kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". В.П.Канакина. Тема "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода".

Планируемые результаты:

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: использование знаково-символического средства, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать алгоритм для решения задачи, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать  и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Формы работы: работа в парах, групповая работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.»

Урок: русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».

Составитель: Лешкова Галина Николаевна,

учитель начальных классов.


ТЕМА: Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Учебник: Русский язык. 3 класс. В.П.Канакина. В.Г.Горецкий

Планируемые результаты:

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: использование знаково-символического средства, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать алгоритм для решения задачи, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Формы работы: работа в парах, групповая работа.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент. Настрой на работу.

Настраивает на работу:

- Итак, друзья внимание! Прозвенел звонок. Вспоминаем правила посадки. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок!


- Прочитайте пословицу на доске:

«Знания собираются по капле».

- Как вы понимаете её смысл?

- Каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

- Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.




Демонстрируют правильную посадку.









Рассуждают, предлагают свои варианты ответа.

ЛУУД:

Мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу.

2.Актуализация знаний + минутка чистописания.

Учитель акцентирует внимание детей на словах:

МЫШЬ и КАМЫШ

Читает стихотворение В.Кремнева:

Камышам пищала мышь:

- Шорох ваш нарушил тишь!

Шепчут шумно камыши:

- Тише, мышка не шурши!

Шелест твой услышит кошка,

Шла бы к бабушке, Ты, кошка!

Не послушаешься мышка, -

Кошка сцапает, глупышка!

- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других?

- Дайте характеристику звуку [Ш].

- Какие согласные называются шипящими?

- Назовите шипящие звуки. Что вы знаете об этих звуках?

- Какими буквами обозначаются шипящие звуки?

- Как вы думаете, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

- Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы –ж, щ, ш,ч.

- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

- Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

(мотивирует деятельность детей).

- Молодцы! Аккуратно написали и нисколько не устали.

- Продолжаем работать дальше.























Анализируют звуки.



Дают характеристику звуку, называют шипящие звуки, аргументируют свой ответ, предлагают варианты ответов.












Выполняют чистописание по образцу. Демонстрируют придуманную цепочку букв на доске, анализируют написание букв.

ПУУД:

использование знаково-символического средства

3.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Организует работу на доске:

- Я предлагаю вам составить слова из букв на доске:

ясемь, лопать, пощомь, ерчь, горьИ, боровьи (семья, пальто, помощь, речь, Игорь, воробьи).

- Прочитайте эти слова.

- Что объединяет эти слова?

- Какую роль выполняет Ь в русском языке?

- Что вы знаете об имени существительном?

Приведите пример.


Организует работу в парах:

- запишите данные слова в 2 столбика по принципу:

1- Могу объяснить применение Ь;

2- Не могу объяснить применение Ь.


Сверка парной работы:

- Какие слова определили в 1 столбик? Какую роль выполняет Ь в первом столбике?

- Какие слова определили во 2 столбик? Какую роль выполняет Ь во 2 столбике?

Возможно

Фиксирует затруднение детей:

- Подумайте, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:

Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих!

- Кто готов добыть такие знания?



Работают с анаграммами, составляют слова.





Читают, сравнивают, анализируют, делают вывод:

- Во всех словах есть мягкий знак; это всё имена существительные и т.д.

Дети работают в парах. После согласования записывают слова в 2 столбика в тетради; показывают готовность пар аргументировать свой выбор (соединяют ладошку с ладошкой партнёра над головой). Сверяют работу пар. Делают вывод, что знают и не знают.


Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.

РУУД:
формулировать собственное мнение и позицию.














КУУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ЛУУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

РУУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

4.Поиск решения учебной задачи.

На доске предложена группа слов (существительных женского и мужского рода в ед.ч. с шипящими на конце).

Учитель организует работу в группах по заданию:

- Обсудите в группах, почему в одних существительных после шипящих пишется – Ь, а в других – нет.

Проверка результатов работы групп (Выслушиваются все группы!):

- К какому выводу вы пришли?

- Где мы можем проверить наш вывод?

Работа по учебнику:

- Откройте учебник на с.41 и прочитайте правило.

- Правильно ли мы с вами сделали вывод?

- Какова же роль мягкого знака в словах – рожь, дочь?

- Является ли Ь орфограммой?

Вывод: Ь является орфограммой и выполняет грамматическую роль.


Учитель читает стихотворение:

Чтобы знать, как писать, надо род определять.

Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, дочь, печь, вещь и молодёжь. Если род мужской у слова, нет и знака никакого И тогда пиши – калач, врач, товарищ, нож и грач.

- Всё ли правильно сказано в этом стихотворении о правописании Ь после шипящих? Кому понравилось такое рифмованное правило? Кто желает его выучить можете воспользоваться письменным вариантом, который лежит у вас на партах.

- Что скажите о нашей работе? Вспомните эпиграф нашего урока, справились ли мы с задачей? Пора отдохнуть.

Обсуждают, предлагают варианты, доказывают, делают вывод, обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании Ь.








Проговаривают правило.











Высказывают своё отношение к изучаемому материалу.

КУУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

5.Физкультминутка.



ЛУУД:

Установка на здоровый образ жизни.

6.Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Учитель организует парную работу:

- Предлагаю поработать в группах и составить план действий по определению написания Ь на конце имён существительных после шипящих. Обсудите в группах, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании Ь на конце имён существительных после шипящих. При работе воспользуйтесь правилами в учебнике или правилом в стихотворной форме.


Проверка работы групп:

- Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? А дальше?

Вывод: мы с вами составили памятку, которой можно воспользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. Молодцы!

Работают в парах, обсуждают и составляют алгоритм выполнения практической задачи.












Каждая группа защищает свой план действий, делают вывод: надо написать существительные в единственном числе и обозначить род.

РУУД:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


ПУУД:

Строить речевое высказывание в устной письменной форме.

7.Применение нового знания на практике.

С помощью нашего согласованного плана действий, попробуем выполнить упражнение 453 (шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, лещи, камыши, овощи).

Учитель активизирует внимание детей:

- Кто думает так же?

- Кто не согласен?

- У кого и почему возникли затруднения?

Применяют новое умение на практике. Комментированное письмо по цепочке:

Дети рассуждают с помощью алгоритма; объясняют правописание слов с новой орфограммой.

РУУД:

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.


ПУУД:

Использовать алгоритм для решения задачи

8.Обобщение знаний по теме.

- Вернёмся к словам, которые озадачили нас в начале урока – помощь, речь.

- Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в словах этого столбика?

- Давайте представим, что будет, если это же задание когда-нибудь ещё нам встретиться? К какому выводу пришли?

- А сейчас проведём небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания:

1. Мягкий знак может выполнять:

У) 3 роли

И) 2 роли

О) 1 роль


2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного..

М) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова.

Н ) пишется только на конце слова.

К) после приставок между согласными


3.Разделительный мягкий знак пишется…

С) между двумя согласными;

Н) между согласной и гласной в корне слова;

Т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;


4.На конце существительных ж.р. после шипящих:

И) всегда пишется мягкий знак;

Ы) не пишется мягкий знак.


5.На конце существительных м.р. после шипящих:

Ц) не пишется мягкий знак;

Щ)пишется мягкий знак.


6.Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

А) на род существительных;

Я) на число.


Посмотрите внимательно на буквы (ответы), которые вы записали? Какое слово у вас получилось?

УМНИЦА


Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроке.





Выполняют тест, записывают буквы ответов.





















































Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях.

ПУУД:

Устанавливать причинно-следственные связи.
































































РУУД:

Адекватно воспринимать оценку учителя.

10.Домашнее задание

-Сегодня на уроке вы все были умниками! Хорошо и плодотворно поработали.

- Есть ли такие ребята, у которых не получился такой результат теста?

- Какую задачу вы поставите себе для домашней работы?

Сравнивают свой результат с образцом и ставят задачу для домашней работы.

РУУД:

Планировать свои действия.

11.Рефлексия.

Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас,

Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

- Открываем глаза. У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались – возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, но на уроке вам было интересно и вы во всём разобрались.

Жёлтую – вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

Урок закончен.

Анализируют свою работу на уроке, самостоятельно оценивают свою работу.

ЛУУД:

Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лешкова Галина Николаевна

Дата: 11.04.2016

Номер свидетельства: 317565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства