Тем: Обыкновенное чудо- соль.
Цели:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
План урока.
- Организационная часть.
- Сообщение темы урока
- Что такое соль.
- Соль в организме человека.
- Добыча каменной соли.
- Подведение итогов.
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Ой вы, гой-еси, дети милые,
Ой вы, гой-еси, гости званные,
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядились так, приукрасились?
А расскажем мы нынче сказочку,
Может сказочку, может быль пойдет.
И не быль совсем- правда чистая.
Мы расскажем вам, вы послушайте.
«СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ И КАМЕННОЙ СОЛИ»
Однажды в одной местности было землетрясение. После этого проходил там человек. Видит на дороге разбросаны красивые белые и черные камни. Он поднял их и отнес домой. Дома жена начала бранить мужа за то, что он принес эти камни в дом. Она говорила, что от них нет никакой пользы. Однажды, когда мужа не было дома, жена решила выбросить камни: черный она бросила в печку, а белый у нее выпал из рук на стол и разбился на мелкие-мелкие кристаллики.
Несколько кристалликов попало в тарелку с супом. Придя на обед домой, муж заметил, что дома тепло, а суп очень вкусный. Он спросил у жены, и она все ему рассказала. Тогда он понял, что все дело в белом и черном камнях.
С тех пор все люди используют каменный уголь- для тепла, а каменную соль для пищи.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- И сегодня на нашем очередном заседании клуба «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» мы будем исследовать обыкновенное чудо- СОЛЬ.
- ЧТО ТАКОЕ СОЛЬ.
-Ребята, что же такое соль? Что вы о ней знаете?
- Высказывания детей.
- Работа со словарями.
Словарь В. ДАЛЯ.
Соль- составное вещество, соединение щелочи и кислоты в одно, по химическому сродству. Известная приправа нашей пищи.
Словарь С.И.Ожигова
Соль-белое, кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющийся в воде. Вещество, употребляемое как приправа к пище
3.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
-О соли русский народ сложил много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:
ХЛЕБ- СОЛЬ КУШАЙ,
А ПРАВДУ СЛУШАЙ.
ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДЯТ,
А ССОРУ ВЫВОДЯТ
БЕЗ СОЛИ И ХЛЕБА-
ПОЛОВИНА ОБЕДА.
ЛИШКУ НЕ СОЛИ ЩЕЙ,
А КОМУ НАДО НА СТОЛЕ
ПОСОЛЯТ.
ПОДНЕСТИ КОМУ ХЛЕБ-СОЛЬ.
(В старину был русский обычай, который живет и теперь- подносить при торжественной встрече хлеб и соль, тому, кого принимают с почестями)
4.ОБОБЩЕНИЕ.
И так, ребята. Соль- это кристаллическое вещество, которое хорошо растворяется в воде. Ее много в морях, куда она попадает из притоков. В свою очередь, речная вода впитывает ее из почвы, по которой протекает.
Соль, или хлористый натрий, вещество, черезвычайно важное для жизни.
Перейдем к рассматриванию образцов соли. СОЛЬ? Откройте папки и внимательно рассмотрите рисунки.
IV.СОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
-Ребята, как вы думаете. Действительно ли так необходима соль?
(высказывания детей)
1. ИГРА «ДОМИНО»
-Сейчас мы с вами проведем игру, которая называется «ДОМИНО». Правила этой игры таковы:
На карточках написаны вопросы и ответы. И как в игре «ДОМИНО», каждому вопросу соответствует один правильный ответ. Я приглашаю сюда:……………………
Прочитайте 1 вопрос.
У кого ответ на этот вопрос? Зачитайте его.
ВОПРОС.1
Тело человека содержит около
47 л воды. Но эта жидкость тела
человека – не чистая вода. На са-
мом деле это- солевой раствор.
Почему это так?
ОТВЕТ. 1
Все животные, обитающие на
земле, включая человека, -
потомки организмов, которые
появились и жили в море.
Жидкость тела этих созданий
была морской водой.
Переселившись на сушу
они сохранили морскую
воду в качестве жидкости
своего тела.
ВОПРОС 2.
Почему животные, питающиеся
растениями, нуждаются в соли?
ОТВЕТ 2.
Организм животных каждый
день теряет определенное
количество жидкости,
содержащей соли, и раститель-
ная пища не восполняет ее.
ВОПРОС 3.
Есть ли жизнь в Мертвом море?
ОТВЕТ 3.
Мертвое море- одно из самых странных
водоемов на Земле. Ни одно животное не
может существовать в нем. Озеро очень
соленое, отсюда и такое название-
МЕРТВОЕ МОРЕ.
ВОПРОС 4.
Почему при некоторых болезнях
врачи нередко назначают
бессолевые диеты?
ОТВЕТ 4.
Соль удаляется из организма,
главным образом, через почки.
Если у человека больны почки,
ему назначают диету с маленьким
содержанием соли, чтобы не
перегружать их.
2. ОБОБЩЕНИЕ.
В человеческом организме содержится довольно много соли. Есть она и в натуральных продуктах питания. Соль, которую мы едим, в основном добывают из морской воды. Один литр содержит 30-40 граммов соли.
V. Добыча каменной соли.
-Добывают соль выпариванием из соленых озер и еще в соляных копях.
-Давайте посмотрим, как это происходит:
-Прежде чем мы начнем проводить опыт, мы должны подумать о технике безопасности.Рядом не должны находиться предметы легко воспламеняющиеся, т. к. мы будем пользоваться спиртовкой и сухим горючим.
1.ОПЫТ.
1.Возьмем измерительный стакан. С помощью мензурки нальем небольшое количество воды. Мерной ложечкой добавим соль и стеклянной палочкой размешаем ее до полного растворения. Получился солевой раствор.
2. Зажжем спиртовку, в которой находится сухое горючие.
- Берем предметное стекло и специальный держатель т. к. мы будем стекло нагревать.
- С помощью стеклянной палочки перенесем несколько капель раствора на предметное стекло.
- А теперь, мы будем нагревать этот раствор
т. е. выпаривать.
ВЫВОД: Примерно так, только в больших количествах добывают соль.
2.СООБЩЕНИЯ.
(Ребята читают доклады, приготовленные к этому занятию)
3.ЭТО ИНТЕРЕСНО!
«СЕЛЕНИЕ ИЗ СОЛИ»
В Алжире есть селение ФАЗИ, где все дома от фундамента до крыши,даже крепость с башнею и стена вокруг нее сделаны из обычной каменной соли. В этих местах так редко выпадают дожди, что необычный строительный материал вполне себя оправдывает. Вот почему селение из соли существует много лет.
4.ПОДЕЛКИ ИЗ СОЛИ.
- Ребята, посмотрите какие интересные и необычные поделки из соли можно сделать на уроках труда своими руками. Их можно использовать в качестве украшения.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- О чем же мы сегодня говорили на нашем занятии?
- Я вам немного подскажу.
- О том, что из воды родится, а воды боится.
- О том, что можно обнаружить и в толще земли, и в облаках, и в капле росы
- Или о том:
Без чего не создашь многоцветия красок, целительных лекарств, сверкающего стекла.
О том, что садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками.
О том, что говорят, надо съесть пуд соли, чтобы узнать человека.
Литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М,1995.
- Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /Сост. Шалаева Г., -М., 1994.
- Волина В. Учимся играя. –М., 1994