kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 4 класса по модулю ОМРК.Авторы учебникаР.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва под общей редакцией Т.Д.Шапошниковой.

Перед данным уроком давались творческие задания, поиск иформации по группам. Работа направлялась и учителем, и родителями. Урок начинается с организационного момента-эмоционального настроя учеников, с проблемного вопроса, который помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме "Верования разных народов в мифах, легендах, сказаниях" Все этапы урока позволяют осуществить интеграцию с такими предметами как история, МХК, литература, технология, изо, что позволяет развивать у учеников кругозор, воображение, целостное представление об истории и культурном наследии Японии.Каждая группа представляет свою иформацию:понятийный словарь по словам культуры Японии, мастер-класс по рисованию сакуры, оригами, дзюдо, инсценировка сказки"12 животных". В конце урока проводится рефлексия.Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции.Разработка призвана оказать помощь учителям ОРКСЭ при изучении тем о буддизме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"»

Урок № 7 Тема : Акико рассказывает о мифологии культуре Японии.

Цель: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях разных народов в мифах, легендах.

Задачи: знакомство с верованиями коренного населения Японии;

знакомство с представлениями о Боге и сотворении мира и человека в мифах , легендах разных народов.

Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур, о нравственных и духовных ценностях;

Знакомство с географическими и природными особенностями Японии. Традиции и современность.

-Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.

-освоение понятий экзотика, экзотичный, синтоизм;

Личностные :

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Предметные:

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности.

Метапредметные :

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

-Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.



Оборудование и средства наглядности: карта Японии, фотографии священных сооружений Японии,



Виды деятельности:

беседа, устный рассказ учителя, устный рассказ учащихся, работа с ИКТ, текстом, словарная работа, работа в группах,



Ход урока:

  1. Организационное начало урока.



II. Просмотр презентации : видео о стране восходящего солнца. Слайд 1

- Вопрос к детям :

- Как вы думаете о чём будет идти речь на уроке?

Какие задачи вам предстоит решить на уроке? (Просмотрев видео ролик)

- Что вы ждёте от урока?

- Каким образом мы решим поставленные задачи?

Итак, Едва попав в Японию, наблюдательный турист начинает замечать, что здесь, все вроде бы как у всех, но в тоже время в воздухе витает некая недосказанность, да и по мелочам все как-то не так.

- Что же таит в себе, эта загадочная японская душа? (Постановка проблемного вопроса урока, запись в тетрадь, слайд).

3. Сообщение темы и целей урока.

-Да, действительно, с представлениями о Боге и сотворении мира и человека в мифах Японии.

-Мы отправляемся в путешествие по Японии.

- Учитель:

-Мы продолжаем знакомиться с основами разных культур для того, чтобы научиться понимать самих себя и других людей. Отправляемся в страну, которую называют очень странно - «страна-наоборот».

Слайд 2

Япония - это страна, настолько там все необычно для нас. Кошки без хвостов. Сады из камней. Пальто подают женщины мужчинам. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность не отделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепития представляет собой обряд, а икебана и бонсай - целая наука. И еще много других интересных вещей.

- А кто нам расскажет про мифологию и культуру Японии? Откройте учебник на стр.40.

Знакомит нас с темой урока девочка Акико.

Вам было даны задания домой и вы в группах собирали материал.

Предоставляем слово первой группе:

Что вам известно о стране Японии?

Выходит девочка Акико.

– Здравствуйте! Сайонари!

Япония наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды. Обратите внимание на политическую карту мира. Находим остров Япония.

Это островное государство;

Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и 4000 мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.

Численность населения: 125,5 млн. чел.;

Государственный язык: японский;

Столица: Токио;

Денежная единица: Йена;

Национальный состав: 99% японцы;

Древнее название страны - Ямато, что означает «путь гор»

(Япония - горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы.)

В Японии учебный год начинается первого апреля. Японские дети идут в школу с 6 лет. В их школе 12 классов. На переменах ребята тоже играют с игрушками. Школьная форма обязательна во всех школах Японии. У детей могут быть разные фасоны, но, как правило, белая рубашка у мальчиков, белая блузка и белые гольфы у девочек. Пять лет отметки не ставятся, а на шестой год выставляются по 100-бальной системе.

– Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:

1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.

2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.

3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.

В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.

В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любую, а потом, когда дождь закончится, ставите в ближайшую вазу.

Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.

Готовится вторая группа:

Дано задание приготовить понятийный словарь в виде азбуки:

1.«Иероглифы» .Главный элемент японского языка – иероглифы. Сейчас в японском повседневном употреблении находится 2000 иероглифов. После окончания начальной школы в возрасте 12 лет ученики должны знать 881 иероглиф, а ко времени окончания старшей школы – 2000.

К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьезно. В Японии бытуетпоговорка: «Будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов – провалишься». Учебный год в японской школе – самый длинный в мире – 240 дней. Демонстрация письма иероглифами.

2.Оригами.

Что можно сделать из обычного прямоугольного листа бумаги? Оказывается очень многое .Для этого надо знать приемы оригами – мастерства складывания фигурок из бумаги. Этому занятию в Японии отдают свободное время и взрослые и дети. Мастер-класс кусуда по оригами.

Пагоды (с ними мы уже знакомы) – символическое значение 5 ярусов (дерево, огонь, земля, железо, вода).

кимоно. Его носят и мужчины, и женщины. Под кимоно подразумевается длинный прямой халат без застежек с широкими рукавами и поясом.

