учитель начальных классов.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. Настрой на работу. | Настраивает на работу: - Итак, друзья внимание! Прозвенел звонок. Вспоминаем правила посадки. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок! - Прочитайте пословицу на доске: «Знания собираются по капле». - Как вы понимаете её смысл? - Каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. - Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний. | Демонстрируют правильную посадку. Рассуждают, предлагают свои варианты ответа. | ЛУУД: Мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу. |
2.Актуализация знаний + минутка чистописания. | Учитель акцентирует внимание детей на словах: МЫШЬ и КАМЫШ Читает стихотворение В.Кремнева: Камышам пищала мышь: - Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: - Тише, мышка не шурши! Шелест твой услышит кошка, Шла бы к бабушке, Ты, кошка! Не послушаешься мышка, - Кошка сцапает, глупышка! - Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? - Дайте характеристику звуку [Ш]. - Какие согласные называются шипящими? - Назовите шипящие звуки. Что вы знаете об этих звуках? - Какими буквами обозначаются шипящие звуки? - Как вы думаете, какие буквы будем писать на минутке чистописания? - Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы –ж, щ, ш,ч. - Придумайте и напишите цепочку из этих букв. - Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв. (мотивирует деятельность детей). - Молодцы! Аккуратно написали и нисколько не устали. - Продолжаем работать дальше. | Анализируют звуки. Дают характеристику звуку, называют шипящие звуки, аргументируют свой ответ, предлагают варианты ответов. Выполняют чистописание по образцу. Демонстрируют придуманную цепочку букв на доске, анализируют написание букв. | ПУУД: использование знаково-символического средства |
3.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. | Организует работу на доске: - Я предлагаю вам составить слова из букв на доске: ясемь, лопать, пощомь, ерчь, горьИ, боровьи (семья, пальто, помощь, речь, Игорь, воробьи). - Прочитайте эти слова. - Что объединяет эти слова? - Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Что вы знаете об имени существительном? Приведите пример. Организует работу в парах: - запишите данные слова в 2 столбика по принципу: 1- Могу объяснить применение Ь; 2- Не могу объяснить применение Ь. Сверка парной работы: - Какие слова определили в 1 столбик? Какую роль выполняет Ь в первом столбике? - Какие слова определили во 2 столбик? Какую роль выполняет Ь во 2 столбике? Возможно Фиксирует затруднение детей: - Подумайте, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф: Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих! - Кто готов добыть такие знания? | Работают с анаграммами, составляют слова. Читают, сравнивают, анализируют, делают вывод: - Во всех словах есть мягкий знак; это всё имена существительные и т.д. Дети работают в парах. После согласования записывают слова в 2 столбика в тетради; показывают готовность пар аргументировать свой выбор (соединяют ладошку с ладошкой партнёра над головой). Сверяют работу пар. Делают вывод, что знают и не знают. Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака. | РУУД: формулировать собственное мнение и позицию. КУУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Поиск решения учебной задачи. | На доске предложена группа слов (существительных женского и мужского рода в ед.ч. с шипящими на конце). Учитель организует работу в группах по заданию: - Обсудите в группах, почему в одних существительных после шипящих пишется – Ь, а в других – нет. Проверка результатов работы групп (Выслушиваются все группы!): - К какому выводу вы пришли? - Где мы можем проверить наш вывод? Работа по учебнику: - Откройте учебник на с.41 и прочитайте правило. - Правильно ли мы с вами сделали вывод? - Какова же роль мягкого знака в словах – рожь, дочь? - Является ли Ь орфограммой? Вывод: Ь является орфограммой и выполняет грамматическую роль. Учитель читает стихотворение: Чтобы знать, как писать, надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, дочь, печь, вещь и молодёжь. Если род мужской у слова, нет и знака никакого И тогда пиши – калач, врач, товарищ, нож и грач. - Всё ли правильно сказано в этом стихотворении о правописании Ь после шипящих? Кому понравилось такое рифмованное правило? Кто желает его выучить можете воспользоваться письменным вариантом, который лежит у вас на партах. - Что скажите о нашей работе? Вспомните эпиграф нашего урока, справились ли мы с задачей? Пора отдохнуть. | Обсуждают, предлагают варианты, доказывают, делают вывод, обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании Ь. Проговаривают правило. Высказывают своё отношение к изучаемому материалу. | КУУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ПУУД: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
5.Физкультминутка. | | | ЛУУД: Установка на здоровый образ жизни. |
6.Построение алгоритма решения орфографической задачи. | Учитель организует парную работу: - Предлагаю поработать в группах и составить план действий по определению написания Ь на конце имён существительных после шипящих. Обсудите в группах, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании Ь на конце имён существительных после шипящих. При работе воспользуйтесь правилами в учебнике или правилом в стихотворной форме. Проверка работы групп: - Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? А дальше? Вывод: мы с вами составили памятку, которой можно воспользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. Молодцы! | Работают в парах, обсуждают и составляют алгоритм выполнения практической задачи. Каждая группа защищает свой план действий, делают вывод: надо написать существительные в единственном числе и обозначить род. | РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. ПУУД: Строить речевое высказывание в устной письменной форме. |
7.Применение нового знания на практике. | С помощью нашего согласованного плана действий, попробуем выполнить упражнение 453 (шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, лещи, камыши, овощи). Учитель активизирует внимание детей: - Кто думает так же? - Кто не согласен? - У кого и почему возникли затруднения? | Применяют новое умение на практике. Комментированное письмо по цепочке: Дети рассуждают с помощью алгоритма; объясняют правописание слов с новой орфограммой. | РУУД: Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. ПУУД: Использовать алгоритм для решения задачи |
8.Обобщение знаний по теме. | - Вернёмся к словам, которые озадачили нас в начале урока – помощь, речь. - Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в словах этого столбика? - Давайте представим, что будет, если это же задание когда-нибудь ещё нам встретиться? К какому выводу пришли? - А сейчас проведём небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания: 1. Мягкий знак может выполнять: У) 3 роли И) 2 роли О) 1 роль 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.. М) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова. Н ) пишется только на конце слова. К) после приставок между согласными 3.Разделительный мягкий знак пишется… С) между двумя согласными; Н) между согласной и гласной в корне слова; Т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными; 4.На конце существительных ж.р. после шипящих: И) всегда пишется мягкий знак; Ы) не пишется мягкий знак. 5.На конце существительных м.р. после шипящих: Ц) не пишется мягкий знак; Щ)пишется мягкий знак. 6.Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: А) на род существительных; Я) на число. Посмотрите внимательно на буквы (ответы), которые вы записали? Какое слово у вас получилось? УМНИЦА | Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроке. Выполняют тест, записывают буквы ответов. Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях. | ПУУД: Устанавливать причинно-следственные связи. РУУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. |
10.Домашнее задание | -Сегодня на уроке вы все были умниками! Хорошо и плодотворно поработали. - Есть ли такие ребята, у которых не получился такой результат теста? - Какую задачу вы поставите себе для домашней работы? | Сравнивают свой результат с образцом и ставят задачу для домашней работы. | РУУД: Планировать свои действия. |
11.Рефлексия. | Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас, Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! - Открываем глаза. У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались – возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, но на уроке вам было интересно и вы во всём разобрались. Жёлтую – вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. Урок закончен. | Анализируют свою работу на уроке, самостоятельно оценивают свою работу. | ЛУУД: Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности. |