Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"
Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"
Урок разработан для учащихся 4 класса по модулю ОМРК.Авторы учебникаР.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва под общей редакцией Т.Д.Шапошниковой.
Перед данным уроком давались творческие задания, поиск иформации по группам. Работа направлялась и учителем, и родителями. Урок начинается с организационного момента-эмоционального настроя учеников, с проблемного вопроса, который помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме "Верования разных народов в мифах, легендах, сказаниях" Все этапы урока позволяют осуществить интеграцию с такими предметами как история, МХК, литература, технология, изо, что позволяет развивать у учеников кругозор, воображение, целостное представление об истории и культурном наследии Японии.Каждая группа представляет свою иформацию:понятийный словарь по словам культуры Японии, мастер-класс по рисованию сакуры, оригами, дзюдо, инсценировка сказки"12 животных". В конце урока проводится рефлексия.Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции.Разработка призвана оказать помощь учителям ОРКСЭ при изучении тем о буддизме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету ОМРК тема: "Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии"»
Урок № 7 Тема : Акико рассказывает о мифологии культуре Японии.
Цель: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях разных народов в мифах, легендах.
Задачи: знакомство с верованиями коренного населения Японии;
знакомство с представлениями о Боге и сотворении мира и человека в мифах , легендах разных народов.
Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур, о нравственных и духовных ценностях;
Знакомство с географическими и природными особенностями Японии. Традиции и современность.
-Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.
-освоение понятий экзотика, экзотичный, синтоизм;
Личностные :
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные:
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности.
Метапредметные :
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
-Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование и средства наглядности: карта Японии, фотографии священных сооружений Японии,
Виды деятельности:
беседа, устный рассказ учителя, устный рассказ учащихся, работа с ИКТ, текстом, словарная работа, работа в группах,
Ход урока:
Организационное начало урока.
II. Просмотр презентации : видео о стране восходящего солнца. Слайд 1
- Вопрос к детям :
- Как вы думаете о чём будет идти речь на уроке?
Какие задачи вам предстоит решить на уроке? (Просмотрев видео ролик)
- Что вы ждёте от урока?
- Каким образом мы решим поставленные задачи?
Итак, Едва попав в Японию, наблюдательный турист начинает замечать, что здесь, все вроде бы как у всех, но в тоже время в воздухе витает некая недосказанность, да и по мелочам все как-то не так.
- Что же таит в себе, эта загадочная японская душа? (Постановка проблемного вопроса урока, запись в тетрадь, слайд).
3. Сообщение темы и целей урока.
-Да, действительно, с представлениями о Боге и сотворении мира и человека в мифах Японии.
-Мы отправляемся в путешествие по Японии.
- Учитель:
-Мы продолжаем знакомиться с основами разных культур для того, чтобы научиться понимать самих себя и других людей. Отправляемся в страну, которую называют очень странно - «страна-наоборот».
Слайд 2
Япония - это страна, настолько там все необычно для нас. Кошки без хвостов. Сады из камней. Пальто подают женщины мужчинам. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность не отделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепития представляет собой обряд, а икебана и бонсай - целая наука. И еще много других интересных вещей.
- А кто нам расскажет про мифологию и культуру Японии? Откройте учебник на стр.40.
Знакомит нас с темой урока девочка Акико.
Вам было даны задания домой и вы в группах собирали материал.
Предоставляем слово первой группе:
Что вам известно о стране Японии?
Выходит девочка Акико.
– Здравствуйте! Сайонари!
Япония наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды. Обратите внимание на политическую карту мира. Находим остров Япония.
Это островное государство;
Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и 4000 мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.
Численность населения: 125,5 млн. чел.;
Государственный язык: японский;
Столица: Токио;
Денежная единица: Йена;
Национальный состав: 99% японцы;
Древнее название страны - Ямато, что означает «путь гор»
(Япония - горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы.)
В Японии учебный год начинается первого апреля. Японские дети идут в школу с 6 лет. В их школе 12 классов. На переменах ребята тоже играют с игрушками. Школьная форма обязательна во всех школах Японии. У детей могут быть разные фасоны, но, как правило, белая рубашка у мальчиков, белая блузка и белые гольфы у девочек. Пять лет отметки не ставятся, а на шестой год выставляются по 100-бальной системе.
– Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:
1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.
В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.
В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любую, а потом, когда дождь закончится, ставите в ближайшую вазу.
Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.
Готовится вторая группа:
Дано задание приготовить понятийный словарь в виде азбуки:
1.«Иероглифы» .Главный элемент японского языка – иероглифы. Сейчас в японском повседневном употреблении находится 2000 иероглифов. После окончания начальной школы в возрасте 12 лет ученики должны знать 881 иероглиф, а ко времени окончания старшей школы – 2000.
К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьезно. В Японии бытуетпоговорка: «Будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов – провалишься». Учебный год в японской школе – самый длинный в мире – 240 дней. Демонстрация письма иероглифами.
2.Оригами.
Что можно сделать из обычного прямоугольного листа бумаги? Оказывается очень многое .Для этого надо знать приемы оригами – мастерства складывания фигурок из бумаги. Этому занятию в Японии отдают свободное время и взрослые и дети. Мастер-класс кусуда по оригами.
Пагоды (с ними мы уже знакомы) – символическое значение 5 ярусов (дерево, огонь, земля, железо, вода).
кимоно. Его носят и мужчины, и женщины. Под кимоно подразумевается длинный прямой халат без застежек с широкими рукавами и поясом.
Посмотрите на слайд, перед вами несколько видов этой традиционной одежды. Но у нас есть и настоящее кимоно, кто хочет примерить и почувствовать себя настоящим японцем? (Одному из учащихся примеряют кимоно, учитель в это время рассказывает об искусстве одевания кимоно и его истори
Икебана – искусство составления композиций из цветов. Основные элементы – это три веточки разной длины, символизирующие триаду (небо-земля-человек), цветы же только дополняют созданную композицию.и).
Театр кабуки родился из народной песни и танца бродячих актеров. Изначально это был женский театр, но постепенно все женские роли в нем стали исполнять мужчины, объясняя это тем, что наблюдая за женщинами со стороны, могут точнее передать на сцене женскую психологию. В кабуки нет масок, более естественная манера игры, большое внимание уделяется движению и речи. Декорации в театре условны, зато широко используются парики и символический грим (слайд с изображением театральных сцен).
- Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги (слайд). - Вообще, в Японии очень бережно относятся к традициям. Например, есть у японцев традиция любования, таких любований три: снегом, луной и цветами.
Сообщение новых понятийных слов.
- Давайте разбираться.
Основой культуры любой страны и ее народа являются Духовные и нравственные приоритеты. Из учебника на с.40 «Японцы берегут свою культуру, которая складывалась веками, поэтому в их жизни и сегодня большую роль играют традиции.»
На с.42 «Жизнь на островах, частые землятрясения и тайфуны сформировали у японцев особое отношение к природе…. Далее по тексту…
(Выделить слайд со словом СИНТОИЗМ(путь богов)
Чтение в учебнике на стр.42 со слов В представлении синтоистов….
До слов: « Важное значение…»
Учитель: Другой религией в Японии является БУДДИЗМ . Слайд
В стране параллельно исповедуются два культа: синтоизм и буддизм. Религия синто основывается на мифологии и почитает различные явления природы, горы, лес, реки и родовые божества. Для поклонения богам строились святилища, они были просты, без украшений. Считалось, что храм населен невидимыми божествами природы. Буддизм пришел в Японию из Китая и стал второй религией.
Но это мы будем изучать позже в 3 четверти. Посмотрите на содержание уроки с25 по 28.
В основе обеих религий лежит совершенство и гармония. Красота эфемерна. Все пройдет в этом иллюзорном мире и потому не имеет никакой ценности. Как же человеку успеть постичь эту красоту? (Вопрос к учащимся.) Надо спешить налюбоваться прекрасным здесь и сейчас, искать в экзотической природе таинственное, , говорящее только сердцу, потому что все явления мира, в том числе и жизнь человека, - не более чем пузырьки пены на морском песке. Так считают японцы, отражая, таким образом, свое мироощущение в искусстве.
Я могу сейчас добавить два новых слова в азбуку Японии : экзотика и синтоизм.
(Мы запишем в тетрадь на следующем уроке из-а нехватки времени )
Давайте сейчас полюбуемся прекрасным, совершенством и гармонией. За это отвечала третья группа. У них мастер- классы.
Дзю-до – демонстрация приёмов дзю-до
Оригами – демонстрация складывания бабочки под музыку японии
Эти занятием увлечены все японцы: И дети, и взрослые. Существует поверье, что если, например, сложить 1000 журавликов, то к человеку вернется здоровье и исполнится главное желание. Каждый японец знает имя девочки Садако Сасаки, которая пострадала от атомной бомбардировки в Хиросиме в 1945 году. Она успела сделать только 800 журавликов и умерла от лучевой болезни. Девочке поставили памятник: на раскрытых ладонях Садако держит журавлика, устремляющегося в небо. Каждый год возле памятника в день гибели девочки собираются тысячи детей со всей Японии и приносят с собой бумажных журавликов в память о девочке и всех жертвах Хиросимы и Нагасаки.
Сакура - рисование сакуры (бутылкой) под музыку японии
Цветущая сакура – один из символов Японии. В апреле несколько дней вся страна выходит в парки и сады, чтобы полюбоваться розовым цветом декоративной вишни. Сакуре посвящают стихи и песни, в стране цветение сакуры является национальным праздником (слайд).
Переходим к четвёртой группе на стр. 43 начало чтения « в японском календаре каждому году соответствует определённое животное….
Небольшая сценка о японском поверье о 12 – ти животных в календаре.
Заключительная часть урока:
- Вот такая она, Япония. Экзотичная и неповторимая, где древние традиции, верования и мифы переплетаются с современностью.
Япония.
Таинственная, совершенная.
Созерцает, верит, любуется.
Вслушивается в несказанное...
Страна восходящего солнца.
- Так, в чем же загадочность японской души? Какие две религиии существуют я Японии?
Вывод урока: вслушиваться в несказанное, всматриваться в невидимое – вот основы японского мировосприятия .
Выходит девочка Акико.
-Когда гости уходят, хозяева им дарят птичку- журавлика. Считается, что он принесёт людям счастье. Мы дарим вам на память от нашего класса журавликов.
- Саёнара! (До свидания)
Журавлик сегодня стал не только символом счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал ещё и символом надежды.
Рефлексия.
А сейчас ребята, и вы ,уважаемые гости, нашего урока хотела вам предложить оценить наш урок . Нам бы очень хотелось , чтобы наш урок понравился вам, уважаемые гости. Оцените , пожалуйста, свое состояние, свои эмоции, а ребята оценивают результаты своей деятельности.
В корзинке собраны бабочки, посадите их на цветущую сакуру.
Если вы выбираете яркие малиновые бабочки – вам всё понравилось, если вы выбираете зелёные- то нам предстоит поработать над темой.
В это время родительница готовит чайную церемонию.
Д/з: подобрать материал о будущем году по восточному календарю, какое животное, и на с. 44. Вопрос №4 о японской кукле дарума.