kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум (первое заседание клуба): "Свойства воды в жидком состоянии" по окружающему миру в 3 классе. УМК ПНШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока:В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении. Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании. Обсудить с ними план доклада о свойствах воды.

  • Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода - жидкость»

0


МКОУ Шубенская СОШ

Зональный район

Алтайский край



















Урок – практикум (первое заседание клуба):





Окружающий мир

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»








Неверова

Ольга Ивановна

учитель начальных классов

Цель и задачи урока:

  • В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.

  • Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании

  • Обсудить с ними план доклада о свойствах воды.

  • Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.

Основной метод обучения:

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.

Основной структурный элемент урока:

  • Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы:

  • Постановка цели.

  • Обсуждение плана работы и алгоритма действий.

  • Описание оборудования.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Учебники.

  • Тетради для самостоятельной работы. 

  • Карточки с правилами проведения опытов.

  • Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.

  • Фломастер.

  • Сосуд с тёплой водой.

  • Глубокие тарелки со льдом (по одной на каждую группу экспериментаторов).

  • Выставка книг о воде.

  • Пригласительные билеты.

Организационный момент.

Учитель:

  • Сегодня мы открываем первое в этом году заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является Запромётов  Дмитрий. Отсутствующих в классе нет.  

Постановка цели.

Председатель младшего научного общества:

  • Предлагаю записать тему заседания («Свойства воды в жидком состоянии») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о свойствах воды.

Учащиеся:

  • Мы предлагаем сначала зачитать доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Доклад помещён в учебнике. Маша – сквозной герой.) -  5 мин.

  • Затем провести опыты и на основании опытов определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Выводы записать в тетради для самостоятельной работы (задание №32). – 30 мин.

  • Подведение итогов. – 5 мин.            

Изучение нового материала.

Председатель:

  • Прослушайте доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (Зачитывает его).

  • О каких свойствах воды нам напомнила Маша?

  • Что нового сообщила нам Маша о воде

Учащиеся 2 класса (приглашённые):

  • Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запаха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести. Об этом Маша говорит в начале своего доклада.

  • Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Об этом Маша сообщила в конце своего доклада.

Учащиеся 3 класса:

  • Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

  • Маша также объясняет, чем различаются твёрдое, жидкое, газообразное состояния этого вещества. Всё зависит от того, насколько сильно связаны между собой молекулы.  Молекулы – это маленькие частицы, из которых состоят все вещества (справка для второклассников).  Во  льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь объём.

Председатель:

  • Следующая часть нашего заседания посвящается проведению опытов, с помощью которых мы должны определить свойства воды при нагревании и охлаждении, а также при замерзании. Не забудьте результаты опыта оформить в Тетради  для самостоятельной работы (задание №32).

  • Напоминаю вам «Правила поведения при проведении опытов».          

Правила поведения при проведении опытов: Слайд № 2

  • Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  • Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

  • Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.

  • Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.

  • Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.

  • Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

  • Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

  • После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Для работы учащиеся делятся на группы.

Председатель:

  • Прежде чем проводить опыт, изучите в группах порядок его проведения на стр. 59 учебника.

Каждая группа берёт на демонстрационном столе заранее подготовленные колбы с  подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает уровень воды в трубке. Затем опускает колбу в тёплую воду.

Ученики видят, что вода в трубке поднимается, её уровень снова отмечают фломастером. Ту же колбу экспериментатор опускает в тарелку со льдом. Все наблюдают, что уровень воды в трубке опускается ниже первой метки.

Учащиеся самостоятельно делают выводы:

  • При нагревании вода расширяется. Слайд № 3

  • При охлаждении вода сжимается. Слайд № 4

Председатель:

  • Точно сформулировать вывод и узнать причину наблюдаемых явлений вам поможет учебник, стр. 60.

Учащиеся (после прочтения):

  • При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объём. Поэтому вода при нагревании расширяется.

Председатель:

  • Тогда как объяснить, почему при охлаждении вода занимает в трубке меньше места, т.е. сжимается?

Учащиеся (делают предположение):

  • При охлаждении воды частицы, из которых она состоит, движутся медленнее, меньше сталкиваются и меньше отскакивают друг от друга. Расстояние между ними уменьшается, поэтому вода занимает меньше места, т.е. сжимается.

Председатель:

  • В учебнике найдите ответ, только ли вода обладает такими свойствами расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении?

Учащиеся:

  • Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, керосин, бензин).

  • Миша (сквозной герой) сказал, что теперь ему понятно, почему уровень спирта в трубочке термометра то опускается, то поднимается. Мне тоже это понятно: когда на улице становится теплее, то спирт расширяется, поэтому он опускается, а когда, наоборот, становится холоднее, то спирт сжимается, поэтому он поднимается

Учащиеся записывают результаты проведённого опыта в Тетрадь для самостоятельной работы (задание №32).

Председатель:

  • Предлагаю всем познакомиться со свойствами воды при замерзании на стр. 61 учебника.

Учащиеся читают в учебнике на стр. 61  сообщение Кости Погодина (сквозной герой) и рассматривают рисунок опыта.

Председатель:

  • Расскажите об опыте Кости Погодина. К какому выводу он пришёл?

Учащиеся:

  • Костя рассказал о своих наблюдениях за тем, что происходит с водой при её замерзании. Вчера вечером он поставил баночку с водой, прикрытую крышкой, в морозильную камеру холодильника.

  • Костя предположил, что чем больше вода охладится, тем больше сожмётся. Следовательно, превратившись в лёд, вода займёт меньше места, чем занимала в жидком состоянии. Но утром Костя увидел не то, что ожидал. Замёрзшая вода, т.е. лёд, вылезла из банки и приподняла крышку.

  • Костя пришёл к выводу: вода при замерзании расширяется.

Председатель:

  • Выскажите предположение, где может пригодиться знание свойств воды при замерзании?

Учащиеся:

  • Знания о свойствах замерзающей воды используются строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лёд и разорвёт трубы.  

Учитель:

  • Растениям замерзающая вода тоже приносит немало бед. Иногда зимой во время лыжных прогулок по лесу или парку можно услышать треск. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Это древесный сок, который остался с лета в стволах деревьев, замерзает, превращается в лёд и разрывает древесину. И внутри обращается трещина. Впоследствии глубокая рана на дереве долго не заживает. Края её сильно вздуваются, набухают. И когда она, наконец, зарастает. На стволе остаётся длинный выступающий гребень, словно большая складка, которая идёт по стволу на значительном протяжении. Этот "шрам", конечно, снижает качество древесины и уродует дерево.

  • Свойство воды расширяться при замерзании используют люди, когда хотят расширить тесную обувь. В полиэтиленовый пакет они наливают воду, кладут пакет в туфли и помещают их в морозильную камеру. Вода превращается в лёд, который занимает больший объём. Лёд расширяет обувь.

Председатель:

  • Слово предоставляется нашим гостям, учащимся 2 класса. Что вы можете дополнить?

Учащиеся 2 класса:

  • Замерзающая вода даже горы может разрушать. При этом увеличиваются старые и образуются новые трещины на поверхности твёрдых глыб. 

Председатель:

  • Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.

Закрепление нового материала.

Председатель:

  • Предлагаю обсудить контрольные вопросы: Слайд № 5

  1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах? (Вода при замерзании расширяется).

  3. Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите? (Вода при нагревании расширяется и выливается из налитой до краёв кастрюли на газовую плиту)            

Подведение итогов.

Председатель (обращается к учащимся 3, 2 классов, а также к другим приглашённым):

  • Выскажите своё мнение о заседании. Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.            

Домашнее задание: Слайд № 6

  • учебник стр. 57 – 62,

  • подготовить доклад о свойствах воды,

  • повторить дома с родителями опыт.



Литература:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/ Учебник.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной рабо­ты № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учите­ля. — М.: Академкнига/Учебник.



Просмотр содержимого презентации
«Вода - жидкость»

Урок – практикум (первое заседание клуба): Свойства воды в жидком состоянии Неверова Ольга Ивановна учитель начальных классов МКОУ Шубенская СОШ Зонального района Алтайского края

Урок – практикум (первое заседание клуба):

Свойства воды

в жидком состоянии

Неверова

Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ Шубенская СОШ

Зонального района

Алтайского края

Правила поведения при проведении опытов:

Правила поведения при проведении опытов:

  • Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  • Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  • Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.
  • Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
  • Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
  • Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  • Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
  • После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
При нагревании воды её уровень в трубке поднялся выше первоначальной отметки, то есть вода заняла больше места (больший объём). http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-vody/0026-026-Svojstva-vody.jpg  Вывод : При нагревании вода расширяется.

При нагревании воды её уровень в трубке поднялся выше первоначальной отметки, то есть вода заняла больше места (больший объём).

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-vody/0026-026-Svojstva-vody.jpg

Вывод :

При нагревании вода расширяется.

При охлаждении воды её уровень в трубке опустился ниже первоначальной отметки, то есть вода заняла меньше места. http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-vody/0026-026-Svojstva-vody.jpg  Вывод: При охлаждении вода сжимается.

При охлаждении воды её уровень в трубке опустился ниже первоначальной отметки, то есть вода заняла меньше места.

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-vody/0026-026-Svojstva-vody.jpg

Вывод:

При охлаждении вода сжимается.

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

  • Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
  • Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
  • Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите?         
Домашнее задание: учебник стр. 57 - 62, подготовить доклад о свойствах воды,   повторить дома с родителями опыт.

Домашнее задание:

  • учебник стр. 57 - 62,
  • подготовить доклад о свойствах воды,
  •   повторить дома с родителями опыт.

Источники:

Источники:

  • http://www.downloadclipart.net/large/9225-blue-color-splotches-design.png - капля воды
  • http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-vody/0026-026-Svojstva-vody.jpg - свойства воды


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неверова Ольга Ивановна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189293


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства