2. Сообщение темы и целей урока | -Верите ли вы в чудеса? - Встречались ли вам чудеса в вашей жизни? - Тему урока вы узнаете из стихотворения «Чудо». Я зёрнышко – крошку всю зиму хранил, В рыхлую землю весной посадил. Чудо случилось, наверное, с ним – Зёрнышко стало живым и большим. Зёрнышко – крошка лежало в земле, Лежало, согрелось, разбухло в тепле. Сначала разбухло, потом проросло, Тонким росточком на грядке взошло. Чубик завил этот слабый росток, Выкинул пёрышки нежный листок. Ну, разве не чудо, что чубик такой Пробился, прорвался сквозь слой земляной? Он землю буравил, он лез напролом, Он к свету и солнцу пробрался с трудом. Зёрнышка нет и в помине давно Не угадаешь, чем стало оно… - О каком чуде идёт речь? - Как вы думаете, что выросло? - Рождение новой жизни – всегда чудо. | Сформулировать тему и задачи урока, обобщение знаний учащихся |
3. Новая тема А) практическая работа в тетради | Запись темы урока: «Растение – живой организм» - Какие виды растений вы знаете? (Травы, кустарники, деревья) - Как вы считаете, растения живые? - Докажите, что они живые. (Сначала растение маленькое, потом оно вырастает, на нём появляются плоды, затем старое растение засыхает) На земле насчитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках. - Сейчас вы получите раздаточный материал. Это пшеница. Здесь вы увидите некоторые этапы жизни этого растения. - Давайте запишем в тетрадях схему развития растения. - Что нужно сделать, чтобы появилось растение? (Посадить семя) - Что произойдёт потом? (Появится росток) - Что станет с ростком? (Он вырастет) - Что появится на взрослом растении? (Цветок или плод) - Что внутри плода? (Семена) Росток – это начало жизни. Цветение и созревание плодов – период созревания. Когда растение перестаёт образовывать семена - это период старения. Увядание и засыхание всех органов растения – это гибель растения. | Обобщение по схеме- опоре о растениях, деление растений на группы. Самостоятельная работа в группах, рассмотреть этапы выращивания растений., сделать выводы. Работа в парах, составление схемы- опоры, записать необходимые условия для жизни растений. |
4. Практическая работа учащихся. Физминутка "Мир растений" - клип | - Напомните, как нужно начинать работу с пластилином? - Возьмите коричневый пластилин. Что мы будем лепить из него? (Ствол) - А у других растений как эта часть называется? (Стебель) - Как выполнить ствол? (Скатать колбаску, приплюснуть, прилепить посередине листа картона) - Что будем делать зелёным пластилином? (Листья) - Крону дерева можно выполнить одним куском. Как сделать круг? (Скатать шар и приплюснуть его) - Что выполнено красным цветом? (Яблоки) Что это? (Плоды) - Как их выполнить? - А где же семена? (Они внутри яблока) - А что вы видите в самом низу? (Это корни) - Как выполнить их? ( Скатать колбаски) | Учащиеся работают самостоятельно, выполняют работу на картоне, пластилином, подписывают основные части растений. Выставка работ учащихся, сад из растений. повторяют в парах части растений. |
5. ОБЖ " Правила поведения в природе" | 4. Правила поведения в природе. Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Рассмотрите знаки – плакаты на доске. Что они обозначают? («не ломай ветки», «Не рви цветы», «Не разоряй птичьи гнезда», «Не бери из леса диких животных»). Не похожи ли вы на мальчика из стихотворения? Дикарь в лесу. Хозяйка – белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том каждый сук И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип Пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко Стал гнуть орешину – сломал. Зажал под мышкой ветки, Нашел один орех, сорвал, Сорвал второй и третий. Отбросил куст и, как медведь, Пошел себе довольный. А бедной белочке смотреть На это было больно. Какие правила нужно выполнять в лесу? По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Так появилась Красная книга. | Рассматривают картинки, плакаты на доске, делают выводы. Работа в группах - рисование плаката на тему" Как вести себя в природе" |
6. Обобщение по теме | 1. Чтение статьи в учебнике, ответы на вопросы. – Что необходимо растениям для жизни? (тетрадь с. 21 №15) – Одинаковые ли условия нужны для разных растений? (Работа по учебнику с. 79, тетрадь №16 с. 21 – Чем схожи все растения? (К какой части природы относятся растения? Живые организмы) – Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии) – Чем отличаются живые организмы от неживого? (Дышит, питается, развивается, размножается, умирает) (Тетрадь №18 с. 22) | Чтение статьи учебника с остановками, обобщают, делают выводы, практическая работа в тетрадях |