Урок ОРКиСЕ православная культура "Православный храм" для учащихся 4 класса представлен в форме групповой работы исследователей. Каждая группа исследует задания, отвечая на вопросы с использованием дополнительной литературы, опираясь на знания, полученные при посещении православного храма в беседе с отцом Игорем храма Андрея Первозванного. Материал предназначен для использования всеми учителями для проведения уроков ОРКиСЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКиСЭ "Православные храмы" »
Тема урока: Православный храм.
Цель урока: Познакомитьучащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.
Задачи урока:
1.Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
2.Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
3.Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
4.Познакомить школьников с памятниками православной культуры Карасукского района Новосибирской области.
Оборудование:
Интерактивная доска, нетбуки, диск «Основы православия», карточки с заданиями, словарь ОЖЕГОВА, презентация 1, презентация 2.
Ход урока.
Организационный момент (ФИЛЬМ и загадка на фоне колокольного звона) (1мин.)
Этот дом- не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола. (пауза)
ЗВОН КОЛОКОЛОВ
Кто-то с мамой, кто один
Помолится в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это- (Д: православный храм!)
Сообщение темы и цели урока. (2 мин)
У:Какова тема сегодняшнего урока?
У: Да, ребята, тема урока – Православный храм.(слайд 1)
У: Какие цели и задачи мы поставим для себя на урок?
Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.
Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.
Д:А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм.(слайд 2)
УЧИТЕЛЬ Актуализация знаний.
При изучении истории России просто невозможно обойтись без обращения к истории православия и православной культуры.
Особое место в этой теме занимает храмовое зодчество. Испокон века храм на Руси – это то место, где сосредоточены духовность, нравственность, источник внутренней силы и опора человека. Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Если в месте, где живут люди есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. И в наши дни в храмах России можно увидеть и нищего бродягу, и первых лиц государства.
Мы сегодня познакомимся с внешним и внутренним устройством православного храма.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ХРАМ»
РАБОТА В ПАРАХ СЛОВА, использование словаря ОЖЕГОВА.
Попробуйте дать определение слову «храм».
Работа в парах, составление определения, иллюстрации, словари помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- Храм - это здание где много икон.
- В храме совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
- Храм - место общих народных собраний и место освящения всех сторон человеческой жизни.
- Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
ОБОБЩЕНИЕ:
Из словаря Ожегова мы узнали,
Храм-
…здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.
Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором».
…это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем
…«дом Божий», где невидимо присутствует Сам Бог.
Вывод: Да, Храм – особое посвященное богу здание, в котором собираются верующие.
ЦТЕЦЫ:
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
ОБОБЩЕНИЕ-РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: Появление храмов восходит к принятию христианства. Христианство пришло из Византии. Первые храмы создавались по образцу византийских.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались мастерские по переписке книг (скриптории), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.
Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все самое ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных настроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место.
У: А кто из вас был в храме?
У: В каких храмах вы были?
ПАРАД ХРАМОВ - ДЕТИ
(Дети выходят, показывают храм, в котором побывали, и говорят несколько слов )
У: Сегодня на уроке будем говорить о храмах.
Вот какой разговор я услышала между ребятами
(РАССКАЗ ДЕТЕЙ ОБ ЭКСКУРСИИ), РИСУНКИ
Какие чувства, мысли вас охватили после экскурсии в храм АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО? (Храм Карасукского района)
ЦТЕЦ:
Праздник. Ярко освещенный
Божий храм огнем залит,
Пред престолом облаченный
Пастырь с трепетом стоит.
Стройно льется клира пенье,
Тихо вьется дым кадил,
И летят людей моленья
Ко престолу Бога Сил…
Как отрадно здесь! Ни шума, ни забот, ни суеты!..
Брат, оставь мирские думы,
Приходи, молись и ты!
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в храм, но прежде чем пойти туда, нам с вами надо вспомнить правила Церковного этикета, а помогут нам в этом наши ребята
СТИХИ ОБ ЭТИКЕТЕ
Какие правила поведения, под названием «Церковный этикет».
1)Входить в храм с молитвою.
2)Вести себя в храме тихо и благоговейно.
3)Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте.
4)Мужчинам стоять с непокрытой головой, а женщинам находиться в храме в платке.
5)Если что-то не знаешь - тихо спроси.
(ДЕТИ РАЗДАЮТ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ)
РАБОТА В ГРУППАХ
1)Дальше мы продолжим нашу работу по группам. У каждой группы свой пакет с заданиями, но первое общее.
ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитайте ключевые слова у вас на столах, на слайде
Обведите синим те слова, значение которых вам известно красным те, которые вы хотите узнать:
Храм
Свеча
Кадило
Икона
Ладан
Богоматерь
Священник Лампада
Таинство
Каждение
Алтарь
Царские врата
Колокольный звон Панихидный столик
Купол
БогослужениеКолокол
Крест
ПРОВЕРКА
У: А теперь представьте, что все вы исследователи. (показ слайда)
Исследовательская работа учащихся.
(Учитель направляет и координирует работу в группах).
1)Первый «исследовательский стол» (1 группа).
(показ слайда ХРАМ)
1)Как в старину называли храм? Почему?
Д: Храм называли «лечебницей души».
У: А вы согласны с этим высказыванием?
2)Зачем люди посещают храм?
Д: Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко – близко, незримо пребываетСам Бог. А там, где Бог, там мир и покой.
3)Где строились храмы на Руси?
Д:Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом).
4)В учебнике прочитать, что такое богослужение?
У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?
Д:Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем.(показ слайда)
(Организует проверку и обсуждение результатов исследовательской работы).
2) Второй «исследовательский стол» (2 группа)
Задания второй группы:
Исследовать внешнее устройство храма по плану:
1)В форме чего строились и строятся храмы?
Д: В основании храма – крест – напоминание о распятом на кресте Иисусе, мученической смертью давшего нам спасение к вечной жизни, или круг – символ вечной жизни. Здание церкви в виде корабля, символизируя, что церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни к пристани в храме небесном. Верхний купол, увенчанный крестом, связывает земное пространство с небесным.
Если храм строился в виде корабля (СЛАЙД)– это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды(СЛАЙД) означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста(СЛАЙД) – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга(СЛАЙД) – вечность и неодолимость Святой Церкви.
2) Какие части выделяют у православного храма?
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части:
притвор
сам храм (средняя часть)
и алтарь.
3)Что символизирует купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Д:Купол храма напоминает нам о небе (СЛАЙД).
4) Что символизирует крест?
Д:Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе (СЛАЙД)–
5) Сколько глав может быть у
храма? Что они напоминают?
Д:Часто на храме строят не одну, а несколько глав.(показ слайда)
(Организует проверку и обсуждение результатов исследовательской работы).
3)Третий «исследовательский стол» (3 группа).
Задания третьей группы:
Исследовать внутренне строение храма, используя учебник и дополнительную литературу по плану.
1)Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
Д: Внутри православный храм разделяется на три части:
1. Притвор
2. Место в храме, где стоят молящиеся (сам храм (средняя часть)) .
3. Алтарь, где служат священники.( показ слайда)
2)Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, Церковная свеча, Алтарь, иконостас, Царские врата, икона.
Д: Притвор-то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи.( показ слайда)
Д: Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник. Алтарь-место, где молятся священники. ( показ слайда)
Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.(показ слайда)
Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.(показ слайда)
Д: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.(показ слайда)
ЧТЕЦ:
Сумерки, тени, лампады мерцанье,
Запах горящих свечей,
Лики святых ласкают сиянье
Их быстрокрылых лучей.
Словно молитвы, церковное пение,
Дым в алтаре голубой,
В сердце смущение, в сердце волнение,
Очи покрыты слезой.
В храме я вижу молитву народную,
Крепнет здесь вера моя,
Жизни осмысленной цель благородную
Здесь обретаю вновь я.
4)Четвёртый «исследовательский стол» (4 группа)
Задания четвёртой группы.
Используя текст дополнительной литературы исследовать:
1)Что называют звонницей?
Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.(показ слайда)
2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?
Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.(показ слайда)
3)Почему звонят колокола и зачем они нужны?
Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Прослушивание фрагментов колокольных звонов
Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. (показ слайда)
У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип. (слушание колокольного звона)
ЗВОНЫ
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
- Мысли о храме, церкви, России…
ОБОБЩЕНИЕ
Посмотрите на наши храмы (НА ДОСКЕ). Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?
(У всех есть купол и на куполе крест).
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства).
- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие храмы на доске:
Большой
Красивый
Великолепный
Мощный
Хрупкий
Нежный
Воздушный
Лёгкий
Добрый
Строгий
Веселый
О ком мы еще можем так сказать?
СРАВНЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ
Да, о человеке, и что жизнь храма, судьбу храма можно сравнить с жизнью, судьбой человека
Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
СИНКВЕЙН
Ребята, давайте Составим синквейн на тему нашего урока.
1строка - название стихотворения, тема - обычно существительное.
2 строка - описание темы, 2 прилагательных.
3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно сущ.
Кому трудно, работает с кроссвордом
( показ слайда)
Прочитаем, что у вас получилось.
Пример:
Храмы
величественные, строгие
защищают, воспитывают, оберегают
Без храмов нельзя жить на земле.
Душа человека.
Закрепление изученного
У: Подходит к завершению наше исследование и заочное путешествие по храму. Давайте подведём итог.
- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.
- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.
- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
- Дверей много, а входят не все.
- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает. (Ответы детей).
(СЛАЙД)
- Колокол.
- Ангел.
- Храм.
- Алтарь.
- Подсвечник.
1. Человек приходи в храм для того, чтобы…
2. Продолжите фразу:
(СЛАЙД)
Сегодня на уроке я узнал…….
Сегодня на уроке я почувствовал…..
Сегодня я достиг…..
Сегодня я помог….
Мне хочется….
С каким настроением вы уйдете с урока?
Домашнее задание
Работа над проектом «Православные храмы» (Сбор информации в журнал «Православные храмы»)