Посмотрите на слайд, перед вами несколько видов этой традиционной одежды. Но у нас есть и настоящее кимоно, кто хочет примерить и почувствовать себя настоящим японцем? (Одному из учащихся примеряют кимоно, учитель в это время рассказывает об искусстве одевания кимоно и его истори

Икебана – искусство составления композиций из цветов. Основные элементы – это три веточки разной длины, символизирующие триаду (небо-земля-человек), цветы же только дополняют созданную композицию.и).

Театр кабуки родился из народной песни и танца бродячих актеров. Изначально это был женский театр, но постепенно все женские роли в нем стали исполнять мужчины, объясняя это тем, что наблюдая за женщинами со стороны, могут точнее передать на сцене женскую психологию. В кабуки нет масок, более естественная манера игры, большое внимание уделяется движению и речи. Декорации в театре условны, зато широко используются парики и символический грим (слайд с изображением театральных сцен).

- Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги (слайд). - Вообще, в Японии очень бережно относятся к традициям. Например, есть у японцев традиция любования, таких любований три: снегом, луной и цветами.



Сообщение новых понятийных слов.

- Давайте разбираться.

Основой культуры любой страны и ее народа являются Духовные и нравственные приоритеты. Из учебника на с.40 «Японцы берегут свою культуру, которая складывалась веками, поэтому в их жизни и сегодня большую роль играют традиции.»

На с.42 «Жизнь на островах, частые землятрясения и тайфуны сформировали у японцев особое отношение к природе…. Далее по тексту…

(Выделить слайд со словом СИНТОИЗМ(путь богов)

Чтение в учебнике на стр.42 со слов В представлении синтоистов….

До слов: « Важное значение…»

Учитель: Другой религией в Японии является БУДДИЗМ . Слайд

В стране параллельно исповедуются два культа: синтоизм и буддизм. Религия синто основывается на мифологии и почитает различные явления природы, горы, лес, реки и родовые божества. Для поклонения богам строились святилища, они были просты, без украшений. Считалось, что храм населен невидимыми божествами природы. Буддизм пришел в Японию из Китая и стал второй религией.

Но это мы будем изучать позже в 3 четверти. Посмотрите на содержание уроки с25 по 28.

В основе обеих религий лежит совершенство и гармония. Красота эфемерна. Все пройдет в этом иллюзорном мире и потому не имеет никакой ценности. Как же человеку успеть постичь эту красоту? (Вопрос к учащимся.) Надо спешить налюбоваться прекрасным здесь и сейчас, искать в экзотической природе таинственное, , говорящее только сердцу, потому что все явления мира, в том числе и жизнь человека, - не более чем пузырьки пены на морском песке. Так считают японцы, отражая, таким образом, свое мироощущение в искусстве.

Я могу сейчас добавить два новых слова в азбуку Японии : экзотика и синтоизм.

(Мы запишем в тетрадь на следующем уроке из-а нехватки времени )

Давайте сейчас полюбуемся прекрасным, совершенством и гармонией. За это отвечала третья группа. У них мастер- классы.

Дзю-додемонстрация приёмов дзю-до

Оригами – демонстрация складывания бабочки под музыку японии

Эти занятием увлечены все японцы: И дети, и взрослые. Существует поверье, что если, например, сложить 1000 журавликов, то к человеку вернется здоровье и исполнится главное желание. Каждый японец знает имя девочки Садако Сасаки, которая пострадала от атомной бомбардировки в Хиросиме в 1945 году. Она успела сделать только 800 журавликов и умерла от лучевой болезни. Девочке поставили памятник: на раскрытых ладонях Садако держит журавлика, устремляющегося в небо. Каждый год возле памятника в день гибели девочки собираются тысячи детей со всей Японии и приносят с собой бумажных журавликов в память о девочке и всех жертвах Хиросимы и Нагасаки.

Сакура - рисование сакуры (бутылкой) под музыку японии

Цветущая сакура – один из символов Японии. В апреле несколько дней вся страна выходит в парки и сады, чтобы полюбоваться розовым цветом декоративной вишни. Сакуре посвящают стихи и песни, в стране цветение сакуры является национальным праздником (слайд).

Переходим к четвёртой группе на стр. 43 начало чтения « в японском календаре каждому году соответствует определённое животное….

Небольшая сценка о японском поверье о 12 – ти животных в календаре.



Заключительная часть урока:

- Вот такая она, Япония. Экзотичная и неповторимая, где древние традиции, верования и мифы переплетаются с современностью.

Япония.

Таинственная, совершенная.

Созерцает, верит, любуется.

Вслушивается в несказанное...

Страна восходящего солнца.

- Так, в чем же загадочность японской души? Какие две религиии существуют я Японии?

Вывод урока: вслушиваться в несказанное, всматриваться в невидимое – вот основы японского мировосприятия .

Выходит девочка Акико.

-Когда гости уходят, хозяева им дарят птичку- журавлика. Считается, что он принесёт людям счастье. Мы дарим вам на память от нашего класса журавликов.

- Саёнара! (До свидания)

Журавлик сегодня стал не только символом счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал ещё и символом надежды.

Рефлексия.

А сейчас ребята, и вы ,уважаемые гости, нашего урока хотела вам предложить оценить наш урок . Нам бы очень хотелось , чтобы наш урок понравился вам, уважаемые гости. Оцените , пожалуйста, свое состояние, свои эмоции, а ребята оценивают результаты своей деятельности.

В корзинке собраны бабочки, посадите их на цветущую сакуру.

Если вы выбираете яркие малиновые бабочки – вам всё понравилось, если вы выбираете зелёные- то нам предстоит поработать над темой.

В это время родительница готовит чайную церемонию.



Д/з: подобрать материал о будущем году по восточному календарю, какое животное, и на с. 44. Вопрос №4 о японской кукле дарума.





7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"

Автор: Трубникова Татьяна Николаевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства