kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по открытию нового знания эвристического типа. Тема: Разделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Сформировать понятие о функциях мягкого знака в слове (обозначает мягкость предыдущего согласного, разделительный).
  • Сформировать способ различения функций мягкого знака в слове.
  • Способствовать развитию информационной, коммуникативной компетенций.
  • Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.

I.  Организация «ситуации успеха»

Задание (в парах)

  1. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв и докажите, что нашли правильно: конь, стол, уголь, коньки.
  2. Какую роль играет мягкий знак в данных словах?

Модельный  ответ:

1. Конь, уголь, коньки – в этих словах  букв больше, чем звуков, так как Ь не имеет звука. 2. Ь в данных словах обозначает мягкость предыдущего согласного.

Итак, что вы уже знаете о букве мягкий знак? (заполнение 1й части целеполагающей таблицы)

Что уже знаю

Что не знаю

Что нужно узнать (цель)

  1. Буква Ь не обозначает звука.
  2. Буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного

II. Организация поиска нового знания:

  1. Проблематизация.

Какую роль играет мягкий знак в данных словах: семья, пью, вьётся?

  1. Целеполагание.

Определить, какую роль играет Ь в словах семья, пью, вьётся, пьеса

Заполнение 2й и 3й части  целеполагающей таблицы)

Что уже знаю

Что не знаю

Что нужно узнать (цель)

Буква Ь не обозначает звук.

Буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного

Роль Ь в словах семья, пью, вьётся

Роль Ь в словах семья, пью, вьётся

 Как будем это узнавать?

  1. Планирование.

-  определить количество букв в этих словах,

-  доказать, что звуков столько же, сколько и букв,

-  провести эксперимент: убрать Ь и произнести слово без Ь.

- сделать вывод о роли Ь в этих словах.

  1. Поиск (работа в группах по плану).
  2. Описание нового знания, моделирование.

Описание: Ь после согласных перед гласными Я, Ю, Ё, Е играет разделительную роль.

Модель:

 

  1. Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Что нового вы узнали (что в позиции  перед буквой И после согласного Ь тоже является разделительным)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по открытию нового знания эвристического типа. Тема: Разделительный мягкий знак»


Трифонова Л.А.

Учитель начальных классов

Жетекшинской СОШ г.Павлодара

2015-2016 учебный год


Урок по открытию нового знания эвристического типа.

Литературное чтение, 3 класс

Тема: Ы.Алтынсарин «Умный мальчик». Литературная сказка.

Цель:

  • Сформировать понятие о жанре литературной сказки.

  • Познакомить со сказкой И.Алтынсарина «Умный мальчик».

  • развивать навыки мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, умение выделять главное.

  • Формировать навыки взаимопроверки

  • Способствовать развитию навыков грамотности чтения: лексическое значение слова, тема и идея текста, чтение несплошного текста.

  • Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.


I. Организация «ситуации успеха»

1. Посмотрите на эпиграф к уроку: «Ум хорошо, а два – лучше». Как вы понимаете смысл этого выражения?

(там, где один человек не может придумать, как решить проблему, он может с кем-нибудь посоветоваться)

2. Отгадайте загадку: «Без него голова лишь для шапки нужна». О чем идет речь?

(об уме).

Как вы понимаете, какого человека можно назвать умным?

(который все знает – это не так. Невозможно знать всё одному человеку. Например, я не знаю, что такое синхофазотрон. На этот вопрос мы еще раз попробуем ответить в конце урока)

3. Задание (в парах). Прочтите внимательно тексты и определите, к какому жанру народного творчества они относятся. Как вы это определили? (см. модельный ответ в приложении 1)


текст

признаки жанра

название жанра

«Ум хорошо, а два – лучше»

состоит из двух частей, чему-то учит


«Без него голова лишь для шапки нужна. Без чего?»

описывает предмет, но не называет, и нужно угадать, о чем идет речь


«Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать»

жил-был, в некотором царстве, долго ли коротко ли, стали жить долго и счастливо. есть зачин, сюжет, концовка,



2. У каждого жанра есть свои отличительные особенности (существенные признаки). Какие особенности есть у народной сказки? Чем народная сказка отличается от всех других жанров (от пословицы, от загадки, от рассказа, от стихотворения и т.д.)? Какие виды жанра «народная сказка» вы знаете? Расскажите друг другу в парах о сказке. Схема поможет вам рассказать об этом.









II. Организация поиска нового знания:

  1. Проблематизация.

  2. Перед нами произведение Ы.Алтынсарина «Умный мальчик». К какому виду сказок оно относится?

  3. Целеполагание.

Определить, к какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».

Заполнение 2й и 3й части целеполагающей таблицы


Что уже знаю

Что не знаю

Что нужно узнать (цель)

что такое сказка и

какие виды сказок бывают

К какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».

Какие еще виды сказок бывают

Проанализировать и распознать, к какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».

Вывести, какие ещё виды сказок бывают


  1. Планирование.

Что нужно сделать, для того, чтобы достичь поставленной цели?

  1. Прочесть сказку.

  2. Определить, какие персонажи в сказке, какие уроки, кто написал

  3. Сделать вывод о виде сказки.


  1. Поиск (работа в группах по плану).


Чтение сказки Ы.Алтынсарина «Умный мальчик».

- Каждый ученик читает свою часть сказки, отвечает на вопросы.

- Затем каждый находит напарника, который читал этот же текст, они сопоставляют свои ответы, обсуждают, корректируют. Затем сверяют ответы с модельным ответом, который им дет учитель.

- затем сядятся в группу так, чтобы у всех были разные части сказки.

- в группе по очереди рассказывают свою часть, таким образом они узнают содержание всей сказки. (см. приложение)

- заполняют табличку в группе (на постере):

вид сказки

Кто сочинил








Умный мальчик

Кто действует


Чему учит










  1. Описание нового знания, моделирование.

Посмотрим еще раз на схему «Народная сказка».

Попробуйте определить, к какому виду сказок относится эта сказка? ( ни к какому, так как здесь действуют и люди, и животные, и растение)

Кто написал эту сказку? Ыбрай Алтынсарин

Чему учит сказка?

Чем она отличается от народной? есть автор, ни к какому виду нельзя отнести,

Вывод – это не народная сказка.

А какая?

Это произведение относится к жанру литературная сказка, так как ее написал один человек, и в ней присутствуют признаки разных видов сказки.


Литературная сказка – есть автор, есть урок, нельзя определить вид.


  1. Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр.42-42.

  2. Что нового вы узнали (мы узнали о новом жанре)

III. Рефлексия.

Посмотрите еще раз на эпиграф к нашему уроку. «Ум хорошо, а два – лучше». Как вы теперь понимаете смысл этого выражения? Какого человека можно назвать умным?





приложение 1.


текст

признаки жанра

название жанра

«Ум хорошо, а два – лучше»

состоит из двух частей, чему-то учит

пословица

«И сила уму уступает»

состоит из одной части (часть пословицы)

поговорка

«Без него голова лишь для шапки нужна. Без чего?»

описывает предмет, но не называет, и нужно угадать, о чем идет речь

загадка

«Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать»

жил-был,

сказка


приложение 2.


Вопросы и задания к сказке Ы. Алтынсарина

«Умный мальчик»


1 часть

Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.


Шёл однажды по степи один человек. Вдруг споткнулся о большой камень и упал. Он решил убрать камень с дороги, поднял его и обнаружил под ним сундук. Удивился человек, открыл сундук, а там – змея. Она тут же обвилась вокруг руки своего спасителя и хотела его укусить. Тогда человек воскликнул:

- Я тебя вытащил на свет из темноты, освободил из плена. Разве на добро отвечают злом?

- Конечно, так и надо делать, - ответила змея.

Но человек не мог согласиться с такой несправедливостью и предложил: «Пусть наш спор разрешит тот, кого мы первым встретим». Змея согласилась.



  1. Где человек обнаружил сундук?_____________________________

  2. Замени фразу «освободил из плена» синонимичным выражением (скажи другими словами)

_________________________________________________________

  1. Объясни, как ты понимаешь значение следующих слов (см. словарик):

добро_________________________________________________

зло____________________________________________________

  1. Объясни, почему укус змеи – это зло?

_________________________________________________________

  1. По мнению человека, чем нужно отвечать на добро, чтобы было справедливо?____________________________________________

а по мнению змеи?_______________________________________

  1. О чем договорились человек со змеей? ______________________



  1. Расскажи свою часть сказки в группе и послушай продолжение сказки. Кто первый начнет в вашей группе рассказывать сказку?


Модельный ответ.

    1. Человек обнаружил сундук под камнем, который лежал на степной дороге (если письменно, то кратко: под камнем)

    2. Выпустил на волю, вызволил из заточения, избавил от неволи, выручил из беды.

    3. Добро – хорошее, доброе дело, поступок.

Зло – нечто дурное, вредное.

    1. Укус змеи может оказаться для человека смертельным.

    2. По мнению человека, на добро нужно отвечать добром, а по мнению змеи – злом.

    3. Пусть наш спор разрешит тот, кого мы первым встретим.




2 часть.

Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.


Шли они, шли и увидели верблюда. Человек обратился к нему: «Я освободил змею из плена, а она хочет укусить меня. Разве на добро отвечают злом?» «На добро всегда отвечают злом, - ответил верблюд. – Я всю жизнь помогаю людям, перевожу тяжёлые грузы. Но когда я устаю и хочу немного отдохнуть, они меня бьют. Разве это справедливо?»

Змея тут же с радостью обвилась вокруг шеи человека. Но человек взмолился: «Подожди, надо спросить ещё кого-нибудь». Змея долго не соглашалась, но человек уговорил её.



1. Кого повстречали человек со змеёй?_____________________________

2. Объясни, как ты понимаешь значение следующих слов (см. словарик): добро_________________________________________________

зло____________________________________________________

3. С кем согласен верблюд – со змеёй или с человеком? _______________

4. То, что человек не давал отдохнуть верблюду – это добро или зло?________________

5. Как можно сказать другими словами «человек взмолился»?

______________________________________________________________

6.О чем попросил человек змею?______________________________



  1. Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Расскажи и послушай продолжение сказки.


Модельный ответ

    1. Человек со змеёй повстречали верблюда (здесь и далее: можно и кратким ответом, если будут письменно отвечать (желательно, в PIRLSе они пишут), односложно– верблюда)

    2. Добро – хорошее, доброе дело, поступок.

Зло – нечто дурное, вредное.

    1. Верблюд согласен со змеёй.

    2. Это зло. Всем нужен отдых.

    3. «Человек взмолился» - стал горячо просить, умолять.

    4. Человек попросил змею, чтобы она подождала, пока он спросит ещё кого-нибудь.



3 часть.

Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.


Пошли они дальше и увидели в степи Фруктовое дерево. На вопрос человека «Разве на добро отвечают злом?» оно ответило как верблюд: «На добро отвечают только злом. Я дарю людям свои плоды. Но вместо благодарности они ломают ветки, а то, что не могут съесть, бросают на землю».

Змея крепче сжала шею своего спасителя, но человек опять уговорил её подождать. И тут они увидели собаку. Человек очень обрадовался, он думал, что она выручит его из беды. Но собака сказала: «Да, на добро отвечают злом. Я днём и ночью охраняла юрту и скот хозяина, а когда я состарилась, он выгнал меня».



1. Кого повстречали человек со змеёй?_____________________________

2. Объясни, как ты понимаешь значение следующих слов (см. словарик): добро_________________________________________________

зло____________________________________________________

3. С кем согласно Фруктовое дерево – со змеёй или с человеком? _______________________________________

4. То, что человек ломал ветки и выбрасывал яблоки – это добро или зло?________________

5. Как можно сказать другими словами «выручит из беды»?

______________________________________________________________

6. С кем согласна собака – со змеёй или с человеком? Почему?



7. Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Расскажи и послушай продолжение сказки.


Модельный ответ


  1. Человек со змеёй повстречали Фруктовое дерево, а потом – собаку.

  2. Добро – хорошее, доброе дело, поступок.

Зло – нечто дурное, вредное.

  1. Фруктовое дерево согласно со змеёй: на добро отвечают злом.

  2. То, что человек ломал ветки и выбрасывал яблоки – это зло.

  3. «Выручит из беды» – поможет в трудный момент, спасёт.

  4. Собака согласна со змеёй: на добро отвечают злом. Потому что с ней так поступили.



4 часть.

Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.


Что делать бедному человеку? Он потерял всякую надежду. И вдруг увидел, что по дороге идёт группа ребят. Один из мальчиков поздоровался. Тогда человек обратился к нему с просьбой разрешить спор о том, чем нужно отвечать на добро. Он рассказал, что он нашел сундук, освободил змею, а она хочет его укусить. Внимательно выслушав историю, ребёнок воскликнул: «Я не верю! Разве может такая большая змея поместиться в этом маленьком сундучке? Пусть она покажет, как лежала здесь до встречи с вами»

Но как только змея заползла в сундук, мальчик тут же захлопнул крышку, щёлкнул замком и сказал человеку: «Отнесите этот сундук туда, где он лежал».




  1. Что потерял человек? Как ты понимаешь это слово (см. словарик)?

________________________________________________________

2. Кого повстречали человек со змеёй?_____________________________

3. Как можно сказать другими словами «разрешить спор»?_________


4. Что воскликнул мальчик, когда услышал историю человека и змеи? ____________________________

5. Почему мальчик так воскликнул?

______________________________________________________________

______________________________________________________________



6. Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Послушай начало сказки и расскажи продолжение.


Модельный ответ.


  1. Человек потерял надежду. Надежда – вера в успех, благополучие.

  2. Человек со змеёй встретили группу ребят.

  3. «Разрешить спор» - решить, кто из них прав.

  4. Я не верю! – он воскликнул только эти слова. (Следующее предложение повествовательное)

  5. Чтобы показать свое удивление, изумление, неверие в то, что она действительно там была

  6. Чтобы доказать мальчику, что она может поместиться в сундуке.

  7. Змея – это хищник. Она не станет соображать о том, что человек её выручил. Она укусит любого. Мальчик был умный. Он понимал, что человека можно спасти. Но для этого змея снова должна оказаться в плену, т.е. в сундуке.



Приложение 3.

Толковый словарик

к сказке Ы. Алтынсарина «Умный мальчик»


Сундук – ящик с крышкою на петлях и замком, обычно окованный и со

скобами, для хранения вещей.


Плен – лишение свободы.


Добро – хорошее, доброе дело, поступок.


Зло – нечто дурное, вредное.


Взмолиться – горячо просить, умолять кого-либо.


Беда – несчастный случай, несчастье, горе.


Надежда – вера в успех, благополучие.


История – происшествие, событие.


Спор – столкновение мнений, разногласие.


Просьба – обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить желание.


Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное 

добро, внимание, услугу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по открытию нового знания эвристического типа. Тема: Разделительный мягкий знак

Автор: Трифонова Людмила Александровна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства