kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Обыкновенное чудо-соль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тем: Обыкновенное чудо- соль.

Цели:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учеб­ным предметам естественно-научного цикла;
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и раз­витие навыков самостоятельной работы с ней.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока
  3. Что такое соль.
  4. Соль в организме человека.
  5. Добыча каменной соли.
  6. Подведение итогов.                         

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Ой вы, гой-еси, дети милые,

Ой вы, гой-еси, гости званные,

 Как вы спросите, а зачем же мы

  Нарядились так,  приукрасились?

  А расскажем мы нынче сказочку,

  Может сказочку, может быль пойдет.

  И не быль совсем- правда чистая.

   Мы расскажем вам, вы послушайте.

«СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ И КАМЕННОЙ СОЛИ»

    Однажды в одной местности было землетрясение. После этого проходил там человек. Видит на дороге разбросаны красивые белые и черные камни. Он поднял их и отнес       домой. Дома жена начала бранить мужа за то, что он принес эти камни в дом. Она говорила, что от них нет никакой пользы. Однажды, когда мужа не было дома, жена решила выбросить камни: черный она бросила в печку, а белый у нее выпал из рук на стол и разбился на мелкие-мелкие кристаллики.

   Несколько кристалликов попало в тарелку с супом. Придя на обед домой, муж заметил, что дома тепло, а суп очень вкусный. Он спросил у жены, и она все ему рассказала. Тогда он понял, что все дело в белом и черном камнях.

   С тех пор все люди используют каменный уголь- для тепла, а каменную соль для пищи.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ   УРОКА.
    • И сегодня на нашем очередном заседании клуба «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» мы будем исследовать обыкновенное чудо-  СОЛЬ.
  2. ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ.

-Ребята, что же такое соль? Что вы о ней знаете?

  1. Высказывания детей.
  2. Работа со словарями.

Словарь В. ДАЛЯ.

Соль- составное вещество, соединение щелочи и кислоты в  одно, по химическому сродству. Известная приправа нашей пищи.

Словарь С.И.Ожигова

Соль-белое, кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющийся в воде. Вещество, употребляемое как приправа к пище

                   3.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

-О соли русский народ сложил много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:

ХЛЕБ- СОЛЬ КУШАЙ,
А ПРАВДУ СЛУШАЙ.

               ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДЯТ,

А ССОРУ ВЫВОДЯТ

БЕЗ СОЛИ И ХЛЕБА-
ПОЛОВИНА ОБЕДА.

                  ЛИШКУ НЕ СОЛИ ЩЕЙ,
                        А КОМУ НАДО НА СТОЛЕ
ПОСОЛЯТ.

ПОДНЕСТИ  КОМУ ХЛЕБ-СОЛЬ.

(В старину был русский обычай, который живет и теперь- подносить при торжественной встрече  хлеб и соль, тому, кого принимают с почестями)

              4.ОБОБЩЕНИЕ.

И так, ребята. Соль- это кристаллическое вещество, которое хорошо растворяется в воде. Ее много в морях, куда она попадает из притоков. В свою очередь, речная вода впитывает ее из почвы,  по которой протекает.

Соль, или хлористый натрий, вещество, черезвычайно важное для жизни.

Перейдем к рассматриванию образцов соли. СОЛЬ?    Откройте папки и внимательно рассмотрите рисунки.

IV.СОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.

-Ребята, как вы думаете. Действительно ли так необходима соль?

(высказывания детей)

1. ИГРА «ДОМИНО»

-Сейчас мы с вами проведем игру, которая называется «ДОМИНО». Правила этой игры таковы:

На карточках написаны вопросы и ответы. И как в игре «ДОМИНО», каждому вопросу соответствует один правильный ответ. Я приглашаю сюда:……………………

Прочитайте 1 вопрос.

У кого ответ на этот вопрос? Зачитайте его.

ВОПРОС.1

Тело человека содержит около

47 л воды. Но эта жидкость тела

человека – не чистая вода. На са-

мом деле это- солевой раствор.

Почему это так?

ОТВЕТ. 1

Все животные, обитающие на

земле, включая человека, -                                                

потомки организмов, которые

появились и жили в море.

Жидкость тела этих созданий                                                      

была морской водой.

Переселившись на сушу

они сохранили морскую

воду в качестве жидкости

своего тела.

ВОПРОС 2.

Почему животные, питающиеся                                          

  растениями, нуждаются в соли?

ОТВЕТ 2.

Организм животных каждый

день теряет определенное

количество жидкости,

содержащей соли, и раститель-

ная пища не восполняет ее.

ВОПРОС 3.

Есть ли жизнь в Мертвом море?

ОТВЕТ 3.

Мертвое море- одно из самых странных                         

   водоемов на Земле. Ни одно животное не

может существовать в нем. Озеро очень

соленое, отсюда и такое название-

МЕРТВОЕ МОРЕ.

ВОПРОС 4.

Почему при некоторых болезнях

врачи нередко назначают

бессолевые диеты?

ОТВЕТ 4.

Соль удаляется  из организма,

главным образом, через почки.

Если у человека больны почки,                                                 

 ему назначают диету с маленьким

содержанием соли, чтобы не

перегружать их.

2. ОБОБЩЕНИЕ.

В человеческом организме содержится довольно много соли. Есть она и в натуральных продуктах питания. Соль, которую мы едим, в  основном добывают из морской воды. Один литр содержит 30-40 граммов соли.

V. Добыча каменной соли.

-Добывают соль выпариванием из соленых озер и еще в соляных копях.

-Давайте посмотрим, как это происходит:

-Прежде чем мы начнем проводить опыт, мы должны подумать о технике безопасности.Рядом не должны находиться предметы легко воспламеняющиеся, т. к. мы будем пользоваться спиртовкой и сухим горючим.

1.ОПЫТ.

                         1.Возьмем измерительный стакан. С помощью мензурки нальем небольшое количество воды. Мерной ложечкой добавим соль и стеклянной палочкой размешаем ее до полного растворения. Получился солевой раствор.

                     2.     Зажжем спиртовку, в которой находится             сухое горючие.

  1. Берем предметное стекло и специальный держатель т. к. мы будем стекло нагревать.
  2. С помощью стеклянной палочки перенесем несколько капель  раствора на предметное стекло.
  3. А теперь, мы будем нагревать этот раствор

т. е. выпаривать.

ВЫВОД: Примерно так, только в больших количествах добывают соль.

2.СООБЩЕНИЯ.

(Ребята читают доклады, приготовленные к этому занятию)

3.ЭТО ИНТЕРЕСНО!

«СЕЛЕНИЕ ИЗ СОЛИ»

В Алжире есть селение ФАЗИ, где все дома от фундамента до крыши,даже крепость с башнею и стена вокруг нее сделаны из обычной каменной соли. В этих местах так редко выпадают дожди, что необычный строительный материал вполне себя оправдывает. Вот почему селение из соли существует много лет.                 

4.ПОДЕЛКИ ИЗ СОЛИ.

- Ребята, посмотрите какие интересные и необычные поделки из соли можно сделать на уроках труда своими руками. Их можно использовать в качестве украшения.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • О чем же мы сегодня говорили на нашем занятии?
  • Я вам немного подскажу.
  • О том, что из воды родится, а воды боится.
  • О том, что можно обнаружить и в толще земли, и в облаках, и в капле росы
  • Или о том:

Без чего не создашь многоцветия красок, целительных лекарств, сверкающего стекла.

О том, что садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками.

О том, что говорят, надо съесть пуд соли, чтобы узнать человека.

Литература:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М,1995.
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /Сост. Шалаева Г., -М., 1994.
  3. Волина В. Учимся играя. –М., 1994
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Обыкновенное чудо-соль" »


Тем: Обыкновенное чудо- соль.

Цели:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учеб­ным предметам естественно-научного цикла;

  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и раз­витие навыков самостоятельной работы с ней.

План урока.

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы урока

  3. Что такое соль.

  4. Соль в организме человека.

  5. Добыча каменной соли.

  6. Подведение итогов.




  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Ой вы, гой-еси, дети милые,

Ой вы, гой-еси , гости званные,

Как вы спросите, а зачем же мы

Нарядились так, приукрасились?

А расскажем мы нынче сказочку,

Может сказочку, может быль пойдет.

И не быль совсем- правда чистая.

Мы расскажем вам, вы послушайте.


«СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ И КАМЕННОЙ СОЛИ»

Однажды в одной местности было землетрясение. После этого проходил там человек. Видит на дороге разбросаны красивые белые и черные камни. Он поднял их и отнес домой. Дома жена начала бранить мужа за то, что он принес эти камни в дом. Она говорила, что от них нет никакой пользы. Однажды, когда мужа не было дома, жена решила выбросить камни: черный она бросила в печку, а белый у нее выпал из рук на стол и разбился на мелкие-мелкие кристаллики.

Несколько кристалликов попало в тарелку с супом. Придя на обед домой, муж заметил, что дома тепло, а суп очень вкусный. Он спросил у жены, и она все ему рассказала. Тогда он понял, что все дело в белом и черном камнях.

С тех пор все люди используют каменный уголь- для тепла, а каменную соль для пищи.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

    • И сегодня на нашем очередном заседании клуба «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» мы будем исследовать обыкновенное чудо- СОЛЬ.

  2. ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ.

-Ребята, что же такое соль? Что вы о ней знаете?

      1. Высказывания детей.

      2. Работа со словарями.




Словарь В. ДАЛЯ.

Соль- составное вещество, соединение щелочи и кислоты в одно, по химическому сродству. Известная приправа нашей пищи.

Словарь С.И.Ожигова

Соль-белое, кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющийся в воде. Вещество, употребляемое как приправа к пище

3.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

-О соли русский народ сложил много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:


ХЛЕБ- СОЛЬ КУШАЙ,
А ПРАВДУ СЛУШАЙ.

ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДЯТ,

А ССОРУ ВЫВОДЯТ

БЕЗ СОЛИ И ХЛЕБА-
ПОЛОВИНА ОБЕДА.

ЛИШКУ НЕ СОЛИ ЩЕЙ,
А КОМУ НАДО НА СТОЛЕ
ПОСОЛЯТ.

ПОДНЕСТИ КОМУ ХЛЕБ-СОЛЬ.

(В старину был русский обычай, который живет и теперь- подносить при торжественной встрече хлеб и соль, тому, кого принимают с почестями)


4.ОБОБЩЕНИЕ.


И так, ребята. Соль- это кристаллическое вещество, которое хорошо растворяется в воде. Ее много в морях, куда она попадает из притоков. В свою очередь, речная вода впитывает ее из почвы, по которой протекает.

Соль, или хлористый натрий, вещество, черезвычайно важное для жизни.



Перейдем к рассматриванию образцов соли. СОЛЬ? Откройте папки и внимательно рассмотрите рисунки.

IV.СОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.

-Ребята, как вы думаете. Действительно ли так необходима соль?



(высказывания детей)


1. ИГРА «ДОМИНО»

-Сейчас мы с вами проведем игру, которая называется «ДОМИНО». Правила этой игры таковы:

На карточках написаны вопросы и ответы. И как в игре «ДОМИНО», каждому вопросу соответствует один правильный ответ. Я приглашаю сюда:……………………

Прочитайте 1 вопрос.

У кого ответ на этот вопрос? Зачитайте его.

ВОПРОС.1

Тело человека содержит около

47 л воды. Но эта жидкость тела

человека – не чистая вода. На са-

мом деле это- солевой раствор.

Почему это так?


ОТВЕТ. 1

Все животные, обитающие на

земле, включая человека, -

потомки организмов, которые

появились и жили в море.

Жидкость тела этих созданий

была морской водой.

Переселившись на сушу

они сохранили морскую

воду в качестве жидкости

своего тела.


ВОПРОС 2.

Почему животные, питающиеся

растениями, нуждаются в соли?


ОТВЕТ 2.

Организм животных каждый

день теряет определенное

количество жидкости,

содержащей соли, и раститель-

ная пища не восполняет ее.

ВОПРОС 3.

Есть ли жизнь в Мертвом море?



ОТВЕТ 3.

Мертвое море- одно из самых странных

водоемов на Земле. Ни одно животное не

может существовать в нем. Озеро очень

соленое, отсюда и такое название-

МЕРТВОЕ МОРЕ.



ВОПРОС 4.

Почему при некоторых болезнях

врачи нередко назначают

бессолевые диеты?



ОТВЕТ 4.

Соль удаляется из организма,

главным образом, через почки.

Если у человека больны почки,

ему назначают диету с маленьким

содержанием соли, чтобы не

перегружать их.



2. ОБОБЩЕНИЕ.


В человеческом организме содержится довольно много соли. Есть она и в натуральных продуктах питания. Соль, которую мы едим, в основном добывают из морской воды. Один литр содержит 30-40 граммов соли.


V. Добыча каменной соли.



-Добывают соль выпариванием из соленых озер и еще в соляных копях.

-Давайте посмотрим, как это происходит:

-Прежде чем мы начнем проводить опыт, мы должны подумать о технике безопасности .Рядом не должны находиться предметы легко воспламеняющиеся, т. к. мы будем пользоваться спиртовкой и сухим горючим.

1.ОПЫТ.


1.Возьмем измерительный стакан. С помощью мензурки нальем небольшое количество воды. Мерной ложечкой добавим соль и стеклянной палочкой размешаем ее до полного растворения. Получился солевой раствор.

2. Зажжем спиртовку, в которой находится сухое горючие.

      1. Берем предметное стекло и специальный держатель т. к. мы будем стекло нагревать.

      2. С помощью стеклянной палочки перенесем несколько капель раствора на предметное стекло.

      3. А теперь, мы будем нагревать этот раствор

т. е. выпаривать.



ВЫВОД: Примерно так, только в больших количествах добывают соль.


2.СООБЩЕНИЯ.


(Ребята читают доклады, приготовленные к этому занятию)


3.ЭТО ИНТЕРЕСНО!


«СЕЛЕНИЕ ИЗ СОЛИ»

В Алжире есть селение ФАЗИ, где все дома от фундамента до крыши ,даже крепость с башнею и стена вокруг нее сделаны из обычной каменной соли. В этих местах так редко выпадают дожди, что необычный строительный материал вполне себя оправдывает. Вот почему селение из соли существует много лет.







4.ПОДЕЛКИ ИЗ СОЛИ.

- Ребята, посмотрите какие интересные и необычные поделки из соли можно сделать на уроках труда своими руками. Их можно использовать в качестве украшения.











VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    • О чем же мы сегодня говорили на нашем занятии?

    • Я вам немного подскажу.

    • О том, что из воды родится, а воды боится.

    • О том, что можно обнаружить и в толще земли, и в облаках, и в капле росы

    • Или о том:

Без чего не создашь многоцветия красок, целительных лекарств, сверкающего стекла.

О том, что садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками.

О том, что говорят, надо съесть пуд соли, чтобы узнать человека.


Литература:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М,1995.

  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /Сост. Шалаева Г., -М., 1994.

  3. Волина В. Учимся играя. –М., 1994



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по окружающему миру "Обыкновенное чудо-соль"

Автор: Мамурова Лариса Николаевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства