Урок по открытию нового знания эвристического типа. Тема: Разделительный мягкий знак
Урок по открытию нового знания эвристического типа. Тема: Разделительный мягкий знак
Цель:
Сформировать понятие о функциях мягкого знака в слове (обозначает мягкость предыдущего согласного, разделительный).
Сформировать способ различения функций мягкого знака в слове.
Способствовать развитию информационной, коммуникативной компетенций.
Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.
I. Организация «ситуации успеха»
Задание (в парах)
Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв и докажите, что нашли правильно: конь, стол, уголь, коньки.
Какую роль играет мягкий знак в данных словах?
Модельный ответ:
1. Конь, уголь, коньки – в этих словах букв больше, чем звуков, так как Ь не имеет звука. 2. Ь в данных словах обозначает мягкость предыдущего согласного.
Итак, что вы уже знаете о букве мягкий знак? (заполнение 1й части целеполагающей таблицы)
Способствовать развитию навыков грамотности чтения: лексическое значение слова, тема и идея текста, чтение несплошного текста.
Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.
I. Организация «ситуации успеха»
1. Посмотрите на эпиграф к уроку: «Ум хорошо, а два – лучше». Как вы понимаете смысл этого выражения?
(там, где один человек не может придумать, как решить проблему, он может с кем-нибудь посоветоваться)
2. Отгадайте загадку: «Без него голова лишь для шапки нужна». О чем идет речь?
(об уме).
Как вы понимаете, какого человека можно назвать умным?
(который все знает – это не так. Невозможно знать всё одному человеку. Например, я не знаю, что такое синхофазотрон. На этот вопрос мы еще раз попробуем ответить в конце урока)
3. Задание (в парах). Прочтите внимательно тексты и определите, к какому жанру народного творчества они относятся. Как вы это определили? (см. модельный ответ в приложении 1)
текст
признаки жанра
название жанра
«Ум хорошо, а два – лучше»
состоит из двух частей, чему-то учит
«Без него голова лишь для шапки нужна. Без чего?»
описывает предмет, но не называет, и нужно угадать, о чем идет речь
«Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать»
жил-был, в некотором царстве, долго ли коротко ли, стали жить долго и счастливо. есть зачин, сюжет, концовка,
2. У каждого жанра есть свои отличительные особенности (существенные признаки). Какие особенности есть у народной сказки? Чем народная сказка отличается от всех других жанров (от пословицы, от загадки, от рассказа, от стихотворения и т.д.)? Какие виды жанра «народная сказка» вы знаете? Расскажите друг другу в парах о сказке. Схема поможет вам рассказать об этом.
II. Организация поиска нового знания:
Проблематизация.
Перед нами произведение Ы.Алтынсарина «Умный мальчик». К какому виду сказок оно относится?
Целеполагание.
Определить, к какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».
Заполнение 2й и 3й части целеполагающей таблицы
Что уже знаю
Что не знаю
Что нужно узнать (цель)
что такое сказка и
какие виды сказок бывают
К какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».
Какие еще виды сказок бывают
Проанализировать и распознать, к какому виду сказок можно отнести произведение И.Алтынсарина «Умный мальчик».
Вывести, какие ещё виды сказок бывают
Планирование.
Что нужно сделать, для того, чтобы достичь поставленной цели?
Прочесть сказку.
Определить, какие персонажи в сказке, какие уроки, кто написал
Сделать вывод о виде сказки.
Поиск (работа в группах по плану).
Чтение сказки Ы.Алтынсарина «Умный мальчик».
- Каждый ученик читает свою часть сказки, отвечает на вопросы.
- Затем каждый находит напарника, который читал этот же текст, они сопоставляют свои ответы, обсуждают, корректируют. Затем сверяют ответы с модельным ответом, который им дет учитель.
- затем сядятся в группу так, чтобы у всех были разные части сказки.
- в группе по очереди рассказывают свою часть, таким образом они узнают содержание всей сказки. (см. приложение)
- заполняют табличку в группе (на постере):
вид сказки
Кто сочинил
Умный мальчик
Кто действует
Чему учит
Описание нового знания, моделирование.
Посмотрим еще раз на схему «Народная сказка».
Попробуйте определить, к какому виду сказок относится эта сказка? ( ни к какому, так как здесь действуют и люди, и животные, и растение)
Кто написал эту сказку? Ыбрай Алтынсарин
Чему учит сказка?
Чем она отличается от народной? есть автор, ни к какому виду нельзя отнести,
Вывод – это не народная сказка.
А какая?
Это произведение относится к жанру литературная сказка, так как ее написал один человек, и в ней присутствуют признаки разных видов сказки.
Литературная сказка – есть автор, есть урок, нельзя определить вид.
Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр.42-42.
Что нового вы узнали (мы узнали о новом жанре)
III. Рефлексия.
Посмотрите еще раз на эпиграф к нашему уроку. «Ум хорошо, а два – лучше». Как вы теперь понимаете смысл этого выражения? Какого человека можно назвать умным?
приложение 1.
текст
признаки жанра
название жанра
«Ум хорошо, а два – лучше»
состоит из двух частей, чему-то учит
пословица
«И сила уму уступает»
состоит из одной части (часть пословицы)
поговорка
«Без него голова лишь для шапки нужна. Без чего?»
описывает предмет, но не называет, и нужно угадать, о чем идет речь
загадка
«Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать»
жил-был,
сказка
приложение 2.
Вопросы и задания к сказке Ы. Алтынсарина
«Умный мальчик»
1 часть
Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.
Шёл однажды по степи один человек. Вдруг споткнулся о большой камень и упал. Он решил убрать камень с дороги, поднял его и обнаружил под ним сундук. Удивился человек, открыл сундук, а там – змея. Она тут же обвилась вокруг руки своего спасителя и хотела его укусить. Тогда человек воскликнул:
- Я тебя вытащил на свет из темноты, освободил из плена. Разве на добро отвечают злом?
- Конечно, так и надо делать, - ответила змея.
Но человек не мог согласиться с такой несправедливостью и предложил: «Пусть наш спор разрешит тот, кого мы первым встретим». Змея согласилась.
Где человек обнаружил сундук?_____________________________
Замени фразу «освободил из плена» синонимичным выражением (скажи другими словами)
По мнению человека, чем нужно отвечать на добро, чтобы было справедливо?____________________________________________
а по мнению змеи?_______________________________________
О чем договорились человек со змеей? ______________________
Расскажи свою часть сказки в группе и послушай продолжение сказки. Кто первый начнет в вашей группе рассказывать сказку?
Модельный ответ.
Человек обнаружил сундук под камнем, который лежал на степной дороге (если письменно, то кратко: под камнем)
Выпустил на волю, вызволил из заточения, избавил от неволи, выручил из беды.
Добро – хорошее, доброе дело, поступок.
Зло – нечто дурное, вредное.
Укус змеи может оказаться для человека смертельным.
По мнению человека, на добро нужно отвечать добром, а по мнению змеи – злом.
Пусть наш спор разрешит тот, кого мы первым встретим.
2 часть.
Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.
Шли они, шли и увидели верблюда. Человек обратился к нему: «Я освободил змею из плена, а она хочет укусить меня. Разве на добро отвечают злом?» «На добро всегда отвечают злом, - ответил верблюд. – Я всю жизнь помогаю людям, перевожу тяжёлые грузы. Но когда я устаю и хочу немного отдохнуть, они меня бьют. Разве это справедливо?»
Змея тут же с радостью обвилась вокруг шеи человека. Но человек взмолился: «Подожди, надо спросить ещё кого-нибудь». Змея долго не соглашалась, но человек уговорил её.
1. Кого повстречали человек со змеёй?_____________________________
2. Объясни, как ты понимаешь значение следующих слов (см. словарик): добро_________________________________________________
6.О чем попросил человек змею?______________________________
Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Расскажи и послушай продолжение сказки.
Модельный ответ
Человек со змеёй повстречали верблюда (здесь и далее: можно и кратким ответом, если будут письменно отвечать (желательно, в PIRLSе они пишут), односложно– верблюда)
Добро – хорошее, доброе дело, поступок.
Зло – нечто дурное, вредное.
Верблюд согласен со змеёй.
Это зло. Всем нужен отдых.
«Человек взмолился» - стал горячо просить, умолять.
Человек попросил змею, чтобы она подождала, пока он спросит ещё кого-нибудь.
3 часть.
Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.
Пошли они дальше и увидели в степи Фруктовое дерево. На вопрос человека «Разве на добро отвечают злом?» оно ответило как верблюд: «На добро отвечают только злом. Я дарю людям свои плоды. Но вместо благодарности они ломают ветки, а то, что не могут съесть, бросают на землю».
Змея крепче сжала шею своего спасителя, но человек опять уговорил её подождать. И тут они увидели собаку. Человек очень обрадовался, он думал, что она выручит его из беды. Но собака сказала: «Да, на добро отвечают злом. Я днём и ночью охраняла юрту и скот хозяина, а когда я состарилась, он выгнал меня».
1. Кого повстречали человек со змеёй?_____________________________
2. Объясни, как ты понимаешь значение следующих слов (см. словарик): добро_________________________________________________
6. С кем согласна собака – со змеёй или с человеком? Почему?
7. Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Расскажи и послушай продолжение сказки.
Модельный ответ
Человек со змеёй повстречали Фруктовое дерево, а потом – собаку.
Добро – хорошее, доброе дело, поступок.
Зло – нечто дурное, вредное.
Фруктовое дерево согласно со змеёй: на добро отвечают злом.
То, что человек ломал ветки и выбрасывал яблоки – это зло.
«Выручит из беды» – поможет в трудный момент, спасёт.
Собака согласна со змеёй: на добро отвечают злом. Потому что с ней так поступили.
4 часть.
Прочитай отрывок из сказки Ы. Алтынсарина «Умный мальчик», ответь на вопросы и выполни задание.
Что делать бедному человеку? Он потерял всякую надежду. И вдруг увидел, что по дороге идёт группа ребят. Один из мальчиков поздоровался. Тогда человек обратился к нему с просьбой разрешить спор о том, чем нужно отвечать на добро. Он рассказал, что он нашел сундук, освободил змею, а она хочет его укусить. Внимательно выслушав историю, ребёнок воскликнул: «Я не верю! Разве может такая большая змея поместиться в этом маленьком сундучке? Пусть она покажет, как лежала здесь до встречи с вами»
Но как только змея заползла в сундук, мальчик тут же захлопнул крышку, щёлкнул замком и сказал человеку: «Отнесите этот сундук туда, где он лежал».
Что потерял человек? Как ты понимаешь это слово (см. словарик)?
6. Какая часть сказки у тебя? Каким по счету ты будешь рассказывать свою часть сказки в группе? Послушай начало сказки и расскажи продолжение.
Модельный ответ.
Человек потерял надежду. Надежда – вера в успех, благополучие.
Человек со змеёй встретили группу ребят.
«Разрешить спор» - решить, кто из них прав.
Я не верю! – он воскликнул только эти слова. (Следующее предложение повествовательное)
Чтобы показать свое удивление, изумление, неверие в то, что она действительно там была
Чтобы доказать мальчику, что она может поместиться в сундуке.
Змея – это хищник. Она не станет соображать о том, что человек её выручил. Она укусит любого. Мальчик был умный. Он понимал, что человека можно спасти. Но для этого змея снова должна оказаться в плену, т.е. в сундуке.
Приложение 3.
Толковый словарик
к сказке Ы. Алтынсарина «Умный мальчик»
Сундук – ящик с крышкою на петлях и замком, обычно окованный и со
скобами, для хранения вещей.
Плен – лишение свободы.
Добро – хорошее, доброе дело, поступок.
Зло – нечто дурное, вредное.
Взмолиться – горячо просить, умолять кого-либо.
Беда – несчастный случай, несчастье, горе.
Надежда – вера в успех, благополучие.
История – происшествие, событие.
Спор – столкновение мнений, разногласие.
Просьба – обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить желание.
Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное