Тема урока: «Жираф»
Класс:_______________________
Возраст: _____________________
Цель: учить приёмам работы из пластилина в объёмной технике по технологическим картам.
Задачи:
Формировать умения у обучающихся работать с пластилином в объёмной технике по технологическим картам;
Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объёма и формы,/ умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческие способности;
Воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, бережливость, дисциплинированность, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Преобладающие методы: творческий
Форма урока: урок - экскурсия
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая
Материалы и оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение для практической работы и для физкультурной минутки, плакат для этапа рефлексии, план – конспект урока, пластилин, стеки, наглядное пособие, технологические карты.
Для обучающихся: пластилин, салфетки для рук, стеки, клеёнка.
Ход урока
Организационный момент. (2 мин)
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Педагог: - Здравствуйте, дети. Садитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Пластилин, клеёнка стека?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Педагог: - Молодцы! Я рада встречи с вами. Какое у вас настроение?
Мотивация
- Ребята, сегодня у нас творческое занятие. А творчество – это источник добра и красоты. Человек, который смотрит на мир по – новому, это творец.
Психологический настой:
Педагог:- давайте подарим всем свою улыбку, сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Надеюсь, ваш позитивный настрой сохранится на протяжении всего урока.
Актуализация опорных знаний (3мин)
Педагог: - Ребята! Давайте повторим и вспомним: С какими материалами и инструментами мы с вами работаем на уроке лепки? (ответ обучающихся)
- правильно! На уроке лепки мы с вами работаем с пластилином и стекой.
- А кто мне ответит, что такое стека и пластилин?
Ответы обучающихся:
Стека (от итал. stecca — палочка) — основной инструмент скульптора при лепке из глины, пластилина или других подобных по консистенции материалов.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию.
Педагог:- Правильно, молодцы! А кто мне ответит, какое время года у нас сейчас? (ответ обучающихся).
- А по всей ли сейчас планете идёт зима? (ответ обучающихся)
- Правильно! Не по всей. В некоторых странах сейчас лето, весна или осень.
- А кто мне ответит, в какой стране всегда лето? (ответ обучающихся)
- Молодцы! В Африки круглый год лето, жара.
- А кто там живёт? (ответ обучающихся)
- Правильно! В Африке живут и животные и птицы и люди – африканцы. Там растут пальмы, бананы, кокосы, ананасы и так далее.
- Сегодня мы будем туристы и представим, что мы отправились в путешествие по Африке в гости к самому уникальному и интересному животному. Мы с вами увидим и узнаем много интересного и познавательного о нём.
Тема нашего урока – Жираф (1 слайд).
(2 слайд) – Давайте вспомним, кто такой жираф?
Ответы обучающихся:
Жираф - африканское животное.
Жираф – животное с длинной шеей.
(3 слайд)
Педагог: - Молодцы! Правильно, жираф - африканское животное. Обитают они в открытых степях - саваннах с редко расположенными деревьями и кустарниками. Живут небольшими стадами по 12—15 особей.
- Ребята! А вы знаете, какие ни будь интересные факты об этих животных? (ответ обучающихся)
(4 - 5 слайды)
- Да вы абсолютно правы! Жираф очень миролюбивое существо. Он является самым высоким животным на земле, имея средний рост в пять метров. Длина одного шага жирафа - 6-8 м. Самцы жирафа достигают высоты до 5,5—6,1 м (около 1/3 длины составляет шея) и весят до 900—1200 кг. Самки, как правило, немного меньше и легче. Шея жирафа имеет только семь позвонков - то же самое количество, что и шея человека. Хотя шея жирафа превышает 1,5 м в длину, шейных позвонков всего семь, как и у большинства других млекопитающих, включая человека. Просто каждый шейный позвонок сильно удлинен.
Жираф также имеет самый длинный из всех млекопитающих язык (50 см). Язык у жирафа черного цвета. Жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки. Хотя жирафы иногда спят лежа, большее количество времени они находятся в вертикальном положении и спят стоя, иногда помещая голову между двумя ветками, чтобы не упасть.
Детенышей жирафа принято называть жирафёнком, хотя не каждый знает, что правильное название — телёнок, так как детеныши большинства парнокопытных. Рождение жирафёнка – радостное событие для всего стада. Появившегося на свет жирафёнка, каждый взрослый нежно приветствует прикосновением носа. Сразу после рождения жирафёнок достигает 1,8 м в
высоту и 50 кг. Уже спустя час детёныш твёрдо стоит а ногах и через несколько часов начинает бегать. Однако в стадо детёныши допускаются только через две-три недели.
Педагог:- Ребята, скажите а у всех ли жирафов одинаковый окрас? (ответ обучающихся)
(6 слайд)
-Окрас каждого жирафа уникален. Ученые утверждают, что невозможно найти двух одинаково окрашенных жирафов. Рисунки у каждого животного строго индивидуальны, неповторимы, характерны только для него (как и рисунок на пальцах человека).
Педагог: - А у жирафов есть ли рога? (ответ обучающихся)
-Да у жирафов есть два рога, даже у новорождённых детёнышей. Но бывают пятирогие жирафы. У некоторых особей хорошо развиты как три истинных рога, так и два задних – вот их и называют «пятирогими» жирафами. У многих старых самцов вообще вся голова в "шишках".
Педагог:- В Африки жара, круглый год лето мало воды. А скажите, могут ли жирафы обходиться хоть один день без воды? (ответ обучающихся)
-Жираф может обходиться без воды дольше, чем верблюд. Жирафы предпочитают колючие акации Часто кормятся также другими кустарниками и травой. Поскольку пища жирафов очень сочная, они способны обходиться без воды многие недели, возможно месяцы.
Педагог: - А есть ли у жирафа враги, ведь он такой большой? (ответ обучающихся).
(7 слайд)
Враги.
У взрослых жирафов всего два серьёзных врага – лев и человек.
Педагог: - Ребята а вы знали что у нас есть созвездие под названием «Жираф»? (ответ обучающихся)
Созвездие Жираф (латинское название Camelopardalis), околополярное созвездие Северного полушария неба. Наилучшие условия для наблюдений в ноябре — январе. Видно на всей территории России круглый год.
Педагог: - А что единственным родственником жирафа является – окапи. Окапи - парнокопытное млекопитающее семейства жираф.
Постановка цели урока. (2 мин)
(8 слайд) Педагог: - проанализируйте тему урока. Как вы думаете, какая цель Обучающиеся: - слепить из пластилина жирафа.
( 9 слайд) Педагог: - Правильно! Наша цель: выполнить работу из пластилина в объёмной технике по технологическим картам на заданною тему.
Формирование новых понятий.
(10 слайд) Педагог:- посмотрите на слайд и скажите, какие материалы мы будем использовать на этом уроке? (ответ обучающихся)
- А кто такой жираф? (ответ обучающихся)
Педагог: - Скажите, как вы понимаете что такое технологические карты? (ответ обучающихся)
- Молодцы! Ну а теперь давайте посмотрим на слайды, в которых отображена технология изготовления изделия.(11 – 19 слайд).
Педагог: - Ребята, вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:
Обучающиеся: - работать пластилином на клеёнке;
- руки вытирать салфетками;
- стекой пользоваться осторожно.
(20 слайд) Физкультминутка (1 минута).
Педагог показывает упражнения под музыку, дети повторяют за ним.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Формирование умений и навыков
Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности.
Педагог: - Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стекой? ( Дети повторяют правила техники безопасности).
В ходе выполнения практического задания стоят следующие задачи:
Обучиться работе с технологическими картами при работе с пластилином в объёмной технике;
Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объёма и формы, логическое мышление, творческие способности и пробудить интерес к процессу создания поделки из пластилина;
Воспитывать в себе ответственность за порученное дело, аккуратность, бережливость, трудолюбие, усидчивость.
Анализ образца.
Педагог: - Каждый из вас получил технологическую карту, где показано в какой последовательности надо делать изделия. Мы с вами уже знаем основные приемы работы с пластилином.
- Какие вы знаете приёмы?
Обучающиеся:- приём вытягивания, примазывания, прощипывание.
Педагог:- Ещё раз обратите внимание, у вас у каждого на технологической карте показана последовательность выполнения работы.
- каким цветом вы будите брать пластилин? (ответ обучающихся).
Педагог: - Если у вас нет нужного цвета для работы, то тогда вы берёте любой цвет. Приступаем к работе самостоятельно. Возникнут вопросы поднимите руку я подойду. Не забывайте о волшебных качествах, которые помогают нам творить чудеса в жизни – терпение, уважение, внимательность. Помогайте друг другу в работе.
Итог урока. Демонстрация изделий.
По завершению работ обучающиеся выставляют свои выполненный поделки и проводят самоанализ.
Педагог:- Оцените работы друг друга.
- При помощи чего вы выполняли свою работу?
Обучающиеся: - технологические карты (предполагаемый ответ)
Педагог: - правильно!
- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока? Какой она была?
Обучающиеся: - Да! Мы выполнили работу из пластилина в объёмной технике по технологическим картам на заданною тему.
Педагог: - Скажите, пожалуста, в качестве чего можно использовать нашу поделку?
Ответы обучающихся.
Педагог: - А что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?
Ответы обучающихся.
Педагог: - Спасибо вам за работу, вы сегодня отлично поработали!
- все ли справились с поставленными задачами?
- Испытали ли вы затруднения в работе?
- Что не представляло сложности?
Сегодняшним уроком мы не заканчиваем изучение приёмов лепки, а продолжим отрабатывать приобретённые навыки в дальнейшей нашей с вами работы.
Рефлексия.
Педагог:- Если вам понравился урок и вызвал положительные эмоции и вы справились и работой, то повести пустую шкурку от банана в табличку, которую приготовил наш друг – жираф.
Если у вас возникли небольшие затруднения и, что то не понравилось, то повести открытый банан.
Ну а если у вас ухудшилось настроение и нечего не получилось, то повести закрытый банан.