Урок природоведения в 3 классе по технологии развития критического мышления. «Полезные ископаемые»
Урок природоведения в 3 классе по технологии развития критического мышления. «Полезные ископаемые»
Урок преследует следующие цели: ознакомление с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи, обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения в 3 классе по технологии развития критического мышления. «Полезные ископаемые»»
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 8 УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ТЕМА УРОКА: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ» 3 класс Учитель: КУЗЬМЕНКО Н.А. г.Нижневартовск «Полезные ископаемые». Урок природоведения по технологии развития критического мышления.
Цели урока:
Образовательные:
ознакомление с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи,
обоснование необходимости охраны полезных ископаемых;
Развивающие:
развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности,
расширение кругозора;
Воспитательная:
формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых,
карта полезных ископаемых России.
знаки полезных ископаемых,
карточки для исследовательской работы
кроссворд
учебник А.А. Плешакова “Природоведение для 3 класса”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание.
Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть возможность поработать в роли исследователей, познакомиться с полезными ископаемыми поближе. В результате урока мы получим с вами учебный проект в виде учебного пособия – каталога полезных ископаемых, который будет вами составлен.
К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Почему они ископаемые?
3. Почему они полезные?
Работать вы сегодня на уроке будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (называют)
III. Этап вызова.
Сейчас каждая группа получит лист бумаги, на котором изображена бластерная структура. Ваша задача совместно поработать и написать в свободные ячейки все, что вы знаете о полезных ископаемых.
IV. Осмысление информации.
Выслушиваются ответы детей, кто что знает о полезных ископаемых.
Сейчас я предлагаю вам поработать с текстом о полезных ископаемых. Но не просто прочитать его, а прочитать с разметкой. Я предлагаю в конце каждого абзаца поставить какой-либо знак. Эти знаки вы видите на доске.
+ - это я знаю
V – это новое для меня
? – хочу узнать больше
Тема урока «Полезные ископаемые».
Полезные ископаемые находятся в недрах Земли. Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.
Полезные ископаемые бывают: твёрдые, газообразные и жидкие. Большинство полезных ископаемых твёрдые.
Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Металлы добывают в рудниках. Уголь добывают в шахтах. Песок добывают в карьерах. А для добычи нефти и природного газа бурят скважины.
К твёрдым полезным ископаемым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и многие другие полезные ископаемые.
Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т.д.
Жидкие полезные ископаемые. Одним из ярких представителей является нефть. Например, бензин получают из нефти. Это отличное топливо для всех типов машин и самолетов.
Газообразные полезные ископаемые. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.
Гранит. Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.
Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
Известняк. Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Песок - очень распространенное полезное ископаемое. Оно образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый.
Глина. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Добывают глину в карьерах.
Торф. Это ценное полезное ископаемое. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа.
Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов. Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Добывают уголь в шахтах и карьерах.
Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей. Нефть - густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани. Нефть добывают из скважин.
Природный газ. По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда - то жили на планете.
Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите. Природный газ очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. Чтобы добыть газ из - под земли, бурят скважины.
Железная руда. Она очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. Добывают железную руду в шахтах и карьерах. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь.
V. Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.
- Что вам было уже известно?
- А какая информация оказалась для вас новой?
- О чем бы вы хотели узнать больше?
- На какие группы делятся все полезные ископаемые?
РУДНЫЕ
ТОПЛИВНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ Приведите примеры.
- Какие места добычи полезных ископаемых узнали?
РУДНИК
ШАХТА
КАРЬЕР
СКВАЖИНА
- Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых обозначаются специальными знаками. Какие полезные ископаемые добываются в ХМАО – Югре?
И другие…
VII. Исследование образцов полезных ископаемых.
Ребята, сейчас вы будете в роли исследователей. Каждый из вас получит образец полезного ископаемого. Вы составите его карту по плану, который видите на доске:
Название
Обозначение
Основные свойства
Способ добычи
Использование
Добыча в ХМАО
Дополнительная информация
КАРТА ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО
1. НАЗВАНИЕ ___________________
2. ОБОЗНАЧЕНИЕ
3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Цвет
Агрегатное состояние
Прочность
Горючесть
Хрупкость
Прозрачность
Запах
Растворимость в воде
Рыхлость
4. КАК ЕГО ДОБЫВАЮТ? ________________________________________
5. КАК ИСПОЛЬЗУЮТ? ________________________________________
6. ДОБЫВАЮТ ЛИ В Ханты-Мансийском огруге – Югре? _____________
7. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕЛ (А) _______________________________________________
VIII. Презентация результатов исследования
Выслушиваются несколько учеников.
IX. Итог урока
- Какую тему сегодня изучали?
- Что такое полезные ископаемые?
- Почему они ископаемые?
- Почему они полезные?
- Какой из этапов работы вам понравился больше всего? (работа с бластерной структурой, текст с разметкой, исследование образцов)
- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?
- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?
- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие – то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы.
В качестве награды для вас за активную работу на уроке я предлагаю каждой группе разгадать кроссворд о полезных ископаемых.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло. От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
X. Домашнее задание
Предлагаю обязательные задания:
1. Учебник
2. В рабочей тетради стр. 25 – 29
Дополнительные задания на выбор:
1. Написать эссе «Каким полезным ископаемым я бы хотел быть?»
2. Составить кроссворд по теме.
3. Создать презентацию - экскурсию на месторождение.