технология развивающего обучения, уровневой дифференциации,
перспективно-опережающего обучения.
Ход урока
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Прозвенел уже звонок – начинается урок.
Девиз нашей работы: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. (Хлопки в ладоши с соседом по парте.)
Формулирование темы и целей урока
На доске записаны словосочетания:
написал в тетрад…
рассказал о погод…
засверкал на водичк…
замелькал на горизонт…
Посмотрите внимательно на данные словосочетания, сформулируйте тему нашего урока.
(Безударные окончания имён существительных в предложном падеже.)
- Почему вы так решили?
(Существительные в данных словосочетаниях употреблены в предложном падеже, их окончания безударные.)
- Определите цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.
(Будем учиться писать безударные окончания существительных в предложном падеже.)
- Я приглашаю вас в морское путешествие на таинственный остров Сокровищ. Во время путешествия мы будем упражняться в проверке и правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Поднимаем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Ещё немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
Актуализация знаний учащихся
А начинаем мы наше путешествие из порта Чистописания. (Слайд №1)
1) Индивидуальная работа по карточкам.
(Выполняют 4 ученика с хорошей каллиграфией.)
Спиши в тетрадь, исправив ошибки. Укажи падеж существительных.
Билеет парус одинокий
В тумани моря голубом.
Что ищет он в строне долёкой,
Што кинул он в крою радном.
(М. Ю. Лермонтов.)
* Составь из слов предложения и запиши в тетрадь. Определите падеж и склонение существительных.
Запиши в тетради, исправив ошибки. Укажи падеж и склонение существительных.
Вадоёмы имеют бальшое значение в природи и в жизне людей. Они укрошают Землю, радуют нас сваей кросотой. Вода-источьник жизне на Зимле.
2) Коллективная работа
Посмотрите еще раз на данные словосочетания.
Написал в тетрад…;
рассказал о погод…;
засверкал на водичк…;
замелькал на горизонт….
Найдите лишнее словосочетание по нескольким признакам.
(Засверкали на водичке.) Почему вы так решили?
Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания. Они находятся в лишнем словосочетании, в корне существительного и обозначают в нем парный звонкий твердый согласный звук и парный звонкий мягкий согласный звук. Назовите эти буквы. (Это буквы в, д.)
Небольшое волнение на море, как в этих строчках. Зафиксируйте их в бортовом журнале, не нарушая закономерность. ( вд/ввдд//вввддд/// …)
Какую закономерность вы заметили?
Прилив волны смыл части слов, нам необходимо восстановить их.
Эти слова являются однокоренными к слову-ребусу. (Слайд №2)
Какое слово лишнее? Определите склонение имён существительных. (Работа с веером цифр.)
Прочитайте предложение.
Вадоёмы имеют бальшое зночение в прероди и в жизне людей.
Запишите, исправив ошибки.
Молодцы! Нам во время путешествия понадобятся ваши знания, смекалка, чувство товарищества и взаимопомощи.
IV. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности
Вот мы и в падежном океане. Странный листок выпал из судового журнала, на нем написано: «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайд №3)
Мы сможем благополучно продолжить наше путешествие, если правильно выполним задания.
Индивидуальная работа с перфокартами (4 человека).
Вставь окончание - Е или – И.
Склонение
Укажи падеж
Прочитал о смелост…
На краю пропаст…
Остановились в бухт…
Рассказ о дружб…
Узнал из книг…
Грелся на солнц…
Катались на парусник…
Купались в мор…
Сбился с дорог…
Найди ошибки, исправь их.
На улицы, дома, в общественном мести будь вежлив со старшими, помни о честе. В трамваи, в театри, в читальни, кине веди себя скромно, прилично, умно.
2 .Коллективная работа. ( Тест- игра))
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайды№№4, 5)
(Учащиеся работают с веером цифр, выбирают верный ответ).
Итак, существительные, какого склонения в предложном падеже
имеют одинаковые окончания? (Слайд №6)
Какие способы проверки можно использовать? (Проверку ударным окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму.)
Правило хором повторяется.
(На доске появляется таблица. Слайд №6)
V. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в (изменённых) новых условиях
1.Словарно-орфографическая работа
Наш корабль входит в воды моря Словарных слов. ( Слайд №7)
Ребята, посмотрите на поверхности нефтяные пятна!
Какую опасность они представляют?
(От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки.)
Что используют для уничтожения следов нефтепродуктов?
(Специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают мусор, пластмассовые отходы.)
Наш корабль превратится в «судно-губку», если мы правильно выполним следующее задание: «Отгадай и измени!». Отгадку нужно записать в форме предложного падежа.
а) Работа в парах с кроссвордами
(Чтобы быстрее убрать нефтяные пятна, работают в парах следующие учащиеся…)
Угадай и измени! Отгадку запиши в форме предложного падежа.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Занятие, как источник заработка.
Какое-нибудь определенное место, пространство.
Мужество, отсутствие страха.
Обмен мнениями.
Крупный населенный пункт.
Помещение, в котором живут.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1. Солнечная, дождливая…
2. Отечество, Родная страна.
3. Командир на судне.
4. Отсутствие страха.
5. Молодое поколение.
6. Успех в битве.
7. Высокий сбор плодов, ягод.
б) Работа в группах (Заполнение кроссворда).
1. Разговор, обмен мнениями. (Беседа.)
2. Команда корабля. (Экипаж.) (Работа с орфографическим словарём.)
3. Командир корабля. (Капитан.) Слово не изучали, где можно посмотреть его правописание? (Работа с орфографическим словарем.)
4. Старое, непрочное судно. (Посудина.)
5. Место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов. (Пристань.)
7. Содействие кому-нибудь в чём-нибудь, приносящее облегчение. (Помощь.) (Слайд №8)
(Запись ведётся одновременно с комментированием на доске и в тетрадях учащихся.)
Нефтяные пятна убраны! Посмотрите внимательно, какое слово спряталось по вертикали? (Спасибо.) А в ваших кроссвордах?
(Береги природу!)
Морские жители благодарят вас за помощь и призывают беречь и охранять природу.
С таким экипажем можно смело плыть к таинственному острову Сокровищ.
Физкультминутка (Звучит фонограмма №1 с шумом моя.)
(Слайд №9)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
б) Работа по учебнику
Наш корабль входит в бухту Предложную. (Слайд №10)
А что такое бухта? (Работа с толковым словарём.)
Бухта - небольшой глубокий залив.
Чтобы не наскочить на рифы, нужно правильно выполнить упражнение
№214 на странице 111.
Риф – ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна. (Работа с толковым словарём.)
Прочитаем задание.
Упражнение 214. Спиши предложения. Существительные, данные в скобках, поставь в предложном падеже. Обозначь склонение, выдели окончания.
В (Сибирь) на реке (Иртыш) вырос город Серебрянск. На могучем (Енисей) молодежь построила город Дивногорск. На Дальнем (Восток) возвели город Комсомольск-на-Амуре.
Я надеюсь, вы не будете выполнять упражнение с бухты-барахты.
Что значит с бухты-барахты (Работа со словарем фразеологизмов.)
(Ни с того ни с сего, необдуманно.)
Двое учащихся работают на доске. Остальные работают самостоятельно в тетрадях. (Взаимная проверка тетрадей.)
Дополнительное задание: произвести морфологический разбор существительного (по выбору учащихся).
1. (На) Енисее – сущ. (на чём? где?). 1. (В) Сибири - сущ. (в чём? где?).
2 .Н.Ф. – Енисей. 2 .Н.Ф.- Сибирь.
3. М.р., 2 скл. 3 .Ж.р., 3скл.
4. В П.п., в ед.ч. 4 .В П.п., в ед.ч.
5. Вт.чл. 5. Вт.чл.
Индивидуальные карточки, перфокарты раздаю тем учащимся, кто уже выполнил задание.
г) Игра – эстафета
Мы сможем обнаружить клад, если правильно выполним следующее задание.
Укажи (+) существительные в предложном падеже. Вставь окончания.
Проверим, какая команда была на уроке самой внимательной?
(На доске написаны слова, учащиеся по «цепочке» выходят к доске, вставляют окончания)
На якор… по тропинк… на палуб…
около дорог… об опасност… с мачт…
о местности... около речк… о жизн…
к кают… на шлюпк… в бортжурнал..
в лодк… в команд… с поверхност…
о дружб… в океан… в гаван…
(Проверка веером букв – и, - е)
Молодцы! Вы хорошо усвоили тему урока. Клад найден!
Но что это? В сундучке письмо. (Чтение письма хором.) (Слайд №11)
Вы ищете клад – золотые монеты,
Но ваше богатство, поверьте, не в этом,
Вы этим богатством владеете, дети!
Ведь русский язык –самый лучший на свете.
Он самый великий и самый богатый!
И много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать!
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!
Фея Грамоты
Так что же, ребята, является сокровищем? (Знания.)
Не зря говорят: «Знания – это богатство. Знания - это клад».
Найдите в письме Феи Грамоты имя существительное в предложном падеже. (На свете.) Докажите, что окончание написано верно.
Как вы думаете, какое другое название имеет этот остров?
(Остров Знаний. Остров Русского языка.)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Садитесь поудобнее,
К концу подходит наш урок.
Чтобы закончить путешествие,
Надо подвести итог.
Над какой темой мы сегодня продолжали с вами работать?
Какие способы проверки написания безударных окончаний можно использовать?
Существительные, какого склонения в предложном падеже имеют окончание -и? (3 склонения.) – е? (1 и 2 склонения.)
Правило хором повторяют. Приведите примеры.
Игра « Ты мне - я тебе».
Ученик называет словосочетание в предложном падеже с безударным окончанием, дети доказывают выбор – е или – и. (Работа с веером букв.)
Что вам понравилось на уроке? Оцените свою работу.