Обучающие: -повторить изученные признаки родственных слов; -проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание; -совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие: -развивать память и орфографическую зоркость; -развивать умение разбирать слова по составу; -развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие: -воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Материал: презентация к уроку, интерактивная доска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающие: -повторить изученные признаки родственных слов; -проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание; -совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие: -развивать память и орфографическую зоркость; -развивать умение разбирать слова по составу; -развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие: -воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Материал: презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и наш урок принесёт вам радость.
II.Сообщение темы урока.
-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над темой «Состав слова». Что значит разобрать слово по составу? (Находить части слова и выделять их) Сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придётся активно поработать на уроке.
III.Минута чистописания.
-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда мы отправимся вы должны отгадать загадку.
Состоит из точек свет, Полна горница планет. Космос
-Кто догадался? (В космос)
-Кто знает значение этого слова? -В толковом словаре значение слова «космос» определяется как «вселенная», «мир».
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «космос»?
-Давайте вспомним, как пишутся заглавная и строчная буквы Кк. Кккк кК кКк ккк Разгадывание ребуса.
Космос- словарное слово. Сравнение произношения и написания слова.
IV.Работа по повторению.
1.Игра «Найди лишнее слово».
Космос, космонавт, ракета, космический. (Ракета)
Какое значение имеет слово «ракета»? –Летательный аппарат –Снаряд для фейерверков –Быстроходное судно на подводных крыльях
Какое значение подходит в нашем случае?
Ракета - словарное слово. Космонавт – человек, совершающий полёт в космос. Космический – относящийся к космосу. Запись слов в тетради, составление с ними предложений.
-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно отправиться в путь. В космос полетим на ракете. Для того, чтобы попасть в ракету нужно выполнить следующее задание.
2.Красные карточки (оценка 5) Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам прогулка, билет, выход, ягодка.
Синие карточки (оценка 4) Разбери слова по составу: повар, снежинка, загадка, прогулка.
Жёлтые карточки (оценка 3) Отметь какие из данных слов являются родственными слову «вода»: водичка, водитель, водоём, водокачка. (Учащиеся выбирают карточки по желанию)
-С заданием все справились. Молодцы! Вот мы с вами уже и в ракете. – Внимание! Взлёт! Наша ракета мчится вперёд!
-Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звёзды)
3.Послушайте мой рассказ и найдите слово, которое употребляется в разных формах.
Впереди небо, которое усыпано множеством звёзд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звёзды голубого, жёлтого, красного цвета. Расстояния между звёздами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звёздах сложить песню. (Звёзд, звёзды, звёздами, о звёздах)
-Вот мы с вами и прибыли на планету «Окончание»
4.Составить из данных слов предложения: школьники, делают, зарядка, утром ученики, нашего, любят, класс, спорт укрепляет, спорт, здоровье
-Что вы сделали, чтобы связать слова в предложения? (Изменили окончания в словах) -Что такое окончание? Для чего служит окончание?
-Мы продолжаем наше путешествие. Следующая планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья.)
-А какая часть самая главная? (Корень)
-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нём вырастут новые слова. Корень нашего дерева –уч-. Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:
а) Как с помощью этого корня называют вас? (ученики) б) Почему вас так называют? (т.к. учимся) в) Как называют того человека, который учит? (учитель) г) Какую пословицу про ученье мы знаем? (Ученье – свет, а неученье - тьма)
Запишем эти слова: ученики, учимся, учитель, ученье, неученье. Выделите корень.
-Какие это слова? (однокоренные) –Почему они так называются? –Что же такое корень? (Корень – главная, неизменяемая часть слова, общая часть всех родственных слов)
Корень таит в себе много загадок – орфограмм.
5.Разделите слова на три группы по видам орфограмм: солнце, болеть, зуб, честный, варенье, сад, звёздный, бегут, сказка.
V.Физкультминутка.
VI.Обобщение знаний по теме.
-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Мы продолжаем наш путь по направлению к планета «Приставка». На этой планете живут приставки, их очень много. (На доске появляется изображение планеты)
6.раз-, вы-, об-, до-, про-, из-, под- Образуйте с помощью этих приставок и корня –уч- новые слова.
-Двигаемся дальше по вселенной. Перед нами планета ….. Название планеты вы сами мне назовёте.
8.Что нужно отбросить у слова тракторист чтобы получилось название машины? (суффикс)
-Вот мы с вами на планете «Суффикс». Перед нами суффиксное поле. Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.
Гнездо ёнок сова ышк ветер к берёза ок коза ик мост очк
Запишите полученные слова. Выделите суффикс.
-Вот и мостик! -Что же такое суффикс? Для чего он служит?
VII. Подведение итогов.
-Вот мы с вами посетили все планеты. Какие планеты мы посетили? Что такое окончание, корень, приставка, суффикс? (Это части слова - морфемы) Находя эти части в слове, мы делаем разбор слова по составу. Прежде чем мы вернёмся домой, давайте закрепим это умение.
9.Разбор слов по составу: сад, садик, садовый, посадить.
-Нам пора домой.
10. Разгадывание кроссворда.
–Мы покидаем с вами галактику Морфем.
Возвращаться нам пора По местам мои друзья! Из полёта возвратились, Мы на землю приземлились.
VIII. Выставление оценок. Домашнее задание. Релаксация.