Урок по литературному чтению "Никто не забыт, ничто не забыто".
Урок по литературному чтению "Никто не забыт, ничто не забыто".
Урок по литературному чтению на тему "Никто не забыт, ничто не забыто" расчитан на воспитание патриотичкских чувств у учеников. Дети должны знать и помнитиь прошлое и историю своей Родины.Должны чтить память о тех людях, которые дали нам возможность жить счастливо.Ценить то, что они видят сейчас:голубое небо, солнце, глаза мамы, прекрасные цветы. Быть готовыми к защите своей Родины, своего Отечества. и быть всегда полезными своей Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Никто не забыт, ничто не забыто". »
Урок литературного чтения
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Цели:
1. Изучать историю своей страны, своего народа.
2.Формировать патриотическое отношение к Родине.
3.Развивать речь, мышление, память ,умение выразительного чтения.
Ход урока:
В уроке принимают участие ученики разного возраста (3кл,5кл,9кл).
Организация класса.
Сообщение целей и задач урока.
Новый материал по теме. Монтаж.
Учитель.
Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года. Эта дата никогда не изгладится из памяти народной.
Стихотворение И. Эренбурга «1941 – й»
1 ученик
Мяли танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог,
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты.
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
2 ученик
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить,
Смерть предстала им не в высоте,
А в крестьянской древней простоте.
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины дремучий бор,
Шёл худой зазубренный топор,
Шли пустые, тусклые поля,
Шла большая русская земля.
Учитель.
И была эта война такой грозной и неожиданной. Что многие уходили, даже не простившись с родными. Уходили солдаты на войну. Проводы, расставания.
Стихотворение Ф. Сухова «Провожала меня на войну».
3 ученик
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался, -
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался.
4 ученик
А какая стояла пора!
Лето в полном цвету медовело.
Собирались косить клевера,
Рожь от жаркого солнышка млела.
Поспевала высокая рожь,
Наливалась густая пшеница,
И овёс, что так быстро подрос,
Прямо в ноги спешил поклониться.
5 ученик
Заиграла, запела гармонь,
Всё сказала своими ладами,
И платок с голубою каймой
Мне уже на прощанье подарен.
В отдалении гром громыхнул,
Был закат весь в зловещем пожаре …
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
(Проигрыш песни «Огонёк»).
Учитель.
Каждого бойца все долгих четыре года войны ждала мать, жена, дети, невеста. Фронт и тыл делали всё возможное, чтобы победить врага. Женщины и подростки заменяли у станков и на полях мужей, отцов, старших братьев, сестёр. На передовую приходили от них письма, такие желанные для солдат. Солдаты писали им о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе. Было сложено немало стихов.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
6 ученик
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души …
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять неждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
А связывающим звеном между фронтом и тылом стала песня. (Исполнение всех вместе песен Великой Отечественной войны).
Учитель.
Слишком долгим было ожидание. Четыре года ждали матери сыновей, жёны – мужей, и все вместе одного слова – Победа. И вот он, 1945 – й.
Стихотворение А Софронова «Марш победителей».
7 ученик
Мелодии победные
Играют трубы медные,
Блестят под солнцем светлые
Кинжальные штыки.
Шумят сады зелёные,
Лучами озарённые.
Идут краснознамённые
Берлинские полки.
От Эльбы и от Одера
Они вернулись бодрые,
Они вернулись гордые
От иноземных рек.
Земли своей хранители,
Солдаты – победители,
Они такое видели,
Что не забыть вовек.
8 ученик
В огне ночами звёздными
Под ветрами морозными
Они дрались под Познанью,
Под свист фашистских пуль,
Штурмуя вражью сторону,
Они дрались под Горунью,
Сметая силу чёрную,
Врывались в Шнейдемюль.
9 ученик
Сражались под Остраваю,
Под братской Братиславою
Знамёна и штыки.
Полтавские, варшавские,
Смоленские, одесские,
Орловские и львовские
Берлинские полки.
10 ученик
Под славными знамёнами
Все знают поимённо их,
Под красными знамёнами
Герои рождены:
Уральские, байкальские,
Московские, ростовские,
Бакинские и минские –
Со всей страны сыны.
Учитель.
Отгремели победные залпы, вернулись домой солдаты, наступило мирное небо. Но армия нужна в любые времена, нужны и солдаты. И в наше время матери с тревогой отправляют своих сыновей на службу. Не ушёл из памяти Афганистан.
Стихотворение Д. Кедрина «Завет»
11 ученик
В час испытаний
Поклонись Отчизне
По – русски, В ноги,
И скажи ей:
- Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою – жить,
С тобою – умирать!
И как бы ни был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби её, клянись, как наши деды,
Горой стоять за жизнь её и честь,
Чтобы сказать в желанный час победы:
- И моего тут капля мёда есть.
Учитель.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве. В любом уголке России можно встретить берёзку, стоят три берёзки и у Вечного огня, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны:
12 ученик
Затихли военные годы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны берёзы
Как память о прошлом хранят.
4 .Физкультминутка.
5.Вступительное слово учителя о Донбассе.
Учитель.
Похожие события происходят на Юго -Востоке Украины, такой близкой нам и родной. Снова нацизм поднимает голову и разрушает судьбы мирных людей. И снова стар и млад встают на защиту своих земель и своих прав. Снова погибают старики , женщины и дети. И очень актуально звучат слова песни:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду — я». (Дети исполняют песню «Солнечный круг».).
6. Презентация «Донбасс мирный» и «Военный Донбасс».
15 января ему исполнилось бы 90 лет. Но 20 лет назад сердце этого человека остановилось. Он из тех, кто в 17 лет ушёл на фронт и встретил Победу у Рейхстага.
Известный поэт, прозаик, драматург Анатолий Милявский — замечательная личность литературного Крыма. Он симферополец. Родился в семье потомственных медиков, рос, мужал, стал солдатом, вернулся в родной город из Берлина, учился в мединституте, посвятил ему всю жизнь, и был его гордостью. Известный поэт, прозаик, драматург.
Он очень любил Крым — свою неповторимую малую родину. Это особенно просматривается в его поэме « Город у Салгира».
Доктор медицинских наук, профессор Крымского мединститута, он был разносторонне образованным человеком. Он писал прекрасные воспоминания о К. Паустовском, Н. Хикмете, И. Дунаевском и многих других.
Первый сборник стихов вышел под названием «Заре навстречу». Его книги печатались буквально год за годом в издательствах Крыма, Киева, Москвы.
Милявский интересен и как прозаик. Книга «Самолёты летят на Запад» издавалась четыре раза тысячными тиражами.
Его пьесы ставились во многих театрах Советского Союза, само собой, на сцене нашего родного Крымского академического драмтеатра. Им написаны книги для детей. А ещё он по — дружески пародировал своих коллег по перу. На стихи Милявского композиторы писали песни. «Студенческая прощальная» вошла в репертуар Клавдии Шульженко, «Мой Симферополь — ворота Крыма» постоянно встречала пассажирские поезда на главном вокзале полуострова, «Салют 45 — го года» традиционно исполняется на День Победы.
Хочу закончить урок живым словом и поэтической строкой Анатолия Милявского, призывающего помнить павших и окружать вниманием ныне живущих. Он не мог даже предположить, что наши современники хлебнут сегодня ад войны, и завещал нам, его наследникам:
А вы, что родились в тот памятный год,
Вам знать о войне понаслышке,
Вам в книгах читать про великий поход,
Девчонки мои и мальчишки.
Храните добытый отцами покой
И мирную синь небосвода
И помните тех, кто зажёг над землёй
Салют сорок пятого года.
8. Итог урока.
ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ
Учитель
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.
Что же это за события?
Итак, мы начинаем …
В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось… (Звучит речь Левитана о начале Великой Отечественной войны).
- Что такое война?
22 июня 1941год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. Солдаты, самолёты, танки, извергающие огонь и свинец – всё это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были молоды так же, как мы с вами.
Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточённости война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.
(Включается видео с кинохроникой начала Великой Отечественной войны. На фоне музыки «Священная война» на сцену выходят отряды детей, становятся спиной к залу).
- И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт. Рядом с именами легендарных героев войны Маресьева, Каплунова, Покрышкина и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.
1 ученик
Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и братьями.
2 ученик
Дети войны … сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей родине.
3 ученик
Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои …
Орлята Великой Отечественной войны!
Учитель
Лёня Голиков – не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровиц с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Погиб Лёня в неравном бою в Новгородской области. В 1944 году было присвоено партизану Лёне Голикову звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова участвовала в операциях против врага. Распространяла листовки. Вела разведку. Когда девочку схватили фашисты, начали её пытать. Отважная Зина была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза .
Марат Казей. Война обрушилась на Белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, вовались фашисты. Осенью Марат уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушёл к партизанам и стал разведчикам. Проникал во вражеские горнизоны и доставлял ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоин звания Героя Советского Союза.
4 ученик
Юные безусые герои,
Юными вы остались вы навек
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
5 ученик
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поем.
6 ученик
Сколько вас?
Попробуй перечислить.
Не сочтешь. А в прочем - всё равно.
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песни, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
7 ученик
И сильнее кажемся в трое,
Словно тоже крещены огнём,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы мысленно идём
Учитель
Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать семь-восемь атак. Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отступление, бойцы не оставили своих позиций. Ещё восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днём больше, днём меньше… какая разница?» - может бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди земли, они заплатили за неё своими жизнями. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям.
8 ученик.
А вот – Хатынь.
Стой, человек, море, застынь,
Замрите в полёте, птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнём нам в лица,
Смотрит живым нам в лица!
Учитель (на фоне фотографий о Хатыни). Солнечным утром большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей: мужчин, женщин, стариков и детей – выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, каждый погреб – не спрятался ли там кто-нибудь. А затем по дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться. Кровавую расправу учинили фашисты.
Хатынь была стёрта с лица земли. Из всех хатынских детей только два мальчика остались живыми.
Вырвавшись из огня они нашли спасение в лесу. Остальные погибли в огне.
Первые месяцы наша армия отступала. Немцы быстро захватили большую часть Украины. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит войскам войти в Москву – и он – победитель.
9 ученик.
Шла война великая, шла война кровавая, тысяча четыреста восемнадцать дней. Боле двадцати миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбитыми.
Девятое мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо заискрилось салютом долгожданной победы.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война! (Звучит песня День Победы)
Учитель. Наш народ с честью выдержал испытания войной. За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждены орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания героя Советского Союза. Наш народ совершил подвиг, которому нет равных в истории.
А теперь давайте, люди , на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Сегодня вспоминаем ту войну для того, чтобы помнить всегда тех, кто всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться и просто жить. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войне.