kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению для 3 класса по УМК "Школа России" на тему: В. И. Белов "Малька Провинилась"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                    Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
  •  развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.

УУД:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развитие готовности к сотрудничеству;
  • интерес к общему делу;
  • самоконтроль, самооценка.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться;

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.        

                                                                                   Ход урока.                                       

             I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ  

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!                                                                   

II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ

1) Речевая разминка                                

-Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества.

ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- А вы любите своих мам? А за что?

- Прочитайте по слогам   хором, затем по одному.

2) Самоопределение к деятельности 

МпроАвиЛниЬлаКсьА

-  Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет?   Как расшифровать слово?

- Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.

- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?

3) Работа над новым материалом   

а) Работа над текстом до чтения

1) Знакомство с писателем                 

Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве.

  В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

  После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.

  Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

  Несколько его книг вы видите на экране.      

2) Антиципация

- По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь?                                       - Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?- - -

- Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.

б) Работа над текстом во время чтения

1) Первичное чтение текста (учителем). 

2) Проверка первичного восприятия текста.

- Понравилось ли вам произведение?

- Определите его жанр.

- Назовите признаки рассказа.

Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.

- Определите тему рассказа.

- Подтвердились ли ваши предположения?

III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 

3)  Вторичное чтение текста (детьми)  

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ 

     в) Работа над текстом после чтения

1) Словарная работа                                             

ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.

ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.

ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.

БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.

НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.

ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.     

БАТЯВКА — собака.

 2) Анализ произведения.  Выборочное чтение     

- Назовите главных действующих лиц рассказа.

- Где происходили события, описанные в рассказе?

- Почему вы так решили?

- Кто такая Малька?

- За что ее ругала Лидия?

- Прочитайте, как ругала ее Лидия?

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

- Как поступала с ней хозяйка?

- Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?

- В чем заключается основная мысль рассказа?

                                      VI  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 

1) Работа в тетрадях на печатной основе. (Работа в парах)

-  Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

 - Как ты представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.

2) Взаимопроверка.

                                         VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?

VII  РЕФЛЕКСИЯ                  

- А теперь покажите ваше настроение, с которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.

    VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                          

- Подготовить пересказ текста.

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению для 3 класса по УМК "Школа России" на тему: В. И. Белов "Малька Провинилась" »


Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;

  • развивать познавательные интересы.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.


УУД:

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

  • развитие готовности к сотрудничеству;

  • интерес к общему делу;

  • самоконтроль, самооценка.


Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • умение прогнозировать текст;

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;

  • умение работать в паре, умение договориться;

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • установление причинно-следственных связей;

  • постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Ход урока:


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 мин) (Слайд 2)


0,5 мин

- Встаньте красиво. Садитесь.

Проверим готовность к уроку.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!

Проверяют готовность к уроку


II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10,5 мин)

1 мин

1) Речевая разминка (Слайд 3)

-Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества.

ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.


Поговорка

- Как вы понимаете эту поговорку.


Каждая мать любит своего ребенка.

- А вы любите своих мам? А за что?

Отвечают.

- Прочитайте по слогам хором, затем по одному.

Читают хором с учителем по слогам, затем по одному.

1 мин

2) Самоопределение к деятельности (Слайд 4)

МпроАвиЛниЬлаКсьА

- Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово?



- Прочитать сначала то, что напечатано заглавными буквами, затем—маленькими.

- Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.

«Малька провинилась».

- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?

- Познакомимся с новым произведением, узнаем его жанр, его героев, их поступки.

1,5 мин

3) Работа над новым материалом (Слайд 5)

а) Работа над текстом до чтения

1) Знакомство с писателем

Просит открыть учебник на стр. 68, прочитать заголовок текста и фамилию автора.

–Прочтите название произведения и его автора.




Читают заголовок и автора.

- «Малька провинилась». В. И. Белов.

-Читали ли мы раньше произведения этого автора?

Нет.

С произведением В. И. Белова мы встречаемся впервые.


Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве.

В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.

Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

Несколько его книг вы видите на экране. (Слайд 6)

Рассматривают портрет писателя, его книги, слушают биографию.

2 мин

2) Антиципация

- Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня?


Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь?

Предугадывают предстоящий текст.

- Даю подсказку. Прочитайте слово. Что значит «кутенок»? Кто это? (Слайд 7)

Щенок собаки.

Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?


- Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.


Ставится задача: прочитать текст и

проверить свои предположения.

3 мин

б) Работа над текстом во время чтения

1) Первичное чтение текста (учителем). Читает текст.

Слушают текст.

2 мин

2) Проверка первичного восприятия текста.


- Понравилось ли вам произведение?


- Определите его жанр.

- Это рассказ.

- Назовите признаки рассказа.

- Повествование о реальных событиях, небольшой объем произведения, немного действующих лиц, описание одного эпизода.

-Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.

Интересный, хороший.

- Определите тему рассказа.

О животных.

- Подтвердились ли ваши предположения?


III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин)

10 мин

3) Вторичное чтение текста (детьми) (Слайд 8)

Ставит проблему

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.

Читают текст в режиме «жужжащего» чтения, подчеркивают нужное, записывают в тетрадь.


IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин) (Слайд 9)

1 мин

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть — на место сесть опять.

(Потянулись.)

(Прогнули спинки, руки на поясе.)

(Хлопки в ладоши.)

(Движения головой.)

(Руки в стороны.)

(Махи руками.)

(Сели.)


V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10 мин)

2 мин

в) Работа над текстом после чтения

1) Словарная работа (Слайд 10)

ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.

ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.

ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.

БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.

НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.

ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

БАТЯВКА — собака.




- Толковый словарь


Выясняют значение слов.


8 мин

2) Анализ произведения. Выборочное чтение (Слайд 11)

-Назовите главных действующих лиц рассказа.

Отвечают на вопросы, доказывают словами из текста, обосновывают свои ответы,

Малька, Лидия, рассказчик

- Где происходили события, описанные в рассказе?

В деревне.

- Почему вы так решили?

Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.

- Кто такая Малька?

Собака.

- За что ее ругала Лидия?


Принесла двух щенков, которые хозяйке были не нужны.

- Прочитайте, как ругала ее Лидия?

Зачитывают.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Зачитывают.

- Как хозяйка поступила со щенками?



Одного отдала трактористу, другого отнесла в соседнюю деревню.


- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

Ей стало плохо без них, тоскливо.

- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?

Найдите и прочитайте, как это было.

Зачитывают.

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В соседнюю деревню кормить своего сынка.


- Как поступала с ней хозяйка?

Она запирала ее в доме, не пускала к щенку, ругала ее.

-Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?

2 км

- Какой вывод рассказчик сделал для себя?


Малька — верная, преданная, любящая мать.

- В чем заключается основная мысль рассказа?

Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака.

Любовь матери к своему ребенку — очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая собачка, у которой оказалось доброе сердце.


VI САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин) (Слайд 12)

8 мин











1) Работа в тетрадях на печатной основе.

(Работа в парах)

- Повторите самостоятельно правила работы в группе.

  • Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

  • Как ты представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.



Контролирует работу, оказывает нужную помощь.




Повторяют правила работы в группе:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен — предлагай!

Пользуются сигнальными карточками в случае затруднения или выполнения задания.

просим помощи,

задание выполнено.



2 мин

2) Взаимопроверка.

VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (1,5 мин)

1,5 мин

- Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- «Малька провинилась».

- Кто его автор?

- В. И. Белов.

- Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?

Быть преданным, верным, любить своих детей, родителей, животных.

VII РЕФЛЕКСИЯ (1 мин) (Слайд 13)


1 мин

- А теперь покажите ваше настроение, с

которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.

Оценивают свою работу на уроке.




VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0,5 мин) (Слайд 14)

0,5 мин

- Подготовить пересказ текста.

Записывают в дневник





























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Елена Александровна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" по теме: В. И. Белов  "Малька провинилась". "
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-umk-shkola-rossii-po-tiemie-v-i-bielov-mal-ka-provinilas"
    ["file_id"] => string(6) "137352"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417341698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства