -Вы хорошо поработали, сделали открытие. А теперь немного отдохнем. 1.Клен 2.Зарядка для глаз. 3.Замок. | Работа со схемой «Работа гласных букв».Дискуссия. Обсуждение написаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ как не устанавливаемых на слух (потребовалось обоснование выбора буквы); распространение понятия орфограммы на буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Физкультминутка. 1.Ветер тихо клен качает: вправо, влево наклоняет. Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен. 2. Упражнения для глаз. 3. На стене висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили, постучали и открыли!!! | Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Анализировать «работу гласных букв». Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выбирать букву для обозначения гласных звуков после Ч и Щ. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Ставить и формулировать проблему. |
5 | Первичное закрепление. Создание ситуации успеха. (7 мин) | 1.Видефрагмент. Тренажер. ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 2. Работа по карточкам.. Ребята.! У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вставьте в слова пропущенные буквы в соответствии с новой орфограммой. 3.Подчеркни мягкие шипящие согласные. Обменяйтесь листочками Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек. (Критерии: правильность, аккуратность) 4.Работа в группах. Игра «Живые схемы» (4-5 мин) Составление слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. - Придумай своё задание для одноклассников по этим записям. (Слова на доске: крольчата, скворчата, пищали, рычали, волчата, угощали,). Каждая группа составляет высказывание и демонстрирует с помощью «живых схем» у доски. Если группа готова – сигнал: «готовы». Остальные группы подают сигналы светофорами. -Ребята! А где в жизни мы можем столкнуться с данной орфограммой? Какого детского писателя вы знаете, фамилия которого начинается с данной орфограммы. (К.И.Чуковский). Назовите его произведения, которые вы знаете. -Молодцы. На доску вывешивается таблица с орфограммой ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1.Работа по электронному тренажеру. Дети хором произносят букву, необходимую вставить в презентацию.(А-Я,У-Ю) 2. Дети работают по карточкам: ч…йник, ч…йка, сч…стье, журч… ние, сейч…с, печ…льный, уч…щийся, овч…рка, уч…сток, нач..ло, печ…ть. 3. Дети подчеркивают мягкие шипящие согласные в словах: девочка, трущоба, сверчок, чертил, сморчок, война, горшочек, мальчонка. Обмениваются карточками. Взаимооценка. 4.Работа в группах. Игра «Живые схемы» (4-5 мин) Составление слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Слова на доске: крольчата, скворчата, пищали, рычали, волчата, угощали,). Каждая группа составляет высказывание и демонстрирует с помощью «живых схем» у доски. Если группа готова – сигнал: готовы. Остальные группы подают сигналы светофорами. | Выделять в процессе записи изученные орфограммы. Владеть навыками самоконтроля и самооценки. Уметь выделять в словах мягкие шипящие согласные. Уметь определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений. Различать самостоятельные слова(названия предметов, действий, признаков). Контролировать и оценивать правильность построения высказывания. |
6 | Самостоятельная работа ( 8-9 мин) | 1.Проектная задача. -Ребята, Маша и Алеша тоже изучали новую орфограмму и написали слова. Исправьте ошибки Маши и Алеши. 2.Впишите ЧА или ЩА в слова. Обменяйтесь карточками. Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек. 3.Доп. задание ( для тех, кто быстро справился с работой) Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ. Работа с учебником с. 28. | Дети: 1.Исправляют ошибки Маши и Алеши:.кручя, удача, чюлан, внучата, чужим, чищу, стучат, чуня, прячю, щука, чюдный. 2. Вписывают ЧА или ЩА в слова. Сту…т ,ры…ть, …йка, пе…ть, кур…вый, ум…лся, уда…, вну…та, гу…. Поменяйтесь карточками и оцените друг-друга с помощью волшебных линеечек.. 3.Дополнительное задание. Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ. Работа с учебником с. 28 | Владеть навыками самостоятельной работы. Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи. Видеть и исправлять ошибки в записи. |
7 | Самооценка (3 мин) | - Над какой орфограммой мы сегодня работали. Давайте оценим качество своей работы с помощью оценочных листов. Посмотрите на свои оценочные листы. Каждый про себя подумает, над каким умением вам еще надо поработать на следующем уроке, чтобы результат был еще лучше. | Дети заполняют лист самооценки. | Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку. Ставить учебную задачу на будущее. |
8 | Рефлексия (3 мин) | Итоговая беседа о способах обозначения буквами гласных звуков шипящих Ч и Щ. - С какой орфограммой мы познакомились на уроке? - Почему мы выбираем букву а в сочетаниях ЧА-ЩА? Букву У в сочетаниях ЧУ-ЩУ? Чтобы эта орфограмма лучше запомнилась, Леня и Соня прочтут о ней стихи. | Дети аргументировано доказывают выбор гласных звукв после букв Ч и Щ. ЧА-ЩА ЧА и ЩА, ЧА и ЩА- Роща, чаща и свеча. Пища, туча, саранча – С буквой а и ЧА и ЩА. ЧУ-ЩУ Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулок, и чудо, и чугун, Чудак, и щука, и ворчун. | Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
9 | Итоги урока (2 мин) | -Чему научились сегодня за урок? Что узнали? -Что понравилось? -Что особенно запомнилось? -Что стало самым неожиданным для вас? - Что осталось непонятным? | Дети делают выводы. | Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Рассуждать. Делать выводы. |