Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании».»
Урок русского языка в 1 классе по теме
«Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании».
Цель урока. Создать условия для:
формирования умения использовать в речи слова приветствия.
обогащения словарного запаса;
расширения кругозора;
совершенствования умения списывать предложения и текст;
развития нравственных чувств и нравственных представлений.
Задачи урока:
повторить добрые слова, известные детям;
познакомить с новыми словами приветствия и благодарности;
содействовать развитию умения использовать эти слова в устной и письменной речи;
развивать мотивацию к творческому и самостоятельному поиску информации;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Используемая технология: развивающее обучение в деятельностном типе.
Оборудование урока:
Учебник «Русский язык» , 1 класс, Иванов С.В.
Толковые словари у каждого ученика.
Презентация к уроку.
Видеофайлы: а) отрывок из мультфильма «Чебурашка»
б) отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»
5. Карточки с текстом для каждого ученика.
6. Смалики.
Ход урока:
Организационный момент.
(Открываю 1 слайд «Доброе утро»)
- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
- Всё на месте, всё в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
- Сядьте красиво, спинка прямая! Сидим правильно весь урок.
На наш урок пришли кот Леопольд и проказники мыши. Кот с мышами всегда ссорятся. Если мы выполним все задания хорошо, то в конце урока кот Леопольд подружится с мышами. Поможем коту?
Словарная работа и чистописание.
(Открываю 2 слайд «спасибо»)
- Какое словарное слово пришло на урок? Назовите орфограммы.
- Какое это слово? (Словарное, слово речевого этикета)
3. Актуализация знаний.
- Ребята! Что означает слово «этикет»? Что вы будете делать, если захотите точно узнать значение этого слова? (Надо взять словари, найти значение, прочитать его).
- Давайте так и поступим! (Дети читают значение слова)
- Итак, этикет – установленный порядок поведения где – либо.
(Открываю 3 слайд Этикет – установленный порядок поведения где – либо)
4.Целеполагание.
(Открываю 4 слайд - Здравствуйте!
- Доброе утро!
- Добрый день!
- Добрый вечер!
- Привет!)
- Прочитайте эти слова и сформулируйте тему нашего урока.
( Тема урока – слова приветствия.)
Речевой этикет.
- Послушайте стихотворение Овсея Дриза о словах приветствиях. Его выразительно прочитает Сафина Алина.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота.
Всем идущим на работу
«С добрым утром! « - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Прочитаем хором орфографически первое слово на слайде.
(Читают хором здрав – ствуй – те)
- Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй!»
Значит «Будь здоров!»
Правило запомни,
Знаешь – повтори,
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра
Значит слово «здравствуй!»
Говорить пора.
- Ребята! Смоделируйте ситуацию приветствия. Работаем в парах.
(Выслушиваем 2 – 3 пары)
- А вот как приветствуют друг друга герои мультфильма «Чебурашка». Речь героев этого мультфильма – образец речевого этикета. Посмотрите.
(Открываю видеофайл – отрывок из мультфильма «Чебурашка»)
- Проказники – мыши приготовили вам новое задание. Прочитайте.
(Открываю 5 слайд «Доброе слово железные ворота откроет».)
- Что это? (Это предложение, пословица)
- Какую работу можно выполнить с этим предложением? (Объяснить его – объясняют. Списать эту пословицу.)
- Предлагаю вспомнить порядок действий при списывании. (Повторяем памятку)
- Спишите пословицу самостоятельно. (Пишут)
- Проверяем написанное. Читайте орфографически. (Читают и проверяют)
- Пришло время отдохнуть. Вставайте, медвежата!
(Открываю 6,7,8 слайды)
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили –
Вот так, вот так
Головой они крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали –
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили –
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали –
Дружно лапы поднимали –
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали.
Работа с текстом.
(Открываю 9 слайд – Работа с текстом.)
- Шалунишки – мыши приготовили ещё более трудное задание коту Леопольду. Давайте поможем бедному коту.
Ребята! Возьмите карточки! Что это? (Это текст.) – Прочитайте его. (Читают)
Леопольд.
Никита и Слава гуляли в парке. На дорожке они увидели кота. Так Леопольд подружился с мальчиками.
-Предлагаю поработать в парах. Одна голова хорошо, а две лучше. Обсудите в парах и отметьте красным карандашом ошибкоопасные места, т.е. орфограммы. (Работают в парах)
- Вижу по посадке, что готовы. Проверим ошибкоопасные места. (Дети читают по предложениям и называют ошибкоопасные места)
- Ребята! Нам предстоит списать этот текст. Какие правила нужно помнить?
(Знаки препинания в конце предложения. Правописание заглавной буквы. Правила переноса.)
- Давайте более подробно вспомним правила переноса.
(Открываю 10 слайд «Правила переноса»)
(Учащиеся формулируют по моделям правила переноса)
- Сейчас возьмите ручки и запишите заголовок.
О чём ещё нужно помнить, начиная списывать текст? (Нужно помнить о красной строке)
- Отметьте красную строку и начинайте списывать. Красиво и без ошибок. Не забывайте про правильную посадку.
(Списывают текст)
- Давайте проверим работу. Читайте орфографически, т.е. так, как пишем.
(Читают по слогам)
- Ребята! У кого сложился перенос? Как перенесли? (Рассказывают)
- Я тоже списывала этот текст. У меня сложился такой перенос о – ни.
(Неправильно. Одну букву оставлять на строке нельзя)
Работа со звуковыми моделями.
- Ребята! Кот Леопольд вновь просит вашей помощи. Помогите подобрать слово из вашего текста к данной звуковой модели. (Демонстрирую звуковую модель)
(Это слово гуляли)
- Молодчина! Ты очень выручила Леопольда!
Продолжим работать со звуковыми моделями. Нам поможет учебник на странице 156, упражнение 2. Прочитайте задание. (Читают) Звуковая модель какого слова дана? Обоснуйте свой ответ!
(Дана звуковая модель слова мышка, т.к. первый звук [ м ] – твёрдый, а в слове мишка первый звук [м, ] – мягкий.)
8. Работа с транскрипцией.
- Выдумщики мыши приготовили работу с транскрипцией.
Задание на странице 155, в упражнении 4. Прочитайте задание.
А). Прочитай, как произносится слово [ сн, иг,ир,];
Поднимите глазки на доску, прочитайте ещё раз транскрипцию.
Б). Можно ли сказать, что обозначение первого гласного звука – ошиб –
коопасное место? (Да, это ошибкоопасное место, т.к. нет ударения)
в). Поможет ли не допустить ошибку проверочное слово снег? (Да,
поможет.)
Сделайте вывод. (Если гласная – ошибкоопасное место, то можно
подобрать проверочное слово – такое слово, чтобы на эту гласную
падало ударение. Родственные слова в ударном и безударном
положении пишутся одинаково)
9.Самооценка.
Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке. Оцените критически, как вы это любите. Довольны ли вы своей работой или нет? Почему?
(Ответы учащихся)
10. Рефлексия.
Как вы себя чувствовали на уроке? Вам было трудно? Легко? Устали? Было интересно? На что обратите внимание на следующем уроке русского языка?
В лоточке возьмите смалик, который соответствует вашему настроению – грустный или весёлый.
11. Итог урока.
Ребята! Мы все задания проказников мышей выполнили, тем самым помогли им и коту Леопольду помириться. Нужно уметь просить прощение и прощать. Посмотрите сцену примирения героев мультфильма.
(Открываю видеофайл - отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»)
Для домашней работы предлагаю творческое задание - раскрасить кота Леопольда, нарисовать мышей так, чтобы стало ясно, что они подружились.
(Открываю последний слайд – Ребята, давайте жить дружно!)