Урок речевого творчества. Сочинение по пословице "Поспешишь - людей насмешишь"
Урок речевого творчества. Сочинение по пословице "Поспешишь - людей насмешишь"
Изучение пословиц и поговорок может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие младших школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок речевого творчества. Сочинение по пословице "Поспешишь - людей насмешишь" »
Тема: Сочинение по пословице"Поспешишь - людей насмешишь"
Ход занятия:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, расшифровав слова.
ПОСОООИКЫ
ПОГЛВВВРЦИ
- Кто прочитал слова? Какие это слова? (Пословицы и поговорки)
Тема урока: " Пословицы и поговорки". Напишем сочинение по пословице " Поспешишь- людей насмешишь".
II. Лингвистический этап
1. Эмоциональная речевая разминка
- Прочитайте пословицу " Поспешишь- людей насмешишь" с вопросительной, восклицательной интонацией.
2. Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы.
Без труда не накинешь платок.
На всякий роток не вытащишь и рыбку из пруда.
- Что вы заметили? (перепутаны части двух пословиц)
- Как поняли смысл пословиц? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - нужно прикладывать усилия в любой работе. На всякий роток не накинешь платок.- пословица о сплетнях)
- Замените пословицами предложения.
Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Беречь время. (Делу время - потехе - час.)
Не болтай. (Держи язык за зубами.)
Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.)
(Раскрывается лексическое значение слова "потеха". Потеха - забава, развлечение.)
3. Орфографическая минутка
"Собери пословицу"
В, мешке, утаишь, не, шило. (Шила в мешке не утаишь)
В, один, не, поле, воин.( Один в поле не воин.)
Труд, перетрут, терпенье, и, все. (Терпенье и труд все перетрут.)
- найдите орфограммы в глаголах. (Не утаишь, перетрут)
4. Веселая минутка. Инсценировка по пословице.
- Каждый ряд учащихся показывает заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. остальные учащиеся отгадывают ее.
Цыплят по осени считают.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
III.Литературоведческий этап
1. Работа над деформированными предложениями
- Ребята, пословицы рассыпались, помогите их собрать.
Лихо век не забудется, а добро помнится.( Лихо помнится, а добро век не забудется.)
Тому помнит зло кто тяжело.( Тому тяжело, кто зло помнит.)
Против худу не устоять добра.(Не устоять худу против добра.)
2. Восстанови предложение
Дополни пословицы.
Добро помни, а зло ...(забывай)
Старое добро и во сне... (хорошо).
Ласковое слово, что... (весенний день)
На свете не без ... (добрых людей).
3. Работа над деформированным планом
- Ребята, Незнайка составил распорядок дня, проверьте, все ли он правильно сделал.
План
1. Пойти в школу.
2. Умыться.
3. Сделать зарядку.
4. Посетить кружок рисования.
5. Позавтракать.
6. Лечь спать.
7. Сделать домашнее задание.
- Как нужно расположить пункты плана? (2,3,5,1,4,7,6)
4. Работа с деформированным текстом
- Прочитайте текст. Все ли в нем верно? Исправьте его , если нужно?
1. При появлении письменности заметки были записаны. 2. Устное творчество народа очень развито. 3. Народ замечал и запоминал все, что видел. 4. Так мудрость народа дошла до нас в пословицах. 5. Оно развивалось до появления веков, еще до появления письменности
(2,5,3,1,4)
5. Языковая игра
- Отгадай по началу пословицы.
Терпение и труд ...(все перетрут).
Дело мастера... (боится).
С волками ... (жить - по - волчьи выть).
Яблоко от яблони ... (недалеко падает).
Ученье свет, а ... (неученье - тьма).
6. Сочинение по пословице" Поспешишь- людей насмешишь".
- Когда мы спешим? Всегда ли нужно спешить? Когда человек что-то быстро делает, он всегда смешит людей, потому что у него все получается некрасиво и смешно. И поэтому люди сеются над его делами.
Речевая задача: напишите рассказ о смешной ситуации, в которой мог оказаться человек, делавший все наспех.
7. Проверка выполнения речевой задачи.
Например, человек торопится в школу и написал некрасиво, и все смеются. Или быстро оделся и выглядит неаккуратно. Всем весело на него смотреть.
Если человек спешит, он может надеть задом наперед кофту, трико. Если он будет очень быстро делать уроки, то допустит много ошибок. Вот и придумали: " Поспешишь- людей насмешишь".