1. | - Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Впервые на нашем уроке так много гостей. Мы волнуемся. Но ничто так не успокаивает, как добрая улыбка и дружеская поддержка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха. А сейчас закройте глаза, оставьте все свои тревоги, подумайте о чем-то хорошем и добром. Пусть этим добром наполнятся и сердца окружающих вас людей. | Слушают, выполняют. |
2. | Включаю аудиозапись «Голоса птиц» - Прислушайтесь, куда мы сегодня мысленно отправимся? Мы сегодня входим в лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши его таится? Что за зверь? Какая птица? Всё узнаем без утайки. Разгадаем леса тайны. - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. - Цель нашей работы по теме? - А чтобы разгадать тайны леса, каким нужно быть? - Вместе со Смайликом мы отправляемся за знаниями. Как вы будете разгадывать лесные тайны? - Сегодня вы не просто ученики, вы – научные сотрудники, вы – исследователи. Что же будет объектом нашего исследования? - Какие ключи к новым знаниям мы будем использовать? | - В лес Слушают стихотворение. - Лес и его обитатели. - Разгадать тайны леса. - Наблюдательным, целеустремлённым, самостоятельным. - Сами. - Лес и его обитатели. - Старые знания, источники информации, материалы и инструменты. |
3. | - Когда-то, давным-давно, наши предки- славяне заселяли обширные земли по берегам рек, в труднодоступных местах, окруженных густым лесом. Вот как описывает леса того времени Наталья Кончаловская: Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озерах, на болотах – куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появились тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели все кругом. И решили: «Места много, есть что есть, и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить. - Сегодня ребята 4 класса представят нам итог работы над проектом «Верования древних славян, связанные с лесом. Им слово. - Уважаемые третьеклассники, озвучьте, пожалуйста, вашу оценку выступления групп. - Оцените себя, пожалуйста, 4 класс. | Слушают стихотворение. Учащиеся 4 класса представляют свою работу над проектом «Верования древних славян, связанные с лесом». Учащиеся 3 класса слушают, оценивают проект по выбранным критериям, задают вопросы. Озвучивают свое мнение третьеклассники. Оценивают на листах самооценки. |
4. | - Мы с вами живем рядом с лесом? Ходим в лес? Мы все знаем про лес? Какие вопросы, связанные с лесом вас интересуют? На столах у вас есть листочки с началом вопросов. Продолжите их, пожалуйста. - Зачитайте, пожалуйста, свои вопросы. Ученые называют лес природным сообществом. Почему? Кто в лесу главный? Выскажите свои предположения, которые могут быть ответами на эти вопросы. Ответы на эти вопросы мы будем находить в процессе работы над проектом. Но ученые свои исследования оформляют, записывают. В каком виде мы оформим свои исследования? Все ваши вопросы я объединила в задачи проекта: 1 этап: вспомнить, что такое лес; повторить, какие растения и животные есть в лесу; обосновать причину распределения растений по ярусам; 2 этап: выяснить, распределяются ли по ярусам животные, какова причина этого; выяснить, что будет, если уменьшится количество растений или какой-то группы животных в лесу; 3 этап: 4 этап: | Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют вопросы: Отчего……? Почему ….? Зачем …? Что будет, если …? Высказывают предположения, выдвигают гипотезы. - В виде деловой статьи, наглядного пособия и т.д. |
6. | Блиц – опрос - Что такое лес? - Какой лес в нашей местности? - Что такое «этажи» леса? - Какие растения леса вы знаете? - Каких животных леса вы знаете? - Что помогает растениям жить рядом друг с другом? -Для выполнения следующего задания разделимся на группы. Посмотрите, на ваших листочках есть значки: у кого-то растение, у кого-то животное. В соответствии с этими значками рассаживаемся по группам. На карточке ботаников задание: Прочитайте названия растений леса: Малина, вороний глаз, земляника, сосна, крушина, берёза, липа, ель. Распределите их на группы по внешнему строению. Найдите растения леса в гербарии, объясните распределение их по ярусам в лесу. На карточке зоологов задание: Прочитайте названия животных леса: землеройка, крот, ящерица, жук-олень, дятел, уж, ястреб, филин, еж, комар, лягушка. Распределите их на группы. Объясните, какие из этих животных живут на верхних ярусах леса, а какие – на нижних? По какой причине? Назови животных леса, изображенных на иллюстрациях. - Работу в группах мы будем оценивать. Выбираем критерии оценки. - Оцените свою работу в группе. | - Это деревья, кустарники, травы, животные. - Смешанный лес. - Все растения в лесу располагаются в виде 5 ярусов – этажей. - Береза, ель, кислица, ландыш, …. - Медведь, белка, комар, лягушка, …. - Разный срок цветения. Рассаживаются по группам к ПК. Ботаники работают с растениями. Заполняют таблицу: Зоологи работают с таблицей Насекомые | пресмыкающиеся | птицы | звери | земноводные | | | | | | | | | | | | | | | | Выступают представители групп - Умение сотрудничать в группе (договариваться, распределять обязанности) - Умение пользоваться источниками информации - вклад в работу группы |
7. | Читаю сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес» - Кто же в лесу главный? Почему лес не может жить, если нет какой-то его составной части? Как взаимодействуют растения и животные? Кто в лесу «стучит»» Кто в лесу «трубит»? Кто в лесу «лает»? Кто в лесу «ревет»? Кто в лесу «кричит»? | Работают в группах. Обсуждают, что им нужно выяснить, какими источниками информации будут пользоваться. Распределяют роли в группе. Составляют план самостоятельной работы. |
8. | Рефлексия. - Подведем итог урока. Назовите тему урока, цель, задачи. Продолжите фразу: - На уроке мне было …. - У меня получилось …. - У меня не получилось … - Свою работу я оцениваю …. Работу над проектом продолжим во внеурочной деятельности. - Спасибо всем за работу. | Называют тему урока, цель, задачи. Рассказывают о своих впечатлениях, оценивают себя. |