учитель начальных классов.
       |   Этапы урока   |    Содержание деятельности учителя   |    Деятельность обучающихся   |    УУД   |  
  |   1.Организационный момент. Настрой на работу.   |    Настраивает на работу:  - Итак, друзья внимание! Прозвенел звонок. Вспоминаем правила посадки. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок!      - Прочитайте пословицу на доске:  «Знания собираются по капле».  - Как вы понимаете её смысл?  - Каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.  - Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.   |                Демонстрируют правильную посадку.                                  Рассуждают, предлагают свои варианты ответа.   |    ЛУУД:  Мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу.   |  
  |   2.Актуализация знаний + минутка чистописания.   |    Учитель акцентирует внимание детей на словах:  МЫШЬ и КАМЫШ  Читает стихотворение В.Кремнева:  Камышам пищала мышь:  - Шорох ваш нарушил тишь!    Шепчут шумно камыши:  - Тише, мышка не шурши!  Шелест твой услышит кошка,  Шла бы к бабушке, Ты, кошка!  Не послушаешься мышка, -    Кошка сцапает, глупышка!  - Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других?  - Дайте характеристику звуку [Ш].  - Какие согласные называются шипящими?  - Назовите шипящие звуки. Что вы знаете об этих звуках?  - Какими буквами обозначаются шипящие звуки?  - Как вы думаете, какие буквы будем писать на минутке чистописания?  - Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы –ж, щ, ш,ч.  - Придумайте и напишите цепочку из этих букв.  - Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.  (мотивирует деятельность детей).  - Молодцы! Аккуратно написали и нисколько не устали.  - Продолжаем работать дальше.   |                                                                                            Анализируют звуки.          Дают характеристику звуку, называют шипящие звуки, аргументируют свой ответ, предлагают варианты ответов.                                              Выполняют чистописание по образцу. Демонстрируют придуманную цепочку букв на доске, анализируют написание букв.   |    ПУУД:  использование знаково-символического средства   |  
  |   3.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.   |    Организует работу на доске:  - Я предлагаю вам составить слова из букв на доске:  ясемь, лопать, пощомь, ерчь, горьИ, боровьи (семья, пальто, помощь, речь, Игорь, воробьи).  - Прочитайте эти слова.  - Что объединяет эти слова?  - Какую роль выполняет Ь в русском языке?  - Что вы знаете об имени существительном?  Приведите пример.      Организует работу в парах:  - запишите данные слова в 2 столбика по принципу:  1- Могу объяснить применение Ь;  2- Не могу объяснить применение Ь.      Сверка парной работы:  - Какие слова определили в 1 столбик? Какую роль выполняет Ь в первом столбике?  - Какие слова определили во 2 столбик? Какую роль выполняет Ь во 2 столбике?  Возможно  Фиксирует затруднение детей:  - Подумайте, что мы будем изучать сегодня на уроке?  - Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:  Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих!  - Кто готов добыть такие знания?   |            Работают с анаграммами, составляют слова.                  Читают, сравнивают, анализируют, делают вывод:  - Во всех словах есть мягкий знак; это всё имена существительные и т.д.  Дети работают в парах. После согласования записывают слова в 2 столбика в тетради; показывают готовность пар аргументировать свой выбор (соединяют ладошку с ладошкой партнёра над головой). Сверяют работу пар. Делают вывод, что знают и не знают.      Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.   |    РУУД: формулировать собственное мнение и позицию.                                                      КУУД:  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  ЛУУД:  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.  РУУД:  Принимать и сохранять учебную задачу.   |  
  |   4.Поиск решения учебной задачи.   |    На доске предложена группа слов (существительных женского и мужского рода в ед.ч. с шипящими на конце).  Учитель организует работу в группах по заданию:  - Обсудите в группах, почему в одних существительных после шипящих пишется – Ь, а в других – нет.  Проверка результатов работы групп (Выслушиваются все группы!):  - К какому выводу вы пришли?  - Где мы можем проверить наш вывод?  Работа по учебнику:  - Откройте учебник на с.41 и прочитайте правило.  - Правильно ли мы с вами сделали вывод?  - Какова же роль мягкого знака в словах – рожь, дочь?  - Является ли Ь орфограммой?  Вывод: Ь является орфограммой и выполняет грамматическую роль.      Учитель читает стихотворение:  Чтобы знать, как писать, надо род определять.  Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, дочь, печь, вещь и молодёжь. Если род мужской у слова, нет и знака никакого И тогда пиши – калач, врач, товарищ, нож и грач.  - Всё ли правильно сказано в этом стихотворении о правописании Ь после шипящих? Кому понравилось такое рифмованное правило? Кто желает его выучить можете воспользоваться письменным вариантом, который лежит у вас на партах.  - Что скажите о нашей работе? Вспомните эпиграф нашего урока, справились ли мы с задачей? Пора отдохнуть.   |    Обсуждают, предлагают варианты, доказывают, делают вывод, обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании Ь.                              Проговаривают правило.                                          Высказывают своё отношение к изучаемому материалу.   |    КУУД:  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.      ПУУД:  Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.   |  
  |   5.Физкультминутка.   |         |         |    ЛУУД:  Установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   6.Построение алгоритма решения орфографической задачи.   |    Учитель организует парную работу:  - Предлагаю поработать в группах и составить план действий по определению написания Ь на конце имён существительных после шипящих. Обсудите в группах, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании Ь на конце имён существительных после шипящих. При работе воспользуйтесь правилами в учебнике или правилом в стихотворной форме.      Проверка работы групп:  - Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? А дальше?  Вывод: мы с вами составили памятку, которой можно воспользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. Молодцы!   |    Работают в парах, обсуждают и составляют алгоритм выполнения практической задачи.                                              Каждая группа защищает свой план действий, делают вывод: надо написать существительные в единственном числе и обозначить род.   |    РУУД:  Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.      ПУУД:  Строить речевое высказывание в устной письменной форме.   |  
  |   7.Применение нового знания на практике.   |    С помощью нашего согласованного плана действий, попробуем выполнить упражнение 453 (шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, лещи, камыши, овощи).  Учитель активизирует внимание детей:  - Кто думает так же?  - Кто не согласен?  - У кого и почему возникли затруднения?   |    Применяют новое умение на практике. Комментированное письмо по цепочке:  Дети рассуждают с помощью алгоритма; объясняют правописание слов с новой орфограммой.   |    РУУД:  Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.      ПУУД:  Использовать алгоритм для решения задачи   |  
  |   8.Обобщение знаний по теме.   |    - Вернёмся к словам, которые озадачили нас в начале урока – помощь, речь.  - Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в словах этого столбика?  - Давайте представим, что будет, если это же задание когда-нибудь ещё нам встретиться? К какому выводу пришли?  - А сейчас проведём небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания:  1. Мягкий знак может выполнять:  У) 3 роли  И) 2 роли  О) 1 роль      2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного..  М) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова.  Н ) пишется только на конце слова.  К) после приставок между согласными      3.Разделительный мягкий знак пишется…  С) между двумя согласными;  Н) между согласной и гласной в корне слова;  Т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;      4.На конце существительных ж.р. после шипящих:  И) всегда пишется мягкий знак;  Ы) не пишется мягкий знак.      5.На конце существительных м.р. после шипящих:  Ц) не пишется мягкий знак;  Щ)пишется мягкий знак.      6.Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:  А) на род существительных;  Я) на число.      Посмотрите внимательно на буквы (ответы), которые вы записали? Какое слово у вас получилось?  УМНИЦА       |    Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроке.                  Выполняют тест, записывают буквы ответов.                                                                                                                                                                                                                  Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях.   |    ПУУД:  Устанавливать причинно-следственные связи.                                                                                                                                                                                                                                                              РУУД:  Адекватно воспринимать оценку учителя.   |  
  |   10.Домашнее задание   |    -Сегодня на уроке вы все были умниками! Хорошо и плодотворно поработали.  - Есть ли такие ребята, у которых не получился такой результат теста?  - Какую задачу вы поставите себе для домашней работы?   |    Сравнивают свой результат с образцом и ставят задачу для домашней работы.   |    РУУД:  Планировать свои действия.   |  
  |   11.Рефлексия.   |    Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.  Отдохнём одну минуту,  Восстановим зоркость глаз,  И почувствуем всем телом,  Как тепло согрело нас,  Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог,    Потрудились славно дети,  Завершается урок!  - Открываем глаза. У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались – возьмите каплю синего цвета.  Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, но на уроке вам было интересно и вы во всём разобрались.  Жёлтую – вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.   Урок закончен.   |    Анализируют свою работу на уроке, самостоятельно оценивают свою работу.   |    ЛУУД:  Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.   |