Цель и задачи урока:В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении. Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании. Обсудить с ними план доклада о свойствах воды.
- Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.
Просмотр содержимого документа
«Вода - жидкость»
0
МКОУ Шубенская СОШ
Зональный район
Алтайский край
Урок – практикум (первое заседание клуба):
Окружающий мир
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Неверова
Ольга Ивановна
учитель начальных классов
Цель и задачи урока:
В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.
Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании
Обсудить с ними план доклада о свойствах воды.
Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.
Основной метод обучения:
Основной структурный элемент урока:
Дополнительные структурные элементы:
Оборудование и наглядные пособия:
Учебники.
Тетради для самостоятельной работы.
Карточки с правилами проведения опытов.
Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.
Фломастер.
Сосуд с тёплой водой.
Глубокие тарелки со льдом (по одной на каждую группу экспериментаторов).
Выставка книг о воде.
Пригласительные билеты.
Организационный момент.
Учитель:
Постановка цели.
Председатель младшего научного общества:
Учащиеся:
Мы предлагаем сначала зачитать доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Доклад помещён в учебнике. Маша – сквозной герой.) - 5 мин.
Затем провести опыты и на основании опытов определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Выводы записать в тетради для самостоятельной работы (задание №32). – 30 мин.
Подведение итогов. – 5 мин.
Изучение нового материала.
Председатель:
Прослушайте доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Зачитывает его).
О каких свойствах воды нам напомнила Маша?
Что нового сообщила нам Маша о воде
Учащиеся 2 класса (приглашённые):
Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запаха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести. Об этом Маша говорит в начале своего доклада.
Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Об этом Маша сообщила в конце своего доклада.
Учащиеся 3 класса:
Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
Маша также объясняет, чем различаются твёрдое, жидкое, газообразное состояния этого вещества. Всё зависит от того, насколько сильно связаны между собой молекулы. Молекулы – это маленькие частицы, из которых состоят все вещества (справка для второклассников). Во льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь объём.
Председатель:
Следующая часть нашего заседания посвящается проведению опытов, с помощью которых мы должны определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Не забудьте результаты опыта оформить в Тетради для самостоятельной работы (задание №32).
Напоминаю вам «Правила поведения при проведении опытов».
Правила поведения при проведении опытов: Слайд № 2
Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.
Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Для работы учащиеся делятся на группы.
Председатель:
Каждая группа берёт на демонстрационном столе заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает уровень воды в трубке. Затем опускает колбу в тёплую воду.
Ученики видят, что вода в трубке поднимается, её уровень снова отмечают фломастером. Ту же колбу экспериментатор опускает в тарелку со льдом. Все наблюдают, что уровень воды в трубке опускается ниже первой метки.
Учащиеся самостоятельно делают выводы:
Председатель:
Учащиеся (после прочтения):
При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объём. Поэтому вода при нагревании расширяется.
Председатель:
Учащиеся (делают предположение):
При охлаждении воды частицы, из которых она состоит, движутся медленнее, меньше сталкиваются и меньше отскакивают друг от друга. Расстояние между ними уменьшается, поэтому вода занимает меньше места, т.е. сжимается.
Председатель:
Учащиеся:
Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, керосин, бензин).
Миша (сквозной герой) сказал, что теперь ему понятно, почему уровень спирта в трубочке термометра то опускается, то поднимается. Мне тоже это понятно: когда на улице становится теплее, то спирт расширяется, поэтому он опускается, а когда, наоборот, становится холоднее, то спирт сжимается, поэтому он поднимается
Учащиеся записывают результаты проведённого опыта в Тетрадь для самостоятельной работы (задание №32).
Председатель:
Учащиеся читают в учебнике на стр. 61 сообщение Кости Погодина (сквозной герой) и рассматривают рисунок опыта.
Председатель:
Учащиеся:
Костя рассказал о своих наблюдениях за тем, что происходит с водой при её замерзании. Вчера вечером он поставил баночку с водой, прикрытую крышкой, в морозильную камеру холодильника.
Костя предположил, что чем больше вода охладится, тем больше сожмётся. Следовательно, превратившись в лёд, вода займёт меньше места, чем занимала в жидком состоянии. Но утром Костя увидел не то, что ожидал. Замёрзшая вода, т.е. лёд, вылезла из банки и приподняла крышку.
Костя пришёл к выводу: вода при замерзании расширяется.
Председатель:
Учащиеся:
Учитель:
Растениям замерзающая вода тоже приносит немало бед. Иногда зимой во время лыжных прогулок по лесу или парку можно услышать треск. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Это древесный сок, который остался с лета в стволах деревьев, замерзает, превращается в лёд и разрывает древесину. И внутри обращается трещина. Впоследствии глубокая рана на дереве долго не заживает. Края её сильно вздуваются, набухают. И когда она, наконец, зарастает. На стволе остаётся длинный выступающий гребень, словно большая складка, которая идёт по стволу на значительном протяжении. Этот "шрам", конечно, снижает качество древесины и уродует дерево.
Свойство воды расширяться при замерзании используют люди, когда хотят расширить тесную обувь. В полиэтиленовый пакет они наливают воду, кладут пакет в туфли и помещают их в морозильную камеру. Вода превращается в лёд, который занимает больший объём. Лёд расширяет обувь.
Председатель:
Учащиеся 2 класса:
Председатель:
Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Закрепление нового материала.
Председатель:
Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах? (Вода при замерзании расширяется).
Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите? (Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краёв кастрюли на газовую плиту)
Подведение итогов.
Председатель (обращается к учащимся 3, 2 классов, а также к другим приглашённым):
Домашнее задание: Слайд № 6
Литература:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
Просмотр содержимого презентации
«Вода - жидкость»