Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие:
- развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
- развивать познавательные интересы.
Воспитательные:
- воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.
УУД:
Личностные:
- умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
- развитие готовности к сотрудничеству;
- интерес к общему делу;
- самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение прогнозировать текст;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- слушание и понимание речи других;
- умение работать в паре, умение договориться;
Познавательные:
- ориентирование в учебнике;
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
- определение основной и второстепенной информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- установление причинно-следственных связей;
- постановка и решение проблемы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Ход урока.
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спинка? – Прямая!
II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ
1) Речевая разминка
-Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества.
ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- А вы любите своих мам? А за что?
- Прочитайте по слогам хором, затем по одному.
2) Самоопределение к деятельности
МпроАвиЛниЬлаКсьА
- Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово?
- Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.
- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?
3) Работа над новым материалом
а) Работа над текстом до чтения
1) Знакомство с писателем
Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве.
В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.
После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.
Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.
Несколько его книг вы видите на экране.
2) Антиципация
- По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь? - Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?- - -
- Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.
б) Работа над текстом во время чтения
1) Первичное чтение текста (учителем).
2) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Определите его жанр.
- Назовите признаки рассказа.
- Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.
- Определите тему рассказа.
- Подтвердились ли ваши предположения?
III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3) Вторичное чтение текста (детьми)
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.
IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ
в) Работа над текстом после чтения
1) Словарная работа
ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.
ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.
ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.
БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.
НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.
ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
БАТЯВКА — собака.
2) Анализ произведения. Выборочное чтение
- Назовите главных действующих лиц рассказа.
- Где происходили события, описанные в рассказе?
- Почему вы так решили?
- Кто такая Малька?
- За что ее ругала Лидия?
- Прочитайте, как ругала ее Лидия?
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
- Как хозяйка поступила со щенками?
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
- Как поступала с ней хозяйка?
- Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?
- В чем заключается основная мысль рассказа?
VI САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1) Работа в тетрадях на печатной основе. (Работа в парах)
- Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.
- Как ты представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.
2) Взаимопроверка.
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?
VII РЕФЛЕКСИЯ
- А теперь покажите ваше настроение, с которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Подготовить пересказ текста.