• познакомить с творчеством М. Пляцковского;
• совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
• расширение словарного запаса детей;
• формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора;
• воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу.
Оборудование: портрет М. Пляцковского, вставка книг, запись песни М. Пляцковского «Настоящий друг».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- что было задано на дом?
- какую часть было легче пересказывать?
- какую сложнее?
- Давайте перескажем четвёртую и последнюю часть
3.Постановка целей урока.
- В гостях у нас «Бюро находок».
Они нашли письмо, адресованное для нас. Давайте узнаем, что в письме?
-В нём две загадки.
Отгадайте загадку.(читают дети)
1.Ходит без ног,
Рукава без рук,
Уста без речи. (тень)
-Что такое тень?
(тень – место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Ожегов.)
2.Чтение стихотворения С. Михалкова « Моя тень». (2ученика.)
За мною следом ходит тень,
Куда бы я ни шёл.
Сажусь к столу, всегда со мной
Садится тень за стол.
Она такая же, как я,
От головы до ног.
И повторяет каждый шаг
И каждый мой прыжок.
В пути отстанет вдруг она,
А то пойдёт вперёд,
То сразу, сделавшись худой,
Куда-то пропадёт.
То дорастёт до потолка
За несколько минут.
А дети, почему они
Так медленно растут?
Ходить по свету без меня,
Должно быть, страшно ей.
А я не смог бы так ходить
За матерью своей.
И даже игры от меня
Она переняла.
Сама же ни одной игры
Придумать не смогла.
Я раз проснулся раньше всех
На целых два часа.
И вышел в сад, пока ещё
Не высохла роса.
Но тень за мною не пошла:
Был сер осенний день.
До ночи в складках простыни
Спала лентяйка – тень.
- Почему тень возникает? (свет падает на предмет)
- Когда тень бывает «лентяйкой»? (нет света, солнца)
Отгадайте ещё загадку:
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (утка)
- Почему же эти два слова оказались там? (Их потеряли)
- Что можно потерять?
- А вот что ещё я нашла в «Бюро находок».
(книга М. Пляцковского «Как утёнок свою тень потерял».)
- Сегодня мы познакомимся с произведением М. Пляцковского «Как утёнок свою тень потерял».
Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. В 60-70-е годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей: "Улыбка", "Вместе весело шагать", «Всё мы делим пополам», «Чему учат в школе», «Настоящий друг» и т.д. Автор музыкальных комедий, нескольких поэтических сборников и более десятка книг для детей.
(портрет и выставка книг)
3.Изучение нового материала.
1. Упражнения на развитие навыка чтения.
- Чтобы избежать ошибок при чтении, потренируемся в чтении этих слов.
Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами
(бинарное чтение)
Раз-мыш-лял – размышлял.
Ря-дыш-ком – рядышком.
Пред-по-ло-жил – предположил.
Вы-дер-жа-ло – выдержало.
Ка-раб-ка-ет-ся – карабкается.
Под-пры-ги-ва-ет – подпрыгивает.
По-лу-чи-лось – получилось.
Читай целыми словами
Рад – радовал – обрадовал – обрадовался.
Здоров – здоровался – поздоровался.
Пугал – пугался – перепугался..
Читай внимательно
По пяткам – по пятам.
Поплыло – подплыло.
Услышали – услыхали
Поговорил – проговорил.
2.Словарная работа: объясните значение слов
- в тексте встретятся слова, значения которых вам могут быть не понятны.
Ковылять – идти, хромая или медленно, с трудом передвигая ноги.
Двигался по пятам – идти очень близко.
Стало неловко – стыдно.
Побежал куда глаза глядят – бежать куда-нибудь.
Карабкается – лезет куда-нибудь.
- По названию можно определить жанр этого произведения?
(предположения детей)
3.Первичное чтение текста учащимися (вслух).
Чтение текста
Вопросы после чтения:
- Определить жанр этого произведения: рассказ или сказка? (проверка предположений)
- Почему?
- «Как же утёнок потерял свою тень?» (нет солнышка)
4.Работа над содержанием сказки.
Повторить вопросы и дать на них ответы. Выборочное чтение.
1. Кто главный герой? Что о нём узнали?
2. Каким было настроение утёнка утром? Зачитать.
3. Что помогло его развеселить? Зачитать.
4. Кого обидел утёнок, прогуливаясь утром? (устные ответы)
5. Почему спряталось солнышко? Зачитать.
6. Почему утёнок звал на помощь? Зачитать.
7. Кто пришёл ему на помощь? Зачитать.
8. Чем закончилась сказка?
9. Каким, по вашему мнению, был утёнок?
10. «Так, как же утёнок потерял свою тень?» (нашёл друзей)
5.Работа с иллюстрациями к сказке.
Посмотрите на иллюстрации на страницах 117 – 118
- В правильной ли последовательности они расположены?
- Определите, какая из них лишняя? (4 картинка – нет медведя)
1 иллюстрация
- Каким изображен утёнок? Почему?
- Какими словами автор сказал о действиях утёнка?
(Скучно, весело, ковылял, зевал, пел.)
2 иллюстрация
- Что видел утёнок?
(тень, бабочку, цветок)
- А как сказал автор? (заметил)
- Почему утёнок обрадовался? (Тень ожила.)
3 иллюстрация
- С кем встретился утёнок?
- Что предложил козлёнок? (Гулять.)
- Чем закончилась встреча?
5 иллюстрация
- Найдите ту часть сказки, которая относится к пятой иллюстрации. Чётко определите границы.
Прочитайте.
- Какие слова помогают найти верный тон?
Чтение по ролям, придерживаясь интонации.
6 иллюстрация
- Как почувствовало себя солнышко?
(Стыдно, радостно, неловко.)
- А утёнок?
7 иллюстрация
- Что делал утёнок, когда свалился в овраг?
(карабкался, пел песни, звал на помощь)
- Расскажите своими словами, что изображено на 7 иллюстрации.
Используйте приём звукоподражания.
8 иллюстрация
-Кто пришёл на помощь утёнку?
-Чему нас учит их поступок? (прощать)
- какой из отрывков подойдёт к данной иллюстрации?
(на экране два отрывка из текста)
- а теперь найдите в учебнике данный отрывок и прочитайте жужжащим чтением.
6.Обобщение прочитанного:
- Что утёнок искал? (тень)
- Кого он нашёл? (друзей)
7. Итог.
1.Выявление главной мысли произведения.
- Что узнал главный герой этой сказки?
- Чему нас учит эта сказка?
2.Пословицы о дружбе.
-Какие пословицы о дружбе вы знаете?
«Собери пословицу».
Не имей сто рублей, в беде.
Нет друга – ищи, а нашёл - береги.
Друзья познаются а имей сто друзей.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Друзья познаются в беде.
-Какую песню могли бы распевать друзья в конце сказки?
(Звучит фонограмма “Настоящий друг ”)
5.Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Что удалось?
Над чем надо поработать?
6. Домашнее задание: подготовить пересказ сказки по картинному плану.
Источники:
О.В. Кубасова Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск «Ассоциация-21 век», 2010 год.