Урок: Окружающий мир 4 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Урок: Окружающий мир 4 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Тема урока: Кругосветное путешествие Магеллана.
Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цель урока: сформировать представлений детей о развитии знаний о Земле, познакомить обучающихся с новыми понятиями, новыми именами. Задачи урока: - формировать универсальные учебные действия учащихся;
-развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- воспитывать интерес к изучению истории, приобщить к чтению дополнительной литературы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные технологии:
1. проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);
2. здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминуткой, определение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени на проведение самостоятельной работы, нормативное применение ТСО, что дает положительные результаты в обучении).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок: Окружающий мир 4 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова)»
План - конспект открытого урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9»
Учитель: Дубовик Светлана Александровна
Предмет: Окружающий мир Класс: 4 «В»
Дата: 22.10.2015 Тема урока: «Кругосветное путешествие Магеллана» Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цель урока: сформировать представлений детей о развитии знаний о Земле, познакомить обучающихся с новыми понятиями, новыми именами. Задачи урока: - формировать универсальные учебные действия учащихся; -развивать речь обучающихся; - развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение; - формировать положительную мотивацию учения; - развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность; - развивать интерес к предмету окружающий мир; - воспитывать интерес к изучению истории, приобщить к чтению дополнительной литературы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные технологии:
1. проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);
2. здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминуткой, определение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени на проведение самостоятельной работы, нормативное применение ТСО, что дает положительные результаты в обучении).
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, рабочая тетрадь, отрывок из кинофильма «Путешествие Магеллана», мультимедийный проектор, презентация, портрет Магеллана, Васко да Гама и Колумба., карта полушария, глобус.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного.
–Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание надобности к повторению.
Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Дети. Великие мореплаватели.
*портрет Христофора Колумба»
dic.academic.ru
Учитель. Великим мореплавателямбыла посвящена картинная галерея. Чьи портреты мы видим? Какие открытия сделал Христофор Колумб?
(ученики, используя карту, рассказывают об открытии Колумба)
Учитель.Знания о Земле накапливались долгие тысячелетия. Во второй половине 15 века в Западной Европе: росли крупные города, развивалась торговля, всеобщим средством обмена стали деньги. Индия – страна сказочных богатств манила к себе путешественников, купцов. В то время европейцы вели большую торговлю с Индией. Там они покупали пряности (перец, корицу, гвоздику), которые высоко ценились в Европе. А можно ли было попасть в Индию по суше?
Поиски выгодных морских путей на Восток начали в xv веке два приморских государства : Португалия и Испания
*портрет Васко да Гама
Учитель. Что вы можете сказатьоб этом путешественнике?
(ученики, используя карту, рассказывают о плавании Васко да Гаме)
3.Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока.
Учитель. В эпоху Возрождения расширялись новые знания о Земле, наша задача выявить, что люди узнали о своей планете, какие совершили открытия. Наша картинная галерея пополнилась ещё одним портретом – это портрет великого путешественника - Фернан Магеллан. Учитель. Какова тема урока? Цель урока?
1 ученик, используя презентацию, рассказывает биографию Магеллана.
Учитель. В то время, когда португалец Магеллан был на службе у Испанского короля Карла I, испанская казна была пуста. Благодаря путешествию казна могла пополниться.
Как? (ученики высказывают свои мнения)
Учитель. Мы отправляемся в путешествие вместе с Магелланом и попробуем ответить на этот вопрос.
Физминутка.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий.
Приём «Инсерт»(ведём бортовой журнал - уже знал, новое для меня, думал иначе, не понял, есть вопрос.)
Что было для вас знакомым из кинофильма?
- Что нового вы узнали для себя из этого фильма?
- У кого есть вопросы по фильму? Что осталось непонятным?
5.Первичное закрепление. Цель: Установить осознанность усвоения нового материала.
Учитель. Давайте опишем путь, который проплыл Магеллан
(ученикина интерактивной доске)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. . Учитель. Откройте тетради. Опишите на карте полушария путь, который проплыл Магеллан.
Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.
Учитель. Что могли привести путешественники?
(ученики высказывают свои предположения)
Учитель. В воскресенье 7 сентября 1522 года мореплаватели под командой Эль-Кано, возвратились в Испанию, обогнув с юга Африку. Из 265человек, отправившихся три года назад с Магелланом, вернулись домой только 18. С Моллуккских островов они привезли пряности ( мускатный орех и гвоздику)
(учитель демонстрирует пряности)
Эти пряности Испанский король продал. Португальский король поверил, что Молуккские острова принадлежат Испании и выкупил их за деньги. Испанский король окупил потерю 4-х кораблей и пополнил свою казну.
Учитель. Проследите путь по глобусу и попробуйте ответить на главный вопрос: Какие открытия были сделаны?
(Ученики работают в малых группах, после чего высказывают свои предположения)
7. Итог урока
Учитель. Какие открытия были сделаны?
Ученики.
1. Открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей.
2. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
3. Впервые был пройден Тихий океан.
4. Открыл пролив, названный его именем.
(слайд «Итоги экспедиции»)
Учитель. Сегодня урок мне бы хотелось закончить словами писателя Владилена Травинского: «Я утверждаю, что именно так и можно жить. Это не значит, что всем суждено водить армады за океаны. Неодинаковы человеческие помыслы и горизонты желаний, но каждый волен в той области деяний, который для него притягательна. Помни о чести и долге перед человечеством. Открыть свою душу возвышенным и чистым намереньем сколь не казались они чрезмерным. И жизнь этих людей, их путешествия доказывает это»
Выставка книг о великих путешественниках - мореплавателях
8. Рефлексия деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.
- Вам понравился урок? - Что было легко? Что было трудно? - Кто из вас считает, что пополнил свои знания - Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома? -А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю)
-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?
Информация о домашнем задании. *слайд с записью «домашнее задание»
1. Стр.65- 67 учебника, читать и отвечать на вопросы;
2. На стр. 14 в рабочей тетради № 24
Экспертная группа в составе:
1. Штурн Елена Владимировна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» город Усолье-Сибирское, высшая квалификационная категория
(ФИО эксперта, категория, должность, место работы)
2. Домашенко Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» город Усолье-Сибирское, высшая квалификационная категория
(ФИО эксперта, категория, должность, место работы)
3. Хисматулина Светлана Константиновна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ««Средняя общеобразовательная школа №15» город Усолье-Сибирское, высшая квалификационная категория.
(ФИО эксперта, категория, должность, место работы)