На экране изображение речного пейзажа и звуки, текущей воды. Слайд № 1 Организационный момент. Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения. (музыка затихает). Активизация опорных знаний. –Какой у нас сейчас будет урок? - Что изучаем на уроках окружающего мира? –Какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? Слайд №2 -Что это такое? -Какие экосистемы вам известны? -Сегодня мы отправимся в заочную экскурсию по экосистемам. Причём каждая группа в свою. А в какую, вы узнаете, открыв конверты и изучив содержимое. -Представители каких экосистем на ваших гербариях? -Посмотрите на доску и выберите наиболее точное определение той экосистемы, в которой вы оказались. Слайд№3 -Что общего у всех экосистем? -Чем отличаются? -Значит, экосистемы могут быть…. Слайд №4 -Какие «профессии» выполняет человек в экосистеме поля? III. Постановка темы и цели. -Как вы думаете, существуют другие искусственные экосистемы? -Послушайте загадку. * * * Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, Он стеклянный, Нет и номера на нём … И жильцы в нём не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы. Слайд№5 - Можем назвать аквариум экосистемой? -Почему искусственной? -Каковы её размеры по сравнению с другими экосистемами? -Сформулируйте тему урока. Слайд№6 -Что будет целью нашего урока? Слайд№5 IV.Постановка проблемы. -Как вы думаете, можем ли мы с вами создать экосистему аквариума сейчас, на уроке? - Почему нет? - Верно. Тогда давайте попробуем создать не саму экосистему, а её модель, по-другому говоря проект аквариума, каким он должен быть. -Можете объяснить, что такое модель? -Из чего может быть модель? -Мы будем создавать проект с помощью интерактивной доски, в которой есть необходимые нам изображения. V.Планирование деятельности. -А для этого нам нужно составить план работы. -Что у нас уже есть для начала создания проекта? -Это называется: 1.Сбор информации. -Что теперь будем делать с этой информацией? -То есть: 2. Обсудить данные, собранные вами. -Что будем делать дальше? 3.Выберем нужную информацию. 4.Начнём создавать проект и представим всем результат. Слайд№6 VI. Физкультминутка(с рыбками) для глаз. - Следите глазами за движением рыб, не поворачивая головы. Слайд№7 VII.Изготовление модели. -Работу мы спланировали. Какой этап был уже выполнен? -Теперь нужно поделиться ею друг с другом. -Как вы думаете, с чего начнём создавать проект аквариума: с представителей живой или неживой природы? -Почему? -Но ещё раньше, нам понадобиться аквариум. Кстати, что такое аквариум. (Раскрываю толковый словарь) В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений. Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок. В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками. Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб. (После этих слов выношу на экран интерактивной доски изображение аквариума)
-Ребята, 1-я группа, расскажите, что вы узнали о том, какие компоненты неживой природы могут быть в аквариуме?
-Ребята. У нас на доске есть несколько вариантов грунта. Давайте выберем подходящий для нашего аквариума. Какой выберем? Почему? (выношу на экран изображение грунта – «помещаю на дно аквариума»)
-Что вы узнали о воде? -Обо всех компонентах живой природы поговорили? -Что нужно сделать, чтобы в аквариуме было достаточно воздуха? -Ребята, 2-я группа, что вы узнали о растениях аквариума? -Ребята, вы назвали много разных растений. Можем мы все их поместить в аквариум? -Достаточно поместить несколько видов растений. -И обратите внимание, многие считают, что все растения в аквариуме – водоросли. Это не так. На самом деле чаще в аквариумы помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко. -Теперь условия среды позволяют поместить в наш воображаемый аквариум рыб? - Ребята, 3-я группа, расскажите, что вы узнали об излюбленных обитателях аквариума – рыбах. -Как вы думаете, в домашних условиях легче содержать холодноводный или тепловодный? -Поэтому рыбки тропиков - более частые обитатели комнатных аквариумов. -Из всех представленных рыб, мы должны выбрать каких? -Поможет нам в этом карта. Те рыбы, родина которых недалеко от экватора – теплолюбивые. Назовите, каких мы запустим в аквариум. -О ком ещё мы не сказали? -Они должны быть в аквариуме? -Чаще всего, в качестве разрушителей поселяют улитку-катушку, иногда более крупных улиток – ампулярий. Стёкла аквариума постепенно зарастают зелёным ковром – мельчайшими водорослями. Они дают живительный кислород, но задерживают свет. Улитка – катушка счищает водоросли со стекла. -Ребята, посмотрите, получилась у нас модель аквариума? - Все ли компоненты экосистемы присутствуют? -А для чего мы его создавали? ( Открываю накидку, показываю настоящий аквариум) -Похож наш проект на настоящий аквариум? -Итак, мы выполнили последний пункт плана. Создали проект аквариума. VIII.Обобщение. -Ребята, Лена, которая путешествует с нами по темам учебника, тоже попыталась создать экосистему аквариума, но у неё что-то не получилось. -Откройте учебник, посмотрите, что Лена сделала не так? -Чем опасно отсутствие растений в аквариуме? IX.Рефлексия. -Ребята, как вы думаете, для чего человек создаёт дома аквариумы? -А ещё, оказывается, смотреть на рыбок в аквариуме очень полезно. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление, даёт заряд энергии и бодрости. Слайд№8 -Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания. -У нас получилась готовая модель аквариума. Теперь, хотелось бы, чтобы наши гости обсудили и оценили нашу работу. X.Домашнее задание. Нарисовать маленькую экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи. | -Урок окружающего мира. -Окружающую нас природу (растения, животных и т.д.) -Экосистемы. -Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы способны поддерживать круговорот веществ. -Экосистемы озера, болота, луга, леса, поля. Открывают конверты и рассматривают гербарии растений.(У 1-ой группы ребят гербарии веточек берёзы, сосны, рябины, у 2-ой пшеница, рожь, у 3-ей – красная водоросль, ряска) Представители от групп детей отвечают. -Во всех экосистемах есть: компоненты живой и неживой природы. -Лес – замкнутая экосистема. -Озеро – незамкнутая экосистема, которая постепенно превращается в болото. -Поле – искусственная экосистема, существует, благодаря участию человека. - замкнутая и незамкнутая, природная и искусственная -Разрушителя- внесение минеральных удобрений, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Производителя, потребителя – собирает урожай. - Да. -Аквариум. - В нём есть все компоненты экосистемы: производители, потребители, производители. Компоненты неживой природы: почва, вода, воздух. - Создана человеком. -Маленькая. -Аквариум – маленькая искусственная экосистема. 1.Подробно познакомиться с компонентами экосистемы аквариума. 2. Выявить взаимосвязь между компонентами. -Нет. -У нас нет ни аквариума, ни рыбок, ни растений… -Не настоящий аквариум, но очень на него похожий. -Из картона, бумаги, пластилина… -Материал, который мы подготовили дома? -Надо рассказать всем. - Сбор информации. -С неживой природы. -Нельзя же запустить рыбок в пустой аквариум. Высказывают предположения.
Дети рассказывают подготовленный материал.Например, -Грунт – это мелкий гравий, просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтовато-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток. Обосновывают выбор. Например, жёлто- оранжевый песок нельзя, глину нельзя. Можно взять гальку(4-5см)
Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли. Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять 5-7 суток. -А воздух? -Поселить в нём растения. а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года. б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля. в) Валлиснерия, элодея, риччия круглый год хорошо растут и в тепловодных и в холодноводных аквариумах.
-Нет. (выходят по очереди и выносят на экран в область аквариума изображения водорослей и других аквариумных растений)
-Да. -Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних и тех же районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных содержать отдельно от тепловодных, хищных от нехищных. -Тепловодный. - В тепловодных аквариумах содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пеццилий, лимий. а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят. б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки. в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч. г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность. Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других. В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя. А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок. -Тех, которые тепловодные. Дети рассматривают карту полушарий, на которой прикреплены изображения рыб, называют тех, которые могут жить в тепловодном аквариуме. Затем на интерактивной доске выносят подвижные изображения рыб в область аквариума. -О разрушителях. -Конечно. Дети помещают изображение улиток катушек в область аквариума на интерактивной доске. Прудовая улитка остаётся вне области аквариума, так как она не может содержаться в аквариумных условиях. -Да. -Да. -Чтобы если захотим, создать уже настоящий аквариум дома, а может быть и в школе. -Да. - Она забыла поселить в аквариум растения. -В аквариуме не будет кислорода, рыбам нечем будет дышать. -Красиво, интересно наблюдать… -Поднимают руки. -Гости высказывают оценку проектной деятельности детей. |