Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка.Правописание окончаний имён прилагательных. »
Урок русского языка.
Учитель: Шевченко С.Ф.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: окончания имен прилагательных
Цели: -познакомить с правописанием окончаний имен прилагательных в косвенных падежах
- расширить знания о различных профессиях, мужских и женских.
- воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, умение работать в группе
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма организации: групповая.
Минутка чистописания.
Посмотрите на запись иииаяуууяяя
-Что заметили?
-Это окончания прилагательных.
-А что мы знаем о прилагательных? С какой целью мы вводим в нашу речь прилагательные?
(Они делает нашу речь более яркой, выразительной, точной.)
Давайте поиграем: «Угадай-ка»
Одна девочка выходит к доске, отворачивается. Я показываю карточку, вы называете качества человека( имена прилагательные) по которым можно узнать профессию.
-Назовите и запишите в тетрадь.(1 столбик: инженер, командир, космонавт, председатель, учитель, шофёр, рабочий)
-Что вы заметили? (Какой частью речи выражены?)
-Подберите к каждому из них характеристику, качество ,которым должны обладать люди данной специальности.(2 столбик: умный, грамотный, внимательный,…
-Образуйте прилагательные от названий профессий. Выделите часть слова ,которая помогла вам это сделать. (директорский, инженерный, председательский…..)
-Давайте составим предложения со словом рабочий, когда оно является существительным. (Рабочий сегодня перевыполнил план по изготовлению сложных деталей. В рабочей одежде можно не бояться запачкаться. )
-Сравните слова рабочий и в рабочей. Разберем слова как часть речи.
Морфологический разбор:
Рабочий – существительное ,одушевлённое, нарицательное, единственного числа ,мужского рода, именительного падежа.
В рабочей – прилагательное, единственного числа, женского рода, предложного падежа.
-Скажите, значит, прилагательные склоняются? Что такое склонение?
-Что поможет просклонять прилагательные ?
(вопросы, задаваемые от существительных)
Составьте таблицу падежных окончаний имен прилагательных. Для этого предлагаю разбиться на 3 группы. Как думаете почему? (по родам)
Раздать листы с заготовкой:
И. П.
Р. П.
Д. П.
В. П.
Т. П.
П. П.
Идёт работа в группах
5.Каждая группа представляет свою работу. ( На доске заполняется таблица).
Падеж
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Именительный
ой, ый, ий
ая, яя
ое, ее
Родительный
ого, его
ой, ей
ого, его
Дательный
ему, ому
ой, ей
ому, ему
Винительный
ой, ий, ый
ую, юю
ое, ее
Творительный
ым, им
ой, ей
ым, им
Предложный
ом, ем
ой, ей
ом, ем
-Проанализируйте, что заметили? (окончания прилагательных м.р. и ср. р. совпадают)
Попробуем использовать то, что вы получили на практике.
-Скажите, а человек, какой профессии написал стихотворение «Чем пахнут ремёсла» (Дж. Родари)
-Поэт – это профессия мужская?
-Как называется женщина пишущая стихи
-Какими качествами он/она должен обладать
-талантливый
-терпеливый
-трудолюбивый
-внимательный
-любящий
-добрый
Как думаете есть ли пословицы и поговорки, содержащие название профессий?
Самостоятельно вставить падежные окончания прилагательных
-У ленив… пряхи нет для себя и рубахи.
-У врача лечись, а у мн… – учись.
-На хорош… охотника и зверь бежит.
-У плох… мастера всегда инструмент виноват.
-У спор… кузнеца руки черные, да хлеб белый.
А теперь послушаем песню.
Люди каких профессий участвуют в создании песни? Это мужская или женская профессия?
Какими качествами должны обладать люди этих специальностей?
-Запоминаем имена прилагательных и попытаемся показать.
-Понравилась песня?
А теперь творческое задание. Придумайте еще один куплет песни. Кому трудно запишите предложения (словосочетания) со словом цветок.
Рефлексия.
-Как сегодня поработали? Что нового узнали?
-Кто может сказать, что поднялся на ступеньку знаний о прилагательном выше, встаньте.