kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКиСЭ "Православные храмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКиСЕ православная культура "Православный храм" для учащихся 4 класса представлен в форме групповой работы исследователей. Каждая группа исследует задания, отвечая на вопросы с использованием дополнительной литературы, опираясь на знания, полученные при посещении православного храма в беседе с отцом Игорем храма Андрея Первозванного. Материал предназначен для использования всеми учителями для проведения уроков ОРКиСЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКиСЭ "Православные храмы" »

Тема урока: Православный храм.


Цель урока: Познакомитьучащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.

Задачи урока:

1.Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

2.Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

3.Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

4.Познакомить школьников с памятниками православной культуры Карасукского района Новосибирской области.

Оборудование:

Интерактивная доска, нетбуки, диск «Основы православия», карточки с заданиями, словарь ОЖЕГОВА, презентация 1, презентация 2.

Ход урока.

  1. Организационный момент (ФИЛЬМ и загадка на фоне колокольного звона) (1мин.)

Этот дом- не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола. (пауза)


  1. ЗВОН КОЛОКОЛОВ


Кто-то с мамой, кто один

Помолится в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это- (Д: православный храм!)

  1. Сообщение темы и цели урока. (2 мин)

У:Какова тема сегодняшнего урока?

У: Да, ребята, тема урока – Православный храм.(слайд 1)

У: Какие цели и задачи мы поставим для себя на урок?

Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.

Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.

Д:А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм.(слайд 2)


  1. УЧИТЕЛЬ Актуализация знаний.

При изучении истории России просто невозможно обойтись без обращения к истории православия и православной культуры.

Особое место в этой теме занимает храмовое зодчество. Испокон века храм на Руси – это то место, где сосредоточены духовность, нравственность, источник внутренней силы и опора человека. Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Если в месте, где живут люди есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. И в наши дни в храмах России можно увидеть и нищего бродягу, и первых лиц государства.

Мы сегодня познакомимся с внешним и внутренним устройством православного храма.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ХРАМ»

РАБОТА В ПАРАХ СЛОВА, использование словаря ОЖЕГОВА.


Попробуйте дать определение слову «храм».

Работа в парах, составление определения, иллюстрации, словари помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- Храм - это здание где много икон.

- В храме совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

- Храм - место общих народных собраний и место освящения всех сторон человеческой жизни.

- Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

ОБОБЩЕНИЕ:

Из словаря Ожегова мы узнали,

Храм-

здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором».

это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем

«дом Божий», где невидимо присутствует Сам Бог.

Вывод: Да, Храм – особое посвященное богу здание, в котором собираются верующие.

ЦТЕЦЫ:

  1. Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.


Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.


  1. Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.


Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.


  1. ОБОБЩЕНИЕ-РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
    Появление храмов восходит к принятию христианства. Христианство пришло из Византии. Первые храмы создавались по образцу византийских.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались мастерские по переписке книг (скриптории), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все самое ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных настроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место.


У: А кто из вас был в храме?

У: В каких храмах вы были?

  1. ПАРАД ХРАМОВ - ДЕТИ

(Дети выходят, показывают храм, в котором побывали, и говорят несколько слов )

У: Сегодня на уроке будем говорить о храмах.

Вот какой разговор я услышала между ребятами

  1. (РАССКАЗ ДЕТЕЙ ОБ ЭКСКУРСИИ), РИСУНКИ

Какие чувства, мысли вас охватили после экскурсии в храм АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО? (Храм Карасукского района)

  1. ЦТЕЦ:

Праздник. Ярко освещенный

Божий храм огнем залит,

Пред престолом облаченный

Пастырь с трепетом стоит.

Стройно льется клира пенье,

Тихо вьется дым кадил,

И летят людей моленья

Ко престолу Бога Сил…

Как отрадно здесь! Ни шума, ни забот, ни суеты!..

Брат, оставь мирские думы,

Приходи, молись и ты!

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в храм, но прежде чем пойти туда, нам с вами надо вспомнить правила Церковного этикета, а помогут нам в этом наши ребята


  1. СТИХИ ОБ ЭТИКЕТЕ

  1. Какие правила поведения, под названием «Церковный этикет».

1)Входить в храм с молитвою.

2)Вести себя в храме тихо и благоговейно.

3)Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте.

4)Мужчинам стоять с непокрытой головой, а женщинам находиться в храме в платке.

5)Если что-то не знаешь - тихо спроси.

(ДЕТИ РАЗДАЮТ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ)


  1. РАБОТА В ГРУППАХ

1)Дальше мы продолжим нашу работу по группам. У каждой группы свой пакет с заданиями, но первое общее. 

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитайте ключевые слова у вас на столах, на слайде

Обведите синим те слова, значение которых вам известно красным те, которые вы хотите узнать:

Храм

Свеча

Кадило

Икона

Ладан

Богоматерь

Священник Лампада

Таинство

Каждение

Алтарь

Царские врата

Колокольный звон Панихидный столик

Купол

БогослужениеКолокол

Крест

ПРОВЕРКА

У: А теперь представьте, что все вы исследователи. (показ слайда)

Исследовательская работа учащихся.

(Учитель направляет и координирует работу в группах).

1)Первый «исследовательский стол» (1 группа).

(показ слайда ХРАМ)

1)Как в старину называли храм? Почему?

Д: Храм называли «лечебницей души».

У: А вы согласны с этим высказыванием?

2)Зачем люди посещают храм?

Д: Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко – близко, незримо пребываетСам Бог. А там, где Бог, там мир и покой.

3)Где строились храмы на Руси?

Д:Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом).

4)В учебнике прочитать, что такое богослужение?

У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?

Д:Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем.(показ слайда)

(Организует проверку и обсуждение результатов исследовательской работы).

2) Второй «исследовательский стол» (2 группа)

Задания второй группы:

Исследовать внешнее устройство храма по плану:

1)В форме чего строились и строятся храмы?

Д: В основании храма – крест – напоминание о распятом на кресте Иисусе, мученической смертью давшего нам спасение к вечной жизни, или круг – символ вечной жизни. Здание церкви в виде корабля, символизируя, что церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни к пристани в храме небесном. Верхний купол, увенчанный крестом, связывает земное пространство с небесным.

Если храм строился в виде корабля (СЛАЙД)– это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды(СЛАЙД) означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста(СЛАЙД) – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга(СЛАЙД) – вечность и неодолимость Святой Церкви.

2) Какие части выделяют у православного храма?

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части:

притвор

сам храм (средняя часть)

и алтарь.


3)Что символизирует купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Д:Купол храма напоминает нам о небе (СЛАЙД).

4) Что символизирует крест?

Д:Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе (СЛАЙД)–

5) Сколько глав может быть у

храма? Что они напоминают?

Д:Часто на храме строят не одну, а несколько глав.(показ слайда)

(Организует проверку и обсуждение результатов исследовательской работы).


3)Третий «исследовательский стол» (3 группа).

Задания третьей группы:

Исследовать внутренне строение храма, используя учебник и дополнительную литературу по плану.

1)Какие части выделяют во внутреннем строении храма?

Д: Внутри православный храм разделяется на три части:

1. Притвор

2. Место в храме, где стоят молящиеся (сам храм (средняя часть)) .

3. Алтарь, где служат священники.( показ слайда)


2)Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, Церковная свеча, Алтарь, иконостас, Царские врата, икона.

Д: Притвор-то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи.( показ слайда)

Д: Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник. Алтарь-место, где молятся священники. ( показ слайда)

Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.(показ слайда)

Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.(показ слайда)

Д: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.(показ слайда)

ЧТЕЦ:

Сумерки, тени, лампады мерцанье,

Запах горящих свечей,

Лики святых ласкают сиянье

Их быстрокрылых лучей.

Словно молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой,

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную,

Крепнет здесь вера моя,

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

4)Четвёртый «исследовательский стол» (4 группа)

Задания четвёртой группы.

Используя текст дополнительной литературы исследовать:

1)Что называют звонницей?

Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.(показ слайда)

2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?

Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.(показ слайда)

3)Почему звонят колокола и зачем они нужны?

Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


  1. Прослушивание фрагментов колокольных звонов

Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. (показ слайда)


У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип. (слушание колокольного звона)

ЗВОНЫ

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

  1. ОБОБЩЕНИЕ

Посмотрите на наши храмы (НА ДОСКЕ). Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?

(У всех есть купол и на куполе крест).

- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства).

- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие храмы на доске:

Большой

Красивый

Великолепный

Мощный

Хрупкий

Нежный

Воздушный

Лёгкий

Добрый

Строгий

Веселый

О ком мы еще можем так сказать?

  1. СРАВНЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ

Да, о человеке, и что жизнь храма, судьбу храма можно сравнить с жизнью, судьбой человека

Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.


  1. СИНКВЕЙН

Ребята, давайте Составим синквейн на тему нашего урока.

1строка - название стихотворения, тема - обычно существительное.

2 строка - описание темы, 2 прилагательных.

3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.

4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.

5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно сущ.

Кому трудно, работает с кроссвордом

( показ слайда)

Прочитаем, что у вас получилось.

Пример:

Храмы

величественные, строгие

защищают, воспитывают, оберегают

Без храмов нельзя жить на земле.

Душа человека.


  1. Закрепление изученного

У: Подходит к завершению наше исследование и заочное путешествие по храму. Давайте подведём итог.

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

- Дверей много, а входят не все.

- Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает. (Ответы детей).


(СЛАЙД)

- Колокол.

- Ангел.

- Храм.

- Алтарь.

- Подсвечник.

1. Человек приходи в храм для того, чтобы…

2. Продолжите фразу:

(СЛАЙД)

  1. Сегодня на уроке я узнал…….

  2. Сегодня на уроке я почувствовал…..

  3. Сегодня я достиг…..

  4. Сегодня я помог….

  5. Мне хочется….

С каким настроением вы уйдете с урока?

  1. Домашнее задание

Работа над проектом «Православные храмы» (Сбор информации в журнал «Православные храмы»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ОРКиСЭ "Православные храмы"

Автор: Абрамова Светлана Васильевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок ОРКиСЭ 4 класс "Православные Храмы""
    ["seo_title"] => string(39) "urok_orkise_4_klass_pravoslavnye_khramy"
    ["file_id"] => string(6) "605988"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651221682"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Презентация к уроку ОРКиСЭ"
    ["seo_title"] => string(30) "prezentatsiia_k_uroku_orkise_1"
    ["file_id"] => string(6) "605989"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1651221845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Православные храмы" "
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiia-pravoslavnyie-khramy"
    ["file_id"] => string(6) "174977"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424194155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства