Урок окружающего мира " Жизнь-Отечеству, честь-никому!"
Урок окружающего мира " Жизнь-Отечеству, честь-никому!"
Урок окружающего мира в 4 классе знакомит обучающихся с Великими людьми: Ломоносов, Суворов, Кутузов, Ушаков.внесшими большой вклад в развитие становлении России. Воспитывает патриотизм, любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира " Жизнь-Отечеству, честь-никому!"»
Тема:Жизнь- Отечеству, честь- никому.
Цели:
Образовательная :
- закрепить знания детей о времени правления Петра I ,его реформах, способствующих процветанию государства.
-познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, А.В. Суворова,
Ф.Ф.Ушакова , показав их вклад в развитие России .
- познакомить с понятиями Отечество, честь.
Развивающая :
Познавательные УУД:
- формировать умение анализировать , делать выводы.
Регулятивные УУД :
-выполнять учебное задание в соответствии с целью
Коммуникативные :
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
Воспитательная:
Личностные УУД:
-воспитывать интерес к изучению истории, любовь к Родине.
Ход урока.
I Орг .момент
Цель : включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Здравствуйте. Как хорошо, что мы вместе. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами.. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
II Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала , необходимого для « открытия нового знания»
Повторение изученного на прошлом уроке проведем в форме тестирования.
1)Работа в группах.
Карточка 1.
Подчеркните перемены, которые произошли в России при Петре I
1) Столицей России стала Москва .2) Петром было построено более 200 заводов.
3) Освобожден от польских захватчиков Смоленск. 4) Возникли школы, училища , Академия наук. 5) На Неве построен город Петербург. 6) Воздвигнут памятник Петру I на Сенатской площади. 7) Россия стала называться империей. 8) Столица России перенесена в Петербург.8) Был создан могучий военно-морской флот .
2) Назовите , какие преобразования в России произвел Петр I ?(работа с текстом)
Сверим с эталоном.
Эталон.
Петром было построено более 200 заводов.
Возникли школы, училища , Академия наук.
На Неве построен город Петербург.
Россия стала называться империей
Столица России перенесена в Петербург.
Был создан могучий военно-морской флот .
Вывод : Петр I был предан России. Верил в ее огромные возможности. Россия в результате петровских преобразований превратилась в великую державу.
III Возникновение проблемной ситуации.
1)Я хочу вам предложить совершить путешествие в Россию 18 века.
Познакомиться с современниками Петра I .
-Известны ли вам эти люди? (Да)
-Как их зовут?( М.В . Ломоносов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков)
-Что о них известно ? (кратко)( Учёный, полководец, флотоводец).
-Что их объединяет?( Граждане России, жили в 18 веке, современники Петра I )
2) Есть ещё один очень важный момент , который объединяет этих людей. Сегодня мы это должны узнать .
IV Сообщение темы урока.
Из предложенных слов составьте высказывание А.В. Суворова ( жизнь, честь ,никому ,отечеству )
Девизом А.В. Суворова были слова : « Жизнь- отечеству, честь никому!». Эти слова будут темой нашего урока.
V Постановка целей.
1) Узнать значение понятий Отечество, честь. Познакомится с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова.
2) Анализировать, делать выводы,выполнять учебное задание в соответствии с целью, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
3) Узнавать историю своей страны.
VI Открытие нового знания.
1)Словарь.
Отечество- ? страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Синонимы : Родина , Отчизна, родная земля, отчий дом.
Честь- ? хорошая репутация, доброе имя. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.(н.р.:
Береги честь ….. (смолоду) ( Беречь доброе имя, не совершать поступки, за которые потом будет стыдно) .
Честь и совесть!Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?(Для большинства людей честь, совесть… не пустой звук)
2) Видеозапись Ольга Дубова «Честь имею»
3 ) Возвращаемся в 18 век. Знакомимся с биографиями современников Петра I
М.В. Ломоносов
1) Детство.(сообщение)
Михаил Васильевич Ломоносов родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.
Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умный, предприимчивый, первым из того края построил парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.
Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги.. Впечатления от плавания остались у нег на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами .И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.
Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу . Он слышал, что в Москве есть школы, где наукам учат, да и книг там много.
2)Путь в науку(сообщение)
В декабре 1731 года Ломоносов уходит из дома. В Москву отправили обоз с мороженой рыбой . С обозом пошел и Михаил- без копейки денег, без вещей - лишь с добытыми ещё дома учебниками грамматики и арифметики.
И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия.
Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.
3)Путь в науку(сообщение)
Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий.
Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. И в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен в Санкт-Петербургскую Академию наук . Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по химии, по механике, физике, логике. Ломоносов стал брать уроки немецкого , французского , рисования, танцев и фехтования.
4) Ломоносов – ученый. (работа с текстом учебника с 48)
Вывод: ( роль в истории)
- Какой след в науке, культуре ,искусстве оставил М.В.Ломоносов?
Главное – основание по его проекту первого в России университета в Москве в 1755 году. Университет носит имя М.В.Ломоносова. Использование стекла в изобразительном искусстве ( мозаика). Предсказал существование Антарктиды.
Обнаружил наличие атмосферы на Венере.Вот такой он Михаил Васильевич Ломоносов -одновременно гениален в различных отраслях науки , талантливый поэт и художник, истинный патриот России.
\Шли годы. Продолжали расширяться границы России. Одни земли присоединялись добровольно, другие отвоёвывали силой.
А.В. Суворов
1)Детство Суворова (сообщение)
Саша Суворов с детства был слабым и болезненным, а мечтал стать военным.
- Ну где тебе быть военным ,- смеялся отец. Ты и ружья не поднимешь.
Огорчался мальчик, но мечты не оставлял. В зимние холода целый день проводил на улице. Весной купался в студеной воде. Мальчик много ходил, научился ездить верхом и добился своего : окреп, закалился и вскоре поступил на военную службу.
2)Жизненный путь. (сообщение)
70 лет прожил Александр Васильевич Суворов. Более 50 –и из них провел в армии.
Начал службу простым солдатом, закончил- фельдмаршалом и генералиссимусом. 35 больших сражении провел Суворов. В каждом из них он был победителем. Александр Васильевич любил своих солдат. И сам жил по - солдатски. Спал в простой походной палатке. Ел солдатские щи и кашу.
Александр Васильевич был образованным человеком. Много читал. Знал французский, немецкий и итальянские языки.
Мудрый военачальник написал замечательный учебник воинского мастерства « Наука побеждать». Девизом Суворова были слова : « Жизнь- отечеству, честь никому!»
Превыше всего Суворов любил свою Родину. «Горжусь, что я россиянин»,- говорил он.
3) Работа с текстом учебника с 49)
Вывод: ( роль в истории)
- Чем был знаменит Суворов?
Великий полководец, храбрый , образованный, добрый, простой, написал книгу «Наука побеждать» - пособие для офицеров и солдат. Новые способы ведения войны «Удивить-победить».
?????
\Суворов высоко ценил флотоводца Ушакова за глубокое знание военной науки и смелость.
Физкультминутка для глаз.
Ф.Ф. Ушаков
1) Детство .(сообщение)
Родился Федор Ушаков 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Ярославской провинции. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми глубоко верующими.
Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя карифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил офицерский чин и был приведен к присяге.
2) Жизненный путь.(сообщение)
Жизнь матросов XVIII века была крайне суровой. Их били нещадно, а Фёдор Фёдорович не позволял себе оскорблений в адрес подчинённых. Более того, он тренировал их лично, а в голодное время отдавал последние деньги, чтобы прокормить свою команду.
Ушаков не проиграл ни одного морского сражения, и главным фактором своих побед он считал прежде всего стойкость и мужество матросов эскадры.
В личной жизни был примерно благочестив, твердо следовал христианским принципам.
Умер он на 74-м году жизни . В честь флотоводца учреждены орден и медаль Ушакова. Ныне ими награждают моряков, проявивших умение и отвагу при защите Родины.
Ушаков – бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец . Он гордость и слава русского флота, армии. Федор Федорович принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота. Один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России.
3) Работа с текстом учебника (с 50-51)
Вывод: ( роль в истории)Ушаков Федор Федорович был современником Суворова. Ушаков – бесстрашный, мужественный, талантливый русский флотоводец, положивший свою жизнь во славу русского оружия. Он гордость и слава русского флота, армии. Федор Федорович принимал непосредственное участие в строительстве русского черноморского флота. Один из творцов успеха России в борьбе с Турцией. Под его командованием, русский флот впервые вышел в Средиземное море, где провел ряд успешных операций с союзниками России.
VII Подведение итогов.:
Что объединяет этих талантливых, но таких разных людей?
У : В суете современного мира мы живем, часто не задумываясь, что у нас есть славные исторические корни, личности, на которых можно равняться. Великие деятели науки, культуры , знаменитые воины служили России. Они сделали все , для того чтобы наша страна стала могучей державой.
Патриот- тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. И если потребуется, сможете защитить нашу страну.
XII Стихотворение « Быть патриотом»
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять!
XI Рефлексия
Рефлексия.
Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
Поднимите руки, кто нарисовал себя на 1 ступеньке, на 2, на 3.
XII Домашнее задание ( по выбору)
1) Подготовить сообщения о Ф.Ф. Ушакове
2) Написать сочинение «Я- шинель Суворова»
XIII Песня « Служить России» (исполняют обучающиеся)