kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по произведениям К. И. Чуковского "Чудачим по-Чуковски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие разработан с целью обобщения  знаний детей по прочитанным произведениям; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведения К.И. Чуковского. В ходе путешествия по страницам "Путаница", "Радость", "Федорино горе" и "Загадки" младшие школьники повторят  малые жанры фольклора, литературоведческую терминологию (рифма). Урок направлен на  развитие образного мышления, внимания и памяти учащихся, воспитание интереса к чтению. Каждый учащийся получит возможность продемонстрировать свои творческие способности, выполняя поставленные задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по произведениям К. И. Чуковского "Чудачим по-Чуковски" »

Бондаренко Алла Федоровна

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей,

Пуровский район, ЯНАО


Тема: Урок-путешествие по произведениям К.И. Чуковского

«Чудачим по-Чуковски»

Цели урока:

  • обобщить знания детей по прочитанным произведениям; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведения К.И. Чуковского;

  • повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма);

  • способствовать развитию образного мышления, внимания и памяти учащихся, воспитанию интереса к чтению.


Задачи общеобразовательные:

  • формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение);

  • формирование навыка правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, чтения по ролям, умения работать с текстом.


Задачи развивающие:

  • развитие познавательных процессов;

  • развитие творческих способностей учащихся.


Методы:

  • проблемно-иллюстративный,

  • творческое чтение, имеющее воспитательное значение.


Формы: индивидуальные, парные, фронтальные, групповые.


Оборудование: портрет писателя, эпиграф «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный блистательный, весёлый, праздничный» (И.Андроников), выставка книг К.И. Чуковского, фотоколлаж «В гостях у Мойдодыра», кроссворд, рисунки детей к произведениям; запись песни «Облака».













ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Встаньте ровно и красиво.

Звенит звонок, зовёт звонок –

И в классе начинается урок.

(Проверка готовности к уроку).

2. Сообщение темы, постановка цели урока.

И девчонки, и мальчишки –

Все читать мы любим книжки.

Их писатель пишет нам,

Пишет днём и по ночам.

У него живут в тетрадке

Стихи, сказки и загадки!

Сегодня мы в гостях у чудесного писателя, сказочника, юмориста и весельчака Корнея Ивановича Чуковского. Его стихи и сказки дарят нам радость, веселье и хорошее настроение. Корней Иванович был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого малыша находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей». А ведь на самом деле настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков.

Жил писатель в небольшом загородном доме неподалёку от Москвы. Много писал, переводил, издавал журналы, редактировал. К.И. Чуковский широко известен не только у нас, но и во всём мире.

Давайте посмотрим на портрет этого доброго и весёлого человека, улыбнёмся друг другу и начнём путешествие по страницам произведений Корнея Ивановича Чуковского.

3. Закрепление изученного материала.

1 страница «Путаница».

- Что произошло с названиями произведений К.И. Чуковского?

«Федорино море», «Крашеное солнце», «Гадость», «Худо-дерево», «Кармалей», «Мокдодыр», «Муза-Цокотуха», «Ужики смеются», «Пил на свете человек».

- В названиях стихотворений перепутана одна из букв. Наша задача – назвать стихи правильно.

- Открываем «Игротеку», с. 48 «Рабочая тетрадь».

- Такая же история произошла с героями произведения «Путаница».


- Догадайтесь, какие животные спрятались и не хотят, чтобы их узнали.

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Физкультминутка.

Настрой: Выполняйте всё старательно,

Слушайте внимательно!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперёд быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал второй наш класс

Вот какой букет у нас!

(Звучит песня «Облака»)


- Ребята нам нужно поторопиться, что-то тучки собрались на небе! Что это за удивительные облака?

2 страница «Радость».

- К какому произведению К.И.Чуковского рисунки наших ребят?


- Стихотворение «Радость».

- Что самое главное, что есть в стихотворении? (Рифма.)

-Что такое рифма?

Рифма – созвучие концов стихотворных строк (словарь Ожегова).

Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.

Рифмовать – подбирать слова для получения рифмы.

- Есть стихи, в которых нет рифмы или она скрыта, но они очень ритмичны и красивы. Поэтому в стихах самое главное – настроение.

- Чтение стихотворения учащимися.

3 страница «Федорино горе».

- К какому произведению пословица «Порядок – душа всякого дела»?

- Кто приготовил домашнее задание к следующей нашей странице? Чтение по ролям сказки «Федорино горе». Желающих прошу к доске!

Чтение по ролям с. 19-22

- Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки: неряшливой, ленивой, заботливой?

- Как автор относится к Федоре: сочувствует, осуждает, жалеет?

- Как нужно относиться к своим вещам?

4 страница «Загадки К.И. Чуковского».

- Посмотрите на книгу «Загадки».

В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К..И. Чуковским. Я раздам вам загадки на карточках. Приготовьтесь загадывать их своим товарищам (карточки раздаются хорошо читающим ученикам).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

(Подъёмный кран.)



Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными.

(Салют.)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Гребешок.)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут.

(Автомашины.)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало.)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка.)




Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.

(Коньки.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёж.)

Физкультминутка.

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

(Дети встают.)

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, вниз, налево, направо.

- Глазками напишите первую букву своего имени.

- Закройте глазки.

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

5 страница «Мойдодыр».

- Интересна история создания стихотворения «Мойдодыр».

- Однажды К.И. Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам, стыд и срам!»

Так и родился на свет «Мойдодыр».

- Ребята, а нам пришла посылка от Мойдодыра! Давайте посмотрим, что в ней. (Учитель достаёт письмо и отдаёт ученику.)

Ученик (читает).

«Дорогие ребята! Я, Мойдодыр, прошу вас вступить в Общество друзей чистоты! Члены этого общества могут быть все ученики, которые дружат с мылом, мочалкой, зубной щёткой, зубной пастой».



- Ребята, а среди вас есть такие, кто не дружит с мылом, мочалкой, и зубной щёткой? Нет? Тогда все вы можете считать себя членами Общества друзей чистоты.

На доске вывешивается плакат, на котором записаны правила друзей чистоты:

- Мой руки, лицо и шею утром и вечером.

- Не забудь вычистить грязь из-под ногтей.

- Ноги мой перед сном каждый день.

- Зубы чисти утром и вечером.

- Ой! А в посылке ещё что-то есть. Вот… это же памятка каждому ученику!

- Теперь мы уверены, что все знают и соблюдают правила чистоты!

6 страница «Любимые книги К.И. Чуковского».

- Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского на уроках в школе. Но мне хотелось бы, чтобы вы читали его и самостоятельно.

- В нашей стране печатают много книг для детей. С каждым годом они ярче, красивее. На выставке представлены чудесные произведения К.И. Чуковского.

4. Подведение итогов урока.

- Что самое главное, что есть в стихотворении?

- Какие произведения К.И. Чуковского мы повторили на уроке?

- Какие правила советует выполнять Мойдодыр?

- Сегодня всем было радостно от ваших ответов. С вами было приятно путешествовать и работать. Спасибо.

5. Домашнее задание.

с.54 в рабочей тетради.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие по произведениям К. И. Чуковского "Чудачим по-Чуковски"

Автор: Бондаренко Алла Федоровна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства