kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект «Первоцветы» «Ал?аш?ы г?лдер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов с помощью ИКТ, довести до сознания детей необходимость защиты первоцветов

1.Образовательные:

 -Углубить знания учащихся о разнообразии видов первоцветов с помощью ИКТ;

 -Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов,

  - Формировать знания о пользе растений

  2.Развивающие:

 -Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

- Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

-Расширить кругозор

3.Воспитательные:

  -Воспитание гуманного отношения к природе.

  -Экологическое и нравственное воспитание.

-  формирование умения видеть прекрасное в окружающей нас природе.

 

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

 Вид урока: урок-проект

Оборудование: Высказывания, стихи Абая Кунанбаева, О. Сулейменова,

 детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши, бумага для создания рисунков, компьютер,  слайды

Методы:

1.Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).

2.Наглядный (показ рисунков, слайдов).

  1. Частично- поисковый (проектные работы детей), исследовательский

 

Межпреметная связь: с изо, трудовым обучением, литературой

Предварительная работа. Изучение литературы
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект «Первоцветы» «Ал?аш?ы г?лдер» »

Урок-проект

Тема: «Первоцветы» «Алғашқы гүлдер»


Цель: Ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов с помощью ИКТ, довести до сознания детей необходимость защиты первоцветов

1.Образовательные:

-Углубить знания учащихся о разнообразии видов первоцветов с помощью ИКТ;

-Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов,

- Формировать знания о пользе растений

2.Развивающие:

-Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

- Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

-Расширить кругозор

3.Воспитательные:

-Воспитание гуманного отношения к природе.

-Экологическое и нравственное воспитание.

- формирование умения видеть прекрасное в окружающей нас природе.


Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Вид урока: урок-проект

Оборудование: Высказывания, стихи Абая Кунанбаева, О. Сулейменова,

детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши, бумага для создания рисунков, компьютер, слайды

Методы:

1.Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).

2.Наглядный (показ рисунков, слайдов).

  1. Частично- поисковый (проектные работы детей), исследовательский


Межпреметная связь: с изо, трудовым обучением, литературой

Предварительная работа. Изучение литературы
Ход урока

Сәлеметсіз бе!

1.Психологический настрой.

2.Круг радости:

Давайте пройдёмся

Медленно по лугу.

И «здравствуй!»

Скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самет Вургун

Постановка темы урока.:

-Какое время года сейчас?

-Что происходит с природой?


Отгадайте загадку:

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрший, чуть живой.

(Подснежник)

- Кто знает, как переводится слово « подснежник» на государственный язык?

(Бәйшешек)

Показ слайдов.

- Как назвать эти цветы? ( Первоцветы Алғашқы гүлдер)

Сегодня на уроке мы будем говорить о первоцветах

- Почему их так называют?

2. Беседа о первоцветах с использованием презентации.

Ученики рассказывают о цветах. .

Отгадайте загадку:

Из под снега вырастает,

Раньше всех

Весну встречает

(Бәйшешек)

- Название этого цветка является родственным слову «снег» и в природе этот цветок с ним непосредственно связан?

Что такое подснежники?

Подснежниками принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галантус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».

Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу - подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Почему подснежники ничего не боятся?

- Ребята, я знаю такой секрет. Вы очень любознательны и я вам его открою. А может быть вам известно, когда растение начинает расти? (ответы детей). Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают.
И вправду, цветки у него белые, как молоко. Это довольно редкие растения для Казахстана. А мы называем подснежниками, или первоцветами, другие цветы. Почему их так называют? Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее-зимне-весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и одуванчики.

Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Ей не страшны весенние заморозки, потому что в моих клетках содержится повышенная концентрация сахара.

Медуница. Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который сам по себе – разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.

А знаете почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.

А теперь послушайте четверостишье и угадайте, о каком их этих растений я говорю?

 На откосе, на лугу,

Босиком по снегу

Первые цветочки -

Желтые глазочки! (мать-и- мачеха)

- Почему это растение так называется?

Мать-и-мачеха - Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название мое означает «Выводящее кашель».

Следующее растение - Хохлатка.

Хохлатка - Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка - будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз. Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение лишь на 4 -5 год своей жизни. У неё есть КЛУБЕНЬ - видоизмененный побег растения с утолщенным стеблем и недоразвитыми листьями. В клубне находится запас питательных веществ. Именно за счет него начинаю рано расти и цвести. Клубень съедобен и для человека и для животных.

 Ветреница - Зацветет ветреница - и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь - и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы. Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Но похож цветом на лютик, поэтому не просто ветреница, а лютиковая.

Про какой цветок так говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка".

Загадки.

1.Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится. На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

2.Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок- и нет цветка.

3.Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него-

И не будет ничего.

Одуванчик.Бақбақ

Одуванчик - Русское название "одуванчик" он получил из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложе и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века меня называли "монашеская голова", а в России с этим связаны названия пустодуй, пушник, плешивец. Еще одна группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это обо мне говорят: "С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка".

- У одуванчика есть удивительная способность предсказывать ненастье. В ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются.

Отгадайте загадку.

Белые душистые, в лесу растут, весной цветут?

Ландыши. Меруертгүл

3. Физкультминутка


- Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.


– Утро?


Дети раскрывают ладошки в виде цветка.


– Вечер?


Дети закрывают ладошки в виде бутона.

Действие повторяется несколько раз.


Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

4. Закрепление. Кроссворд.

Как хорошо вы знаете первоцветы, мы узнаем, если вы отгадаете кроссворд.

Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть, чуть склонили головки, и кажется вот, вот пробежит ветерок- и над поляной послышится тихий серебряный перезвон


Колокольчик. Қоңыраугүл.













Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовитая.

Ландыш. Меруертгүл







Один из самых ранних цветков в нашем лесу . Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое- где лежит ещё снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.













(Ветреница)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

Простой цветок,

Но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку!


-Наш урок посвящён первоцветам. Но почему-то их становится всё меньше.

- Почему первоцветов так мало?

Сбор дикорастущих растений для букетов – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая

что вред наносимый при этом растительному миру , не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми.

Значение первоцветов в жизни природных сообществ велико. Цветки этих растений служат источником пропитания для шмелей и других насекомых-опылителей, снабжая их нектаром и пыльцой в то время года, когда другие растения еще не пробудились от зимнего оцепенения. Семена, клубни и луковицы некоторых из них служат пищей для различных животных.
Не спешите срывать первоцветы! Задумайтесь о том, что пройдут несколько дней и прекрасные цветы окажутся в мусорном ведре. 
Подумай!

- Сколько погибло бы цветов, если каждый ученик нашего класса сорвал бы по пять цветов? А если по 10 цветов?

- Какой вывод можно сделать?

(Нельзя рвать цветы)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все сорвём цветы-

Опустеют все луга

И не будет красоты.

Т. Собакин

Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников-любителей «скромных букетов» Запомните, выросший на лугу цветок находится « у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром…

Имеем ли мы право срывать цветок, только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно нет. Посмотрите на этот подснежник , каким он стал? Дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Часть растений нужно оставлять в природе. Лекарственные растения ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось.


Чтение строк из стихов известных поэтов :


Как не верить нам в милость природы- творца,

Если в мире весеннем щедрот без конца…

Абай Кунанбаев

Кружись айналайын, Земля моя!

Как никто,

Я сегодня тебя понимаю,

Все болезни твои

на себя принимаю…

О. Сулейменов

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «Стой!»

Нам казалось, всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Цветы говорят о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

Правило друзей природы:

1.Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

2.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.


  1. Давайте вспомним органы растений




Карточка 1.

Обозначь последовательность стадий развития растений

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблём и листочками

Карточка мгновенного контроля

Семя;

Проросток с развивающим корешком;

Проросток с развивающими стеблём и листочками;

Взрослое растение с цветками;

Взрослое растение с плодами и семенами


Творческая работа:

Работа в паре.

Уважаемые ученики, давайте выпустим листовки с призывами бережно относиться к первоцветам, любоваться живыми цветами в природе, а не умирающими на столе в вазе!

Разработать знаки, запрещающие рвать цветы.

  1. Тест-экспресс

1.Как называется наука о растениях?

а) ботаника

б) зоология

в) астрономия

2. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

а) азот

б) углекислый газ

в) кислород

3. Редкие исчезающие растения занесены :

а) в Закон об образовании

б) в Конституцию

в) в Красную книгу

4. Первоцветы это-

а) календула, клевер, иван-чай

б) тюльпан, ландыш, одуванчик

в) саксаул, папоротник, осока

5. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады

б) создают аллеи и скверы

в) создают фермы, пасеки и птицефермы

Карточка мгновенного контроля

  1. а)

  2. в)

  3. в)

  4. б)

  5. а)


  1. Работа в группах. Составление стихов

Лес

Чудес

Букет

Первоцвет

Защита своих работ.

Рефлексия:

1.Чувствовал ли ты себя на уроке комфортно?

2. Был ли ты успешен в своих собственных глазах?

3. Кто на уроке для себя сделал открытие?

4. Кому было легко и интересно?

8.Итог урока. Нарисуйте своё настроение


Солнце

Облако

Дождь









Любите родную природу-

Озёра, леса и поля

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля,

На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Все рисунки, диск со слайдами, аппликационные работы заранее и в конце урока складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается папка.

- Вот наша папка о первоцветах готова. Все сегодня очень хорошо поработали.






























Список используемой литературы

1.Государственный общеобразовательный стандарт Республики Казахстан

Начальное, основное среднее, общее среднее образование

ГОСО РК 2. 3. 4. 01-2010 Астана

 2.  Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании.- М.; изд-во РАО,1994г.-228с.

3.Бахтыбаева З.Ж. Формирование ключевых компетенций . //Открытая школа.-2011.-№ 9. с.26-27

4.Ботенко М. А. компьютерная лингво-дидактика. Учебное пособие. : Флинта, 2005. Жунусова К. , Бирмагамбетов А., Аймагамбетова К.Познание мира.-3-е изд., перераб.-Алматы: Атамұра, 2010.-208 с.

5.Волина В. В.Учимся играя.-М.: Новая школа, 1994.-447 с.

6.Дмитриева О. И. , Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс, -2-е изд., перераб. и доп.-М.ВАКО,2008.384с .

7.Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов/Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М. :Вентана-Граф, 2007.-112с.

8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224с.

9.Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения/Е. Г. Новолодская, С. Н. Яковлева//Начальная школа.-2008.-№1.с.94-99

10. Республиканский научно-методический журнал . Начальная школа Казахстана.№11, 2010

11.Саломатова О.С, Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности/О.С. Саломатова//Начальная школа. -20067.-№7.-с.40-43

12.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С. Сергеев. –М. : АРКТИ, 2007.-80с.

13.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ Г.К. Селевко.-М. : НИИ школьных технологий, 2005.-288с.

14Тухтиева А.В.Развитие компетентности на уроках проектной деятельности в начальных классах. Открытая школа.№4, 2012..-57-58с.

15.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/Н.В. Иванова//Начальная школа.-2004.-№2.-С.96-101









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проект «Первоцветы» «Ал?аш?ы г?лдер»

Автор: Иванова Алла Алексеевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства