III Актуализация знаний Цель: актуализация субъектного опыта 1)Пальчиковая гимнастика 2)Озеро Чистописания | Выполнений действий по тексту стихотворения. Открывай скорее книжку! В книжке мошка, мышка, мишка, В книжке мячик круглый бок: вверх-вниз, прыг-скок. В книжке зонт, открой и пой, Лупит дождь, а ты сухой! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой – Ведь у киски мех такой… теплый! -Ребята, в книжках правда, случаются чудеса закройте глазки и мы отправляемся в сказочную страну. На пути мы видим озеро Чистописания. Там купаются буквы. На ощупь (с закрытыми глазами) – дети определяют по шерховатому образцу букву, называют). Ж Ш Щ Ч (учитель пишет на доске, дети записывают в тетрадях). Характеристика звуков (согласные звуки, шипящие, ж, ш – твердые; ч, щ - мягкие). Дети с тяжелыми нарушениями моторных навыков, выполняют написание букв по обводке А давайте нашим буквам бросим спасательные круги ( выбрать для каждого сочетания свою букву) Какие сочетания у нас получились? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока? (написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) | Показывает пальчиковую гимнастику. Готовит руку детей к письму. Учитель пишет буквы на доске. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. Оказывает индивидуальную помощь детям с тяжелыми нарушениями моторных навыков. Формулирует проблемную ситуацию. Поощряет высказывания детей. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. Отвечают на вопросы учителя. Работают на интерактивной доске. Высказывают собственное мнение. Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. | Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом | |
IV Формулирование проблемы, планирование деятельности Цель: обеспечение восприятия, осмысления изучаемого материала | А вот теперь мы с вами оказались на мостике. А кто это нас здесь встречает? (Правильно. Это Бармалей) Мы сможем пройти по мосту ,если будем знать куда и зачем идем. –Попробуйте определить тему урока и подумайте что сегодня мы будем делать на уроке? Бармалей с радостью нас пропускает дальше. | Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Формулируют тему урока, составляют общий план работы. Выслушивают иное мнение, высказывают свое мнение. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:постановка вопросов; познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;формулирование проблемы Личностные: умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. | |
V Развитие умений – применение знаний Цель: Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях А) Наблюдение над написанием сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу (работа с интерактивной доской Smart или как вариант презентация Microsoft POWER POINT) Б)Физминутка В ) Перенос полученного навыка в самостоятельную деятельность Г )Зрительная гимнастика Д )Работа над развитием связной речи VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установление внутрипредметных и межпредметных связей | Мы с вами попадаем на Поляну сказок. Вам надо прочитать строки, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание. Внимание! Сбоку вы видите подсказку, выполняя задание, вы имеете право ею пользоваться. Работать будем в парах. (В конце выполнения задания дети выбирают сочетание, подходящее к их строкам и подставляют) Работаем в парах ,сначала обсуждаем и доказываем почему пишем именно эту букву. Мойдодыр (жи-ши) Да здравствует мыло душ…стое, И полотенце пуш…стое. Федорино горе (ча-ща) Я Федорушку прощ…ю, Сладким ч…ем угощ…ю. Бармалей ( чу-щу) А Таня и Ваня хохоч…т, Бегемотово брюхо щекоч…т. Из каких сказок строки? Запишите строки из сказки вашей пары. Подчеркнем изученные сочетания. Молодцы , а мы покидаем поляну сказок и идем дальше . Под песню «Бармалея» имитируем движения на слова песни. - Почему все-таки необходимо слушать родителей? Что может произойти с непослушными детьми? Но мы с вами знаем как себя вести безопасно, поэтому двигаемся дальше. И мы попадаем в лес Приключений. Придумайте и запишите 3 слова с данными орфограммами:- жи-ши-ча-ща-чу-щу Работаем в группах. Придумайте с одним из слов предложение .Постарайтесь, чтобы это предложение было связано со сказками К.И. Чуковского (в помощь вам будут картинки на слайде) Обсудите в группах и выберите самое лучшее предложение. Работа у доски. Представитель каждой группы записывает и объясняет написание орфограмм в словах в предложении. Молодцы и это задание оказалось нам под силу. Мы покидаем лес приключений. И отправляемся дальше. По дороге встречаем бабочек из сказки К.И.Чуковского «Путаница»
На пути у нас горы Трудолюбия. Видео фрагмент из мультфильма «Федорино горе» - Почему посуда убежала от Федоры?- Будем ли мы вести себя как Федора? Надо воспитывать в себе аккуратность, опрятность, и все вокруг себя содержать в чистоте. А как вы заботитесь о посуде? Покажите как вы моете посуду. - Какие предметы убежали от Федоры? С посудой случилась беда: давайте поможем Федоре собрать всю посуду. Для этого нам надо соединить стрелками части слов и записать в тетрадь.(Дети с нарушениями моторики собирают пазл –картинку, с данными предметами посуды) Ча шка Но жи Чай ник Чу гун Как одним словом назвать все эти слова? На какие вопросы они отвечают? Мы помогли Федоре помыть и собрать всю посуду. И отправляемся дальше. А раз мы с вами сделали хорошее дело, то попадаем мы на опушку Доброты. Смотрите: кто-то сидит под деревом? Отгадайте загадку: Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор .... Правильно, доктор Айболит. Из какой он сказки? А кто приходил к нему лечится?А давайте и мы поможем зверятам: если мы правильно вставим букву, то вылечим . Выполняют задания Тренажера. Ребята, а как нужно относиться к животным? Все звери благодарят вас за бережное отношение к природе. Но нам с вами пора отправляться домой. Ведь здесь в школе вас тоже ждут добрые дела. | Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; Организует учебное взаимодействие учеников (группы) .Побуждает обучающихся к общей работе в группах, к наблюдению и самостоятельной записи предложений с сочетаниями жи,ши,ча,ща, чу,щу в тетрадь. Выявляет имеющиеся знания. Показывает движения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников Побуждает к самостоятельным действиям. Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Развивает навык правильного написания сочетаний :- жи-ши-ча-ща-чу-щу Объясняет порядок выполнения. Организует учебное исследование для выделения понятия «посуда» Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению знаний. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы и загадку Организует пространство для отработки навыка правописания изучаемых сочетаний. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Работают в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения в паре. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Записывают предложения, вставляя необходимые сочетания. Проверяют написанное. Доказывают правильность написанного. Выполняют движения. Применяют полученный навык правописания. Проговаривают по цепочке. Высказывают собственное мнение. Выслушивают иное мнение. Самостоятельно записывают полученную в ходе обсуждения информацию в тетрадь. Выбирают лучшее предложение. Наблюдают за записью предложения на доске. Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют задания, соответствующие их способностям, совместно с учителем. Выполняют зрительную гимнастику. Отвечают на вопросы учителя. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания Осуществляют пошаговый контроль по результату | познавательные: решение проблемы, построение рассуждений, доказательство коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации предметные- навык правильного написания сочетаний Личностные: Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
VII Итог урока Цель: определение степень достижения цели и выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | А чтобы нам попасть домой нам надо рассказать Бармалею , чему мы сегодня научились?Первую строчку говорит Бармалей , а вторую должны сказать дети. Знаем твёрдо, что жи – ши Пишем только с гласной и, А в словах, где ча и ща Мы напишем только а. Где же встретим мы чу – щу, То напишем букву у. Наш Бармалей также ,как в сказке К.И.Чуковского стал добрым. Но ,чтобы вы не забывали его задает вам домашнее задание на карточках. Давайте вспомним: в какой стране мы сегодня побывали? Кто автор замечательных сказок? С героями каких произведений мы встретились? У Корнея Ивановича Чуковского ещё очень много удивительных сказок и интересных героев (обратить внимание на выставку книг), которые вас ждут в библиотеке. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Дает:комментарий к домашнему заданию; Организует и контролирует запись Д/З | Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Самостоятельно записывают Д/З в дневник Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | | |
VIII Рефлексия Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | На волшебном цветочке –отрываем лепесток и отвечаем на вопросы: Сегодня на уроке я понял……….. Я научился………….. Теперь я умею……… Теперь я знаю…………….. Больше всего мне понравилось…………. Мне было трудно…………. А теперь А теперь ребята, возьмите свой жетончик и положите в волшебные шкатулочки: 1 У меня все получилось. 2.Я работал хорошо, но мне ещё надо постараться. 3.Мне было не очень интересно, скучно. Выставление отметок учителем. Спасибо всем за урок! Мы с вами хорошо потрудились! | Побуждает к анализу урока, к самоанализу. Организует оценочные высказывания обучающихся | Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия | |