Урок-путешествие по произведениям К. И. Чуковского "Чудачим по-Чуковски"
Урок-путешествие по произведениям К. И. Чуковского "Чудачим по-Чуковски"
Урок-путешествие разработан с целью обобщения знаний детей по прочитанным произведениям; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведения К.И. Чуковского. В ходе путешествия по страницам "Путаница", "Радость", "Федорино горе" и "Загадки" младшие школьники повторят малые жанры фольклора, литературоведческую терминологию (рифма). Урок направлен на развитие образного мышления, внимания и памяти учащихся, воспитание интереса к чтению. Каждый учащийся получит возможность продемонстрировать свои творческие способности, выполняя поставленные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: портрет писателя, эпиграф «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный блистательный, весёлый, праздничный» (И.Андроников), выставка книг К.И. Чуковского, фотоколлаж «В гостях у Мойдодыра», кроссворд, рисунки детей к произведениям; запись песни «Облака».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Встаньте ровно и красиво.
Звенит звонок, зовёт звонок –
И в классе начинается урок.
(Проверка готовности к уроку).
2. Сообщение темы, постановка цели урока.
И девчонки, и мальчишки –
Все читать мы любим книжки.
Их писатель пишет нам,
Пишет днём и по ночам.
У него живут в тетрадке
Стихи, сказки и загадки!
Сегодня мы в гостях у чудесного писателя, сказочника, юмориста и весельчака Корнея Ивановича Чуковского. Его стихи и сказки дарят нам радость, веселье и хорошее настроение. Корней Иванович был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого малыша находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей». А ведь на самом деле настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков.
Жил писатель в небольшом загородном доме неподалёку от Москвы. Много писал, переводил, издавал журналы, редактировал. К.И. Чуковский широко известен не только у нас, но и во всём мире.
Давайте посмотрим на портрет этого доброго и весёлого человека, улыбнёмся друг другу и начнём путешествие по страницам произведений Корнея Ивановича Чуковского.
3. Закрепление изученного материала.
1 страница «Путаница».
- Что произошло с названиями произведений К.И. Чуковского?
- В названиях стихотворений перепутана одна из букв. Наша задача – назвать стихи правильно.
- Открываем «Игротеку», с. 48 «Рабочая тетрадь».
- Такая же история произошла с героями произведения «Путаница».
- Догадайтесь, какие животные спрятались и не хотят, чтобы их узнали.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Физкультминутка.
Настрой: Выполняйте всё старательно,
Слушайте внимательно!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли дети погулять.
Очутились на лугу.
Я вперёд быстрей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал второй наш класс
Вот какой букет у нас!
(Звучит песня «Облака»)
- Ребята нам нужно поторопиться, что-то тучки собрались на небе! Что это за удивительные облака?
2 страница «Радость».
- К какому произведению К.И.Чуковского рисунки наших ребят?
- Стихотворение «Радость».
- Что самое главное, что есть в стихотворении? (Рифма.)
-Что такое рифма?
Рифма – созвучие концов стихотворных строк (словарь Ожегова).
Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.
Рифмовать – подбирать слова для получения рифмы.
- Есть стихи, в которых нет рифмы или она скрыта, но они очень ритмичны и красивы. Поэтому в стихах самое главное – настроение.
- Чтение стихотворения учащимися.
3 страница «Федорино горе».
- К какому произведению пословица «Порядок – душа всякого дела»?
- Кто приготовил домашнее задание к следующей нашей странице? Чтение по ролям сказки «Федорино горе». Желающих прошу к доске!
Чтение по ролям с. 19-22
- Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки: неряшливой, ленивой, заботливой?
- Как автор относится к Федоре: сочувствует, осуждает, жалеет?
- Как нужно относиться к своим вещам?
4 страница «Загадки К.И. Чуковского».
- Посмотрите на книгу «Загадки».
В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К..И. Чуковским. Я раздам вам загадки на карточках. Приготовьтесь загадывать их своим товарищам (карточки раздаются хорошо читающим ученикам).
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
(Подъёмный кран.)
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
(Салют.)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Гребешок.)
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Автомашины.)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка.)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
(Коньки.)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)
Физкультминутка.
Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
(Дети встают.)
Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
- Голову держим ровно, посмотрели наверх, вниз, налево, направо.
- Глазками напишите первую букву своего имени.
- Закройте глазки.
- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.
5 страница «Мойдодыр».
- Интересна история создания стихотворения «Мойдодыр».
- Однажды К.И. Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам!»
Так и родился на свет «Мойдодыр».
- Ребята, а нам пришла посылка от Мойдодыра! Давайте посмотрим, что в ней. (Учитель достаёт письмо и отдаёт ученику.)
Ученик (читает).
«Дорогие ребята! Я, Мойдодыр, прошу вас вступить в Общество друзей чистоты! Члены этого общества могут быть все ученики, которые дружат с мылом, мочалкой, зубной щёткой, зубной пастой».
- Ребята, а среди вас есть такие, кто не дружит с мылом, мочалкой, и зубной щёткой? Нет? Тогда все вы можете считать себя членами Общества друзей чистоты.
На доске вывешивается плакат, на котором записаны правила друзей чистоты:
- Мой руки, лицо и шею утром и вечером.
- Не забудь вычистить грязь из-под ногтей.
- Ноги мой перед сном каждый день.
- Зубы чисти утром и вечером.
- Ой! А в посылке ещё что-то есть. Вот… это же памятка каждому ученику!
- Теперь мы уверены, что все знают и соблюдают правила чистоты!
6 страница «Любимые книги К.И. Чуковского».
- Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского на уроках в школе. Но мне хотелось бы, чтобы вы читали его и самостоятельно.
- В нашей стране печатают много книг для детей. С каждым годом они ярче, красивее. На выставке представлены чудесные произведения К.И. Чуковского.
4. Подведение итогов урока.
- Что самое главное, что есть в стихотворении?
- Какие произведения К.И. Чуковского мы повторили на уроке?
- Какие правила советует выполнять Мойдодыр?
- Сегодня всем было радостно от ваших ответов. С вами было приятно путешествовать и работать. Спасибо.