kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – практикум (второе заседание клуба): "Свойства воды в твёрдом состоянии" по окружающему миру в 3 классе. УМК ПНШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся:

  • Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы.
  • Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода - лёд»

МКОУ Шубенская СОШ

Зональный район

Алтайский край












Урок – практикум (второе заседание клуба):





Окружающий мир

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»







Неверова

Ольга Ивановна

учитель начальных классов





Тип урока:

урок – практикум (второе заседание клуба)

Цель и задачи урока:

  • В ходе опытов выявить свойства льда.

  • Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды.

  • Подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками.

Основной метод обучения:

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).

Основной структурный элемент урока:

  • Опыты и анализ их результатов.

Дополнительные структурные элементы:

  • Постановка цели.

  • Обсуждение плана работы и алгоритма действий.

  • Описание оборудования.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Учебники.

  • Хрестоматии.

  • Тетради для самостоятельной работы.

  •  Карточки с правилами проведения опытов.

  • Блюдца со льдом.

  • Молоточки.

  • Стаканы.

  • Сосуды с водой.

  • Пригласительные билеты.

План урока:

  • Организационный момент.

  • Постановка цели.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление нового материала.

  • Подведение итогов.

  • Домашнее задание.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

Учитель:

  • Сегодня мы открываем второе заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является Никитина Алёна. Отсутствующих в классе нет.

Президиум: школьный библиотекарь, учитель физики. Приглашённые: ученики 2 класса и их учитель.

    1. Постановка цели.

Председатель младшего научного общества (Никитина А.):

  • Предлагаю записать тему заседания («Свойства воды в твёрдом состоянии») и обсудить план работы, а также регламент. На сегодняшнем уроке мы должны приготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.

Учащиеся:

  • Мы предлагаем, прежде чем проводить опыт, обсудить план проведения каждого. -  5 мин.

  • Затем провести опыты и на основании опытов определить свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда). Выводы записать в тетради для самостоятельной работы (задание №36). – 30 мин.

  • Подведение итогов. – 5 мин.

    1. Изучение нового материала.

Председатель:

  • Предлагаю для проведения опытов распределиться по группам. Рассмотрите рисунок на с.68 учебника. Что необходимо для проведения первого опыта? Какие дёйствия вы должны выполнить?

Учащиеся:

  • Нужны доска, лёд, молоточек. Мы должны попробовать разбить молоточком кусочек льда.

Учащиеся проводят первый опыт в группах: они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.

Председатель:

  • Что вы наблюдали при проведении этого опыта?

  • Что происходит со льдом, который находится в тёплой комнате? Дотроньтесь пальцами до льда. Что вы ощущаете?

Учащиеся:

  • В тёплой комнате лёд тает. Когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный.

  • Когда стукнули по кусочку льда молоточком, то он легко рассыпался, т. е. лёд хрупкий.

Председатель:

  • Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.

Учащиеся читают и приходят к выводу: их наблюдения полностью совпадают с наблюдениями Миши.

Учитель, обращаясь к председателю просит дать ему слово:

  • Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

  • Прочитайте на с. 69 учебника советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.

  • Предлагаю вам обсудить прочитанное.

Учащиеся высказываются:

  • В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.

  • Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.

  • Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.

  • Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.

  • Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

Учитель:

  • Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

  • Лёд – это твёрдое тело. Это свойство льда используется человеком. Приведите примеры.

Учащиеся:

  • Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы.

  • Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

Председатель:

  • На с.70 учебника прочитайте задания для второго опыта.

Учащиеся проводят второй опыт: бросают кусочки льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает.

Учащиеся делают вывод:

  • Лёд в воде не тонет.

Председатель:

  • У нас на уроке присутствует учитель физики Колыванова Н.А., и вы можете задать ей свои вопросы.

Учащиеся:

  • Надежда Алексеевна, почему лёд в воде не тонет?

Учитель физики:

  • Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

Председатель:

  • На с.71 учебника прочитайте задания третьего опыта.

Учащиеся проводят второй опыт: наблюдают, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещённый за ней цветной карандаш. Они приходят к выводу: лёд бесцветен и прозрачен. Затем выполняют задания №36, 37 в Тетради для самостоятельной работы. В задании №36 дети записывают выводы по результатам опытов.

Председатель:

  • Сейчас мы должны составить доклад о свойствах льда для первоклассников.

Учащиеся коллективно составляют доклад:

«В тёплой комнате лёд тает. Когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный. Лёд хрупкий: если стукнуть по кусочку льда молоточком, то он легко рассыпается.

Когда температура воздуха опускается ниже 0*, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Советы по безопасному поведению на улице во время гололёда:

  • в гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее;

  • идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь;

  • школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными;

  • дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной;

  • машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

Лёд бесцветен и прозрачен».

    1. Закрепление нового материала:

Председатель:

Предлагаю вам вместе с гостями, учениками 2 класса, обсудить контрольные вопросы 1-5 на с.71 учебника:

  • Назовите свойства льда, о которых рассказывалось на заседании клуба.

  • О каком из этих свойств льда ты обязательно расскажешь первоклассникам?

  • При каких условиях вода превращается в лёд, а лёд становится водой?

  • Если бы лёд был тяжелее воды, где бы он находился в замерзающем водоёме? Как бы это отразилось на обитателях водоёмов?

  • Можно ли сказать, что снег – одно из твёрдых состояний воды? Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега.

Учитель подводит итог ответам на 5-й, наиболее трудный вопрос:

  • Снег – действительно, одно из твёрдых состояний воды. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, плавает в воде.

    1. Подведение итогов урока.

Председатель (обращается к учащимся 3, 2 классов, а также к другим приглашённым):

  • Выскажите своё мнение о заседании.

    1. Домашнее задание:

с.68 – 71 учебника, вопросы 1-5 в конце параграфа;

с. 41 – 46 хрестоматии, «Свойства воды».



Литература:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/ Учебник.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной рабо­ты № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учите­ля. — М.: Академкнига/Учебник.



Просмотр содержимого презентации
«Вода - лёд»

Урок – практикум (второе заседание клуба): Свойства воды в твёрдом состоянии Неверова Ольга Ивановна учитель начальных классов МКОУ Шубенская СОШ Зонального района Алтайского края

Урок – практикум (второе заседание клуба):

Свойства воды

в твёрдом состоянии

Неверова

Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ Шубенская СОШ

Зонального района

Алтайского края

Опыт 1 http://www.radiokrka.com/portals/052225_182639_375869486_1361564020.jpg  ВЫВОД : В тёплой комнате лёд нагревается, тает и превращается в воду.

Опыт 1

http://www.radiokrka.com/portals/052225_182639_375869486_1361564020.jpg

ВЫВОД :

В тёплой комнате лёд нагревается, тает и превращается в воду.

Опыт http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/581/98581090_large_3824370_OLBkE4m72WE.jpg  ВЫВОД : Лёд холодный и скользкий

Опыт

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/581/98581090_large_3824370_OLBkE4m72WE.jpg

ВЫВОД :

Лёд холодный и скользкий

Опыт http://festival.1september.ru/articles/609067/presentation/15.JPG  ВЫВОД : Лёд хрупкий.

Опыт

http://festival.1september.ru/articles/609067/presentation/15.JPG

ВЫВОД :

Лёд хрупкий.

При температуре ниже 0° С, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. http://www.severinform.ru/media/img/13/868/800x600_23869_gololed.jpg  http://www.cars.ru/static/imagecache/content_images_750x563/files/magazine/images/104095/e0b2d0334138aaed7537bbbe0e4edaec.jpg

При температуре ниже 0° С, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд

Поверхность льда гладкая и скользкая.

Гололёд – опасное для людей явление неживой природы.

Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

http://www.severinform.ru/media/img/13/868/800x600_23869_gololed.jpg

http://www.cars.ru/static/imagecache/content_images_750x563/files/magazine/images/104095/e0b2d0334138aaed7537bbbe0e4edaec.jpg

http://www.belta.by/newinfimages/m00000001138_621369.jpg

http://www.belta.by/newinfimages/m00000001138_621369.jpg

Опыт http://s5.uploads.ru/t/XoGzu.jpg http://kolyan.net/uploads/posts/2009-01/thumbs/1232703589_ice06_artshare.ru.jpg ВЫВОД : Лёд сохраняет свою форму. Лёд – твёрдое тело.

Опыт

http://s5.uploads.ru/t/XoGzu.jpg

http://kolyan.net/uploads/posts/2009-01/thumbs/1232703589_ice06_artshare.ru.jpg

ВЫВОД :

Лёд сохраняет свою форму.

Лёд – твёрдое тело.

На лёд нельзя опереться – она жидкая. А на лёд можно. http://www.angara.net/text/10/0315/09.jpg  http://abunda.ru/uploads/posts/2014-01/1390864989_041_19382_58b220e5c279ba5432ba55c88d647a0a.jpg  http://altfast.ru/uploads/posts/2011-01/1295805229_ledyanaya_doroga_4.jpg  Это свойство льда используют для того, чтобы передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком.

На лёд нельзя опереться – она жидкая.

А на лёд можно.

http://www.angara.net/text/10/0315/09.jpg

http://abunda.ru/uploads/posts/2014-01/1390864989_041_19382_58b220e5c279ba5432ba55c88d647a0a.jpg

http://altfast.ru/uploads/posts/2011-01/1295805229_ledyanaya_doroga_4.jpg

Это свойство льда используют для того, чтобы передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком.

http://vivamall.ru/upload/medialibrary/972/972b60d1b45eb65d3ac0a1f2abb56b7f.jpg  http://cdn1.img22.ria.ru/images/7662/67/76626772.jpg  Зимой на стадионах и школьных дворах делают большие ледяные площадки – катки для занятий спортом.

http://vivamall.ru/upload/medialibrary/972/972b60d1b45eb65d3ac0a1f2abb56b7f.jpg

http://cdn1.img22.ria.ru/images/7662/67/76626772.jpg

Зимой на стадионах и школьных дворах делают большие ледяные площадки – катки для занятий спортом.

Опыт http://gifibrille.g.i.pic.centerblog.net/124-Aliments-boissons-bientropchaud.gif  http://s017.radikal.ru/i444/1210/16/ee36df2609e5.jpg  ВЫВОД : Лёд не тонет.

Опыт

http://gifibrille.g.i.pic.centerblog.net/124-Aliments-boissons-bientropchaud.gif

http://s017.radikal.ru/i444/1210/16/ee36df2609e5.jpg

ВЫВОД :

Лёд не тонет.

Если бы лёд тонул в воде, то на поверхности водоёмов образовывались бы всё новые и новые слои льда. И водоём промерзал бы до самого дна. Рыбам и всему живому, находящемуся в воде, грозила бы неминуемая гибель.

Если бы лёд тонул в воде, то на поверхности водоёмов образовывались бы всё новые и новые слои льда. И водоём промерзал бы до самого дна.

Рыбам и всему живому, находящемуся в воде, грозила бы неминуемая гибель.

Опыт http://forumishka.net/attachments/dostoprimechatelnosti-rossii/14291d1300199518-ozero-baikal-i-pribaikale-028.jpg  http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/57204619.4/0_90840_a30961ec_XL  http://cdn.trinixy.ru/pics5/20130125/awesome_37.jpg  ВЫВОД : Лёд бесцветен и прозрачен.

Опыт

http://forumishka.net/attachments/dostoprimechatelnosti-rossii/14291d1300199518-ozero-baikal-i-pribaikale-028.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/57204619.4/0_90840_a30961ec_XL

http://cdn.trinixy.ru/pics5/20130125/awesome_37.jpg

ВЫВОД :

Лёд бесцветен и прозрачен.

Снег – это когда много снежинок – льдинок. http://img-fotki.yandex.ru/get/5003/olga-sytina.39/0_51c4a_d2fa8197_XL  http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/804/52804727_10.jpg  http://frenzyspark.com/wp-content/uploads/2012/12/w041219b004.jpg

Снег – это когда много снежинок льдинок.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5003/olga-sytina.39/0_51c4a_d2fa8197_XL

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/804/52804727_10.jpg

http://frenzyspark.com/wp-content/uploads/2012/12/w041219b004.jpg

Вопросы:

Вопросы:

  • Назовите свойства льда, о которых рассказывалось на заседании клуба.
  • О каком из этих свойств льда ты обязательно расскажешь первоклассникам?
  • При каких условиях вода превращается в лёд, а лёд становится водой?
  • Если бы лёд был тяжелее воды, где бы он находился в замерзающем водоёме? Как бы это отразилось на обитателях водоёмов?
  • Можно ли сказать, что снег – одно из твёрдых состояний воды? Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега.
Источники:

Источники:

  • http://www.bankoboev.ru/images/NDE3MDg=/Bankoboev.Ru_led_taet.jpg - лёд
  • http://www.radiokrka.com/portals/052225_182639_375869486_1361564020.jpg - лёд
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/581/98581090_large_3824370_OLBkE4m72WE.jpg - моим рукам так холодно
  • http://festival.1september.ru/articles/609067/presentation/15.JPG - лёд хрупкий
  • http://www.severinform.ru/media/img/13/868/800x600_23869_gololed.jpg - гололёд
  • http://www.cars.ru/static/imagecache/content_images_750x563/files/magazine/images/104095/e0b2d0334138aaed7537bbbe0e4edaec.jpg - гололёд
  • http://www.belta.by/newinfimages/m00000001138_621369.jpg - безопасное поведение при гололёде
  • http://s5.uploads.ru/t/XoGzu.jpg - лёд в вазе
  • http://kolyan.net/uploads/posts/2009-01/thumbs/1232703589_ice06_artshare.ru.jpg - лёд
  • http://www.angara.net/text/10/0315/09.jpg - ледовая переправа
  • http ://abunda.ru/uploads/posts/2014-01/1390864989_041_19382_58b220e5c279ba5432ba55c88d647a0a.jpg - ледовая переправа
  • http://altfast.ru/uploads/posts/2011-01/1295805229_ledyanaya_doroga_4.jpg - ледовая переправа
  • http://vivamall.ru/upload/medialibrary/972/972b60d1b45eb65d3ac0a1f2abb56b7f.jpg - коньки
  • http://cdn1.img22.ria.ru/images/7662/67/76626772.jpg - каток
  • http://gifibrille.g.i.pic.centerblog.net/124-Aliments-boissons-bientropchaud.gif - лёд плавает
  • http://s017.radikal.ru/i444/1210/16/ee36df2609e5.jpg - рыба
  • http://forumishka.net/attachments/dostoprimechatelnosti-rossii/14291d1300199518-ozero-baikal-i-pribaikale-028.jpg - лед прозрачный
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/57204619.4/0_90840_a30961ec_XL - лёд прозрапчный
  • http://cdn.trinixy.ru/pics5/20130125/awesome_37.jpg - велосипедист на льду
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5003/olga-sytina.39/0_51c4a_d2fa8197_XL - снежинка
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/804/52804727_10.jpg - снег
  • http://frenzyspark.com/wp-content/uploads/2012/12/w041219b004.jpg - снег


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Неверова Ольга Ивановна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства