Урок-проект по природоведению "Лекарственные растения родного края"
Урок-проект по природоведению "Лекарственные растения родного края"
Сегодняшний урок «Лекарственные растения родного края» является итоговым по участию в проекте «Лекарственные растения».
Работа по этому проекту велась в течение 2-х недель. Ребята знакомились с лекарственными растениями на уроках украинского языка, природоведения, рисования. Проводили анкетирование.Собирали легенды, стихи, сочиняли сказки. Рисовали рисунки, плакаты. И цель сегодняшнего нашего урока будет такая:
-Мы сегодня научимся узнавать,собирать,применять лекарственные растения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по природоведению "Лекарственные растения родного края"»
Открытый урок по природоведению
ТЕМА: «Лекарственные растения родного края»
ЦЕЛЬ:
расширить представление учащихся о лекарственных растениях г.Молочанска;
подвести итоги работы по проекту класса «Лекарственные растения»;
развивать познавательный интерес, умение работать в группе; умение работать по алгоритму.
приобрести умения собирать, засушивать, заваривать фиточай из лекарственных растений.
воспитывать бережное отношение к природе; рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; формировать предметную и гражданскую компетентность.
Оборудование:
Компьютерное оборудование; презентация«Лекарственные растения родного края»; правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; лекарственные растения в баночках с надписью: липа, шиповник, калина…; ложки столовые, стаканы с крышками, чайник с кипятком; аптечка «Зелёная аптека»; карточки с заданиями; алгоритм «Приготовь по рецепту»; шаблоны красных, зелёных деревьев (по количеству учеников).
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие гостей.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите,
Всё в порядок приведите.
Гулять нам, дети, некогда,
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим.
Распределение детей на группы:
Экологи
Врачи
Ботаники
Правила работы в группах:
работаем тихо
выслушиваем мнение каждого
решение принимаем коллективно
оцениваем работу каждого
II .Сообщение темы урока и задач.
1.Создание проблемной ситуации.
Прослушивание рассказа.
- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?
Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
-Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?
- О лекарственных растениях.
Учитель: Сегодняшний урок «Лекарственные растения родного края» является итоговым по участию в проекте «Лекарственные растения».
Работа по этому проекту велась в течение 2-х недель. Ребята знакомились с лекарственными растениями на уроках украинского языка, природоведения, рисования. Проводили анкетирование .Собирали легенды, стихи, сочиняли сказки. Рисовали рисунки, плакаты. И цель сегодняшнего нашего урока будет такая:
-Мы сегодня научимся узнавать,собирать,применять лекарственные растения.
Сегодня мы постараемся показать, чему мы научились .А для достижения цели нам поможет план работы.Прочитать на доске)
1.РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.
2.ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ.
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПАМЯТКИ СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
5.ИГРА «ЦЕЛИТЕЛЬ»
6.ИГРА «ПОМОГИ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»
Сегодня мы постараемся показать, чему мы научились, поиграем на уроке и выполним коллективную работу «Зелёная аптека».
III.Актуализация опорных знаний.
Какое сегодня число?
какое время года
весенние месяцы
какие изменения в живой природе (появляются почки, травка, прилетают птицы)
какие изменения в неживой природе (солнце, температура воздуха, земля)
какие лекарственные растения знаете?
Как называется страна, в которой мы живем? Это наша Родина.
А что такое малая Родина? Это родной край, в котором ты родился и живёшь.
В каком городе мы живем?
Вот сегодня мы и поговорим о лекарственных растениях г.Молочанска.
IV.Работа с учебником с.
Учитель: Лекарственные растения можно встретить повсюду:
в лесу, в поле, на огороде.
Какие растения называют лекарственными?
Прочитать определение по учебнику
Назвать, какие лекарственные растения изображены на рис. в учебнике
V. Обобщение и систематизация знаний
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители издавна почитались и получили название «зелёной аптеки».
Показ слайдов «Лекарственные растения родного края».
1.Поиск решения проблемы учениками. Загадки о лекарственных растениях .Сейчас я буду загадывать загадки о лекарственных растениях и мы узнаем,какое место мы с вами посетим.
Говорят, я злой,
Для зверей плохой.
Не брани меня ,
Пожалей меня. (Зверобой)
Заживляет раны человека .
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
(Липа) Цветы липы являются потогонным средством.
На клумбе скромненько стоит
Оранжевый цветок.
Глазком на солнышко глядит
Обычный ноготок.
В аптеке мазь из ноготка
Лечебную дадут.
От чудо-мази из цветка
Все ранки заживут .
Цветы обладают заживляющим ,противоспалительным действием.
Под зелёным под листом
Я люблю устроить дом.
А когда я повкуснею,
А когда я покраснею,
Ребятишки тут как тут! –
Обязательно найдут! (Земляника)
Ягоды земляники восстанавливают слабыйорганизм.
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (Калина)
Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении.
- Путника друг подорожник,
Скромный невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим из нас невдомёк
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.. (Подорожник)В. Рождественский.
Листья растения останавливает кровотечение.
Каждый лист разбит надольки,
Посчитай-ка,долек сколько?
Восемь.десять,двадцать,тридцать,-
Тут легко со счёта сбиться!(Тысячелистник)
Применяют при заболеваниях желудка,для остановки кровотечения.
ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ
- Как только не ругают меня. Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я…(Крапива)
Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!
- На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!
Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!
(Ромашка) М. Найдёнова.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.
2. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.
- Молодцы, ребята. Мы посетили с вами зелёную аптеку. Здесь живут разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения - аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.
Правила друзей природы.(работа по вкладышам тетради)
Вспомни и назови «Правила друзей природы».
- Не шуми! (Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).
- Не срывай растения для букетов.
- Лекарственные растения собирай только там, где их много.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Не повреждай кору деревьев.
-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку? (27 цветов).
-Какой вывод можно сделать? (От красоты луга, леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»).
- Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая, сохраняй.
Физкультминутка
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Ученики показывают направления по тексту)
3.Работа в группах .Домашнее задание группы.
1.Домашнее задание группы «Экологи»-ромашка лекарственная (рассказ по гербарию)
Название ромашка происходит от латинского слова "romana", что в переводе означает "римская", в средневековой медицинской литературе ромашку называли "Романовым цветком". А греческое название ромашки переводится на русский язык как "белый цветок".
По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное.
2.Домашнее задание группы «Врачи»-подорожник(по гербарию)
Подорожник — это растение из семейства Подорожниковых, которых всего насчитывается около 200 видов, и они распространены по всему земному шару, но многие из них — сорняки. Среди лечебных растений есть несколько видов подорожника: большой и блошиный — оба они очень ценны. Их можно встретить рядом с дорогами (отсюда и такое название), на пустырниках, в степных местах, на лугах, и даже песках. Растение является также прекрасным питательным кормом для многих видов бабочек.
Целебные свойства
Герой нашего сообщения, и это известно, имеет противовоспалительное, кровоостанавливающее действие, способствует заживлению ран. Только листы данного растения необходимо разжевать или растолочь для выделения сока. Прикладывают их к ранам для обеззараживания и скорейшего их заживления.
Легенда о подорожнике
Есть легенда, которая рассказывает о том, как открыли заживляющие свойства подорожника. Две змейки уютно расположились на дороге и грелись на солнышке. Неожиданно из-за поворота появилась повозка. Одна змея успела быстро уползти, а вторая задержалась, и ее раздавила повозка. Люди, которые там сидели, увидели, как первая змея уползла, но позже вернулась с листом подорожника, с помощью которого исцелила вторую змейку.
Настой из листьев растения применяют в медицинских целях: например, как отхаркивающее, пищеварительное средство.
Домашнее задание группы «Ботаники»-калина
Легенда о калине.
Жила на свете девушка, которую звали Калинонька.
У девушки было доброе сердце.
Она всегда всем помогала, лечила людей лекарственными травами.
Узнала об этом ведьма Марена.
Позвала ведьма своих дочерей Трясовицу, Ломоту, Огневицу, чтобы они людей заразили болезнями, а лечебные травы уничтожили.
В каждый дом пришло горе: болезни, смерти.
Очень обрадовалась ведьма Марена.
А Калинонька и ночью не спала, только думала, как помочь людям.
И придумала.
Как только солнце поднялось на небе, Калинонька превратилась в прекрасный куст с ягодами.
В каждой ягоде был камешек, как маленькое сердечко девушки.
И те люди, которые попробовали ягоды калины – исцелились.
Поэтому всем необходимо беречь этот куст
И быть добрыми и здоровыми.
В первую очередь, калина красная полезна при лечении сердечных заболеваний, при нарушениях сердечного ритма, при заболеваниях желудка.
Ягоды калины красной советуют заготавливать после первых морозов. В этом случае они избавляются от весьма специфического запаха и становятся более сладкими.
VI. Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.
1. Работа в группах по карточкам. (Слайды)
К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
Собирай растения около автомобильных дорог.
К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай растения в дождливую погоду.
Собирай растения в сухую погоду.
К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собери травы с пятнами.
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения все до единого.
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
К. –5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
Избегай прямого попадания солнечного света.
Суши растения в сырой комнате.
Вручение памяток гостям.
Релаксация. А сейчас положите головы на парты и послушаем звуки леса
2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (Слайд)
Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».
Построй алгоритм из заданных действий.
.
Переложи сырьё в пустую банку
Долей кипяток
Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья
2. Работа в группах. Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. (Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)
Заполни таблицу
Растение
Запах
Цвет
Применение
Из зелёной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.
1 группа Фиточай «От жара»; трава – липа.
2 группа Фиточай «Антибактериальный» трава - ромашка.
3 группа Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник
3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Вывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)
VII. .Закрепление изученного на уроке.Итог урока
Учитель:Ребята, вы запомнили названия растений и где их применяют?
Игра «Помоги Доктору Айболиту».
Доктор Айболит очень занят на вызовах у больных.
Попробуем заменить его и помочь больным зверятам.
У лисички сильный жар – (пить чай с малиной и липой)
У волчонка кашель – (отвар мать-и-мачехи или чабреца)
У зайчика ранена лапка – (приложить подорожник)
У мишки болит горло – (полоскать отваром календулы, ромашки)
У белочки нет сил – (отвар шиповника и боярышника)
-Ребята,а какое название носит наш класс?Правильно, «Барвинчата».К нам сегодня пришёл Барвинок и расскажет о себе,ведь барвинок –это тоже лекарственное растение.(Вручение гостям ароматических мешочков с травами)
Самооценка ответов учащихся.
- Что вы нового узнали на уроке?
- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?
-Как правильно собирать растения, не навредив природе?
1.Рефлексия «Дерево счастья»
Наш урок подходит к концу. Оставьте свои впечатления о нем раскрасьте деревья в зеленый цвет, если вам урок понравился и в красный цвет, если нет. Давайте посадим аллею из ваших деревьев, пока бумажных, но когда вы подрастете, обязательно посадите живое дерево. Свое дерево счастья. Спасибо за урок. Звучит «Песня о природе»