1) Предлагается сравнить ответ учеников со схемой в учебнике. Задание: открыть учебники на с. 15, рассмотреть схему. 2) Правы ли вы были? 3) Как сказать кратко, что растет в огороде? 4) Что растет в саду? 5) Что растет в лесу? 6) Приведите свои примеры к каждой группе. 7) Все, что перечислено, мы называем “дарами природы”. Почему? 8) Учитель предлагает, используя загадки, проверить, как дети знают овощи и фрукты. Ученики называют отгадку и говорят овощ это или фрукт. А) На грядке привалился на бочок Солидный крутолобый… (кабачок) Б) Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней… (помидора) В) От частой поливки Едва не промокла Мохнатая, темно – лиловая …(свекла) Г) В бочке я моченое, В печке я печеное. Я не золотое, Я не восковое, Я на дереве вишу, Круглое, большое. У меня румяный бок, Откуси – и брызнет сок Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? (яблоко) Д) Голова на ножке, Одежка на одежке. Резаная, мятая – Накормлю салатом я. А заквасите под гнет – Угощайтесь целый год. Пироги пеките. Кто я, назовите? (капуста) Е) Над землей торчит перо, А в земле головка, Защищаюсь я хитро, Защищаюсь ловко. Вы рубашки золотой Лучше не снимайте: Брызну горькою слезой – Плакать помогайте. Бью микробов наповал, Помните и знайте. Что за овощ я такой? Дети, отгадайте. (лук) Ж) Родился на лиане я, Нас в грозди – целая семья! От сорта все: и вкус, и цвет, Люблю тепло, а холод – нет. В изюм сушеный превращусь, На соки вкусные гожусь. Скажи “киш-миш” и улыбнись, Названье дать мне потрудись. (виноград) З) Кожура оранжевого цвета На меня совсем не зря надета. Видно, чтобы кисло-сладкий сок Из меня пролиться бы не смог. И на дольки тоже я делюсь не зря, Чтоб удобней было съесть меня, друзья! В жарких странах зрею, а потом, Окажусь я в уголке любом, К вам на стол, ребятки, закачусь. Угадать сумейте: как зовусь? (апельсин) И) Не спрячусь под густой листвой, Сверкаю желтой кожурой. Я витаминами богат, Лечить вас от болезней рад. На вкус я кислый очень, Добавьте в чай кусочек – И будет чай вкусней вдвойне… Как я зовусь? – Скажите мне. (лимон) Вопрос учителя: 1) - А по какому признаку вы определяли принадлежность к группе овощей и фруктов? На столах лежат листочки бумаги, на которых изображены силуэты овощей или фруктов. Задача детей - определить, что это за фрукт или овощ и раскрасить карандашами соответствующего цвета. Взаимопроверка: взять в руки рисунки, повернуться друг к другу лицом и рассказать своему соседу по парте что получилось. 1) По результатам выполненного задания класс делиться на две команды: “Овощи” и “Фрукты”. Нужно выйти к доске и построиться друг за другом: справа “Овощи”, слева – “Фрукты”. Учитель предлагает правила игры: Выбираются капитаны. Они будут контролерами. Командам дается задание: лежащие в корзине предметы, распределить на две группы по принадлежности: 1 команда собирает овощи, 2 команда - фрукты. Выигрывает та команда, которая как можно правильнее выполнит задание, а капитаны проверят правильность выполнения у команды - соперницы. 2) Учитель задает вопрос: - Как вы думаете, какие овощи нужнее человеку? Чтобы ответить на него, предлагается посмотреть инсценировку. Ведущий. Собирают осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. И мы тебя встречаем Богатым урожаем. Осень. Урожай у вас хорош, Уродился густо: И морковка, и картошка, Белая капуста, Баклажаны синие, Красный помидор Затевают длинный И серьезный спор. Морковь. Кто из нас, из овощей И вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях Будет всех полезней? Осень. Выскочил горошек – Ну и хвастунишка! Горошек. Я такой хорошенький, Зелененький мальчишка. Если только захочу Всех горошком угощу! Осень. От обиды покраснев, Свекла вдруг сказала: Свекла. Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала. Надо свеклу для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай – Лучше свеклы нету! Огурец. Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный. А уж свежий огурец Всем понравится, конечно! Редиска. Я – румяная редиска Поклонюсь вам низко-низко, А хвалить себя зачем? Я и так известна всем. Морковь Про меня рассказ недлинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку - Будешь ты всегда, дружок, Крепким, сильным. Ловким! Осень. Тут надулся помидор И промолвил строго. Помидор. Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный Уж, конечно. Сок томатный. Все овощи. Витаминов много в нем, Мы его охотно пьем. Осень. У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще. И тогда как верный друг К вам придет зеленый… Все. Лук! Лук. Я приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? – Я вам друг, Я – простой зеленый лук! Картошка. Я, картошка, так скромна, Слова не сказала. Но картошка так нужна И большим, и малым! Осень. Спор давно кончать пора. Все. Спорить бесполезно. Кто-то, кажется, стучит. Это доктор Айболит. Доктор Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья? Лук. Кто из нас, из овощей, Всех вкусней и всех важней? Морковка. Кто при всех болезнях Будет вам полезней? Доктор Айболит. Чтоб здоровым. Сильным быть Надо овощи любить Все, без исключения, В этом нет сомнения. В каждом польза есть и вкус, И судить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас важнее? Какие же овощи полезнее? Для чего нужны овощи и фрукты? Отработка умения задавать вопросы по теме. - Я сегодня задавала вам вопросы, а теперь попробуйте сами спросить друг друга по теме урока. Правила игры. Ведущий загадывает овощ или фрукт, а дети задают ему вопросы, по ответам на которые должны отгадать, о чем идет речь. Ведущий может отвечать на вопросы только “да” или “нет”. Подведение итогов урока. 1. Чем занимались сегодня на уроке? 2. Узнали ли вы что-то новое для себя? 3. Какие задания понравились больше всего? 4. Что не понравилось? 5. Что показалось трудным? Учитель благодарит ребят за работу. |