kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по развитию речи "Путешествие с попугаем Кешей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи предназначен для обучающихся з класса со сниженным интеллектом.Это не просто урок, это путешествие-игра, в ходе которого решаются образовательные, коррекционно-развивающие занятия в занимательной форме. В данном проекте решаются задачи и фонетической направленности, и грамматические задачи, и задачи на развитие связной речи. Самое главное, что данный урок позволяет активизировать речь обучающихся (преимущество "ученического говорения" значительно превышает речь учителя. Урок строится на использовании большого количества наглядного материала и опирается на опыт ближайшего окружения, поэтому, несмотря на то, что количество животных больше, чем рекомендовано программой Воронковой, все животные знакомы школьникам из жизни, из сказок, из игр, и не возникает трудностей по включению всех их в одном уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи "Путешествие с попугаем Кешей" »

Конспект – проект

комплексного урока по развитию речи на основе ознакомления с окружающей действительностью «Домашние животные»

(с введением элементов логопедического занятия «Звуки К и К’»)

в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

ЦЕЛЬ - закрепить знания детей по лексической теме «Домашние животные», совершенствуя и грамматический строй речи;

- познакомить со звуками К, К’.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА


1. Чтение.

2. Лепка, рисование домашних животных.

3. Занятия по ознакомлению с окружающим «Домашние животные», «Путешествие на скотный двор».

4. Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Моя первая энциклопедия о животных», «Энциклопедия для малышей» Бабин, «Зимовье зверей»

и др.).

5. Психогимнастика «Путешествие в деревню», «Карнавал животных».

6. Дидактические игры «Где чьи детки», «Найди пару», «Кто где живет».

7. Разгадывание и придумывание загадок про домашних животных.

8. Составление (и рисование) схематического плана описания животных.

9. Фонетическая ритмика, игры на развитие фонетического слуха «Поймай звук», «Найди звук».

10. Индивидуальная работа над сравнением 2-3 животных с последующим составлением описательных рассказов.



МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

- сюжетные иллюстрации домашних животных на лугу

- раздаточные картинки с животными и их детенышами;

- 2 замка, где живут звуки: красный и синий;

- символы – характеристики звуков;

- разрезная схема основных частей тела животных;

- «недорисованнная» картина;

- игрушки из набора «Домашние животные»;

- «загоны» для определения позиции звуков в слове;

- иллюстрация из «Энциклопедии для малышей» «Кто где живет»;

- корзина с кормом (морковь, капуста, сено, овес, хлеб, косточка);

- аудиозапись «Веселые уроки» (Е. и С. Железновы).




Этап

занятия

Задачи

Методы

и приемы

Содержание

Ожидаемые ответы обучающихся

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Органи-зационный момент

Вводить в речь малые литературные жанры

Развивать логическое мышление, внимание


Загадка

''Хоть и бархатные лапки , но зовут меня ''царапкой'', мышек ловко я ловлю , молоко из блюдца пью''

Кошка

кот

Сообщение темы

Оживление знаний обучающихся о домашних животных

Учить обобщать


Активизирующие вопросы

∆А кто такие кошки ( коты) ?

□Какие животные ?

○Почему так называют ?

Догадались , о чем мы сегодня будем говорить

∆Животные

□Домашние

○Потому что за ними ухаживает человек и живут они рядом с его домом

Основная часть


Развивать внимание, стимулировать вопросительно-познавательную активность

Пробуждать интерес к занятию, желанию заниматься

Появление героя

Появляется попугай Кеша (с магнитофоном в руках). Педагог просит сделать магнитофон тише и предлагает узнать, куда Кеша собрался

Кеша едет в деревню

Скажи пожалуйста Кеша, куда ты собрался ?





Приглашение

Попугай предлагает ребятам поехать с ним

Согласны



Развивать чувство ритма, умение согласованно выполнять движения


Элементы фонетической ритмики

Садятся на поезд (друг за другом ) и едут, произнося ''чук-чук'' (''выбивая'' локтями звук «К»)



Учить правильному употреблению на-речий (в зависимости от приставки)

Закреплять ориентировку в прстранстве


Вопросы

Имитируя остановки, педагог обращает внимание детей на тех, кто пасется на лугу

(''посмотрите направо…налево… прямо…'')

козы, кони, коровы



Развивать зрительную память


Упражнение на активизацию памяти

Добравшись, обучающиеся рассаживаются на полянку (ковер). Кеша удивляется тому, как много животных они видели, даже не запомнишь.

А дети вспоминают (педагог выставляет соответствующую картинку)

Справа – козы

слева – кони

прямо - коровы

Этап

занятия

Задачи

Методы

и приемы

Содержание

Ожидаемые ответы обучающихся

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Выделение звука «К»

Познакомить со звуком «К»

Развивать фонематический слух и фонематическое представление


Развивающие вопросы

Педагог указывает, что в названии животных есть общий звук

○ Какой?

□ медленно повторив названия животных, логопед: где этот звук стоит?


∆ А какой первый звук в слове К-К-КОНИ?

Звук К

Он самый первый в слове

Характеристика звука

Уточнить акустические признаки звука



Фонематические упражнения с опорой на зрительные и тактильные анализаторы

○□ А какой это звук? ○

○ - указательный жест на 2 Дворца – синий и красный (согласный или гласный)

А еще какой? ○□ – показывается схема

∆ – как думаете, он твердый как кулачок или мягкий как животик?

□ – А умеет ли он петь?

∆ - послушайте горлышко

○□ Согласный


Твердый ○□∆


Нет, не умеет, он

Глухой □∆

○ – это согласный, твердый, глухой.


Учить различать на слух сходные звуки




Кеша вдруг понимает, что в его имени тоже есть звук [К]

○ У тебя звук не К, а К'

□ – он мягкий,

∆ - мягкий, как животик





Пояснение

Но педагогд убеждает его, что тот ошибается, и дети доказывают почему.











Развивать фонематичекий слух и фонематическое восприятие



Педагог предлагает поиграть, чтобы попугаю стало все понятно

○ У тебя звук не К, а К'


□ – он мягкий,


∆ - мягкий, как животик





Игра

«Поймай звук»

(модифицирован-ный вариант

Услышав звуки: ○ поднимает картинки

К – кирпич, К’ - вата

□ – на К – показать кулак,

на К’ – помять животик,

∆ - хлопают в ладоши

Произноше-ние звуков

К, К’

в слогах

Учить отчетливо произносить сходные по артикуляции звуки

Развивать слухо-речевую память


Игра

«Наоборот»

(с мячом)

Кеша радуется, что все понял и предлагает усложнить игру: попугай говорит слоги с К’, а ребята делают его серьезным, твердым

(перекидывая мяч)

○ – слоговые ряды

□ – слоговые ряды к одной гласной

∆ - один слог

Кеша устает и уходит отдохнуть

ка – кя

ку – кю

ко – кё

○кя – кю

□кя – кя

∆кя



Закреплять знания детей о внешних признаках домашних животных

Развивать внимание, память, мысли-тельные операции синтеза, анализа, умение сравнивать и выделять существенное


Рассматривание картинок

Анализ

Синтез

Педагог, напевая песенку «На лугу пасется КО…», возвращает детей к увиденным домашним животным. Обращая внимание, что они похожи не только общим звуком, но еще и внешне. Но чем?

□ – указательный жест (потом схема)

∆ - сначала выставляется схема, а потом вопрос

○ – самостоятельно

□ – есть голова, туловище

∆ - есть хвост и «ноги»

○ – покрыты шерстью;

все живут дома

Произноше-ние звуков

в словах

Обогащать словарь, уточнять знания о детенышах домашних животных.

Учить образовывать существительные в родительном падеже

Активизировать внимание

Воспитывать желание помогать друг другу, сотрудничать

Лексико-грамматические упражнения (по типу «Дорисуй картинку»)

Педагог напоминает о Кеше, ребята отправляются к нему. Он рисует картинку (нарисовал только взрослых), но никак не разберется, кто же чей детеныш. Ребята помогают (берут «на лугу» картинку, а Кеша «дорисовывает»)

∆ - у козы козлята,

у кролика крольчонок.

□ – у коровы телята, у свиньи поросята.

○ – у лошади жеребенок


Учить согласовывать существительные с числительными

Стимулировать речевую активность.

Развивать концентрацию внимания, память


Игра

«Сосчитай-ка»

В конце работы проверяют Кешу, ничего ли он не перепутал, всех ли детенышей нарисовал – пересчитывают

∆ - 1, 2

□, ○ – 1, 2, 3, 4, 5


Слово-образование.

Произноше-ние К, К’ в предло-жениях

Учить образовывать существительные

с уменьшительно-ласкательным суффиксом


Воспитывать нежное отношение к животным

Словесные упражнения

Кеша говорит, что мамы животных довольны, и слышит, что они их как-то ласково называют,

но как?

Кеша спрашивает ребят, как они их называют.

Дети помогают

∆ - крольчатки, поросятки.

□ – козлятки, жеребятки.

○ – теляточки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учить импровизировать образы животных

Предупреждение утомляемости, развитие логического мышления, внимания

Воспитывать умение слушать музыку

Музыкальные загадки

(аудиозапись «Веселые уроки для детей 2-5 лет» Железнова)

Кеша предлагает отдохнуть и потанцевать

1) мы скачем (3р.), туда (3р.),

туда где есть водица, где есть трава.

2) Я крупна и рогата

И молоком богата я

Шерстью вся покрытая

А на ногах копыта

3) Сердитый и зубастый, я по лесу брожу

Хожу весь день голодный, места не нахожу

4) Я маленький, но сильный,

Рогами я кручу

И если захотите, ворота сворочу




Снятие усталости.

Развитие произвол. памяти


Релаксация

Ребята ложатся на траву (ковер), отдыхают на солнышке.

Педагог просит вспомнить, кто был






Вопросы

○□ в музыкальных загадках

∆ кого изображали

○ А кто здесь лишний

□ А все ли из них домашние животные

∆ Волк – домашний

○∆□ Почему Кеша вдруг испугался, что из-за волка все животные могут перепутаться – их вон сколько на лугу. Педагог предлагает расселить их по загонам, но не простым…

Жеребятки

Корова

Волк

Баран




Нет, он живет в лесу

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учить импровизировать образы животных

Предупреждение утомляемости, развитие логического мышления, внимания

Воспитывать умение слушать музыку

Музыкальные загадки

(аудиозапись «Веселые уроки для детей 2-5 лет» Железнова)

Кеша предлагает отдохнуть и потанцевать

1) мы скачем (3р.), туда (3р.),

туда где есть водица, где есть трава.

2) Я крупна и рогата

И молоком богата я

Шерстью вся покрытая

А на ногах копыта

3) Сердитый и зубастый, я по лесу брожу

Хожу весь день голодный, места не нахожу

4) Я маленький, но сильный,

Рогами я кручу

И если захотите, ворота сворочу




Снятие усталости.

Развитие произвол. памяти


Релаксация

Ребята ложатся на траву (ковер), отдыхают на солнышке.

Педагог просит вспомнить, кто был






Вопросы

○□ в музыкальных загадках

∆ кого изображали

○ А кто здесь лишний

□ А все ли из них домашние животные

∆ Волк – домашний

○∆□ Почему Кеша вдруг испугался, что из-за волка все животные могут перепутаться – их вон сколько на лугу. Педагог предлагает расселить их по загонам, но не простым…

Жеребятки

Корова

Волк

Баран




Нет, он живет в лесу

Этап

занятия

Задачи

Методы

и приемы

Содержание

Ожидаемые ответы обучающихся

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

ИТОГ


Учить делать выводы, обобщать





Кеша понимает, что все устали, скоро вечер и последний поезд уже ждет. Пора возвращаться.

дети садятся в поезд, со звуком «К-К-К» (поезд тоже устал) едут домой (покачиваясь).





Оценка

Педагог узнает у ребят, понравилось ли им в деревне и что понравилось.




Воспитывать желание работать дальше

Похвала


Домашнее

задание

Кеша хвалит их, что они так много знают. попугай выражает надежду, что такие умные ребята помогут ему в следующий (сегодня поздно) раз составить «репортаж» о каком-то животном




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по развитию речи "Путешествие с попугаем Кешей"

Автор: Астафьева Маргарита Александровна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